Консультация для воспитателей «Рациональное использование среды группы для экологического воспитания»
консультация по теме

Зорина Ирина Евгеньевна

                                                              Консультация для воспитателей                                   

                             «Рациональное использование среды группы для экологического воспитания»                                             

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологи­зация развивающей предметной среды.
Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образова­ния и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать ус­ловия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познава­тельной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребен­ка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, от­давать предпочтение объектам природы перед искусственными объ­ектами);

- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных мате­риалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озелене­ние территории; создание условий для экскурсий на свежем воздухе);

- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; фор­мирование желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

- формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растения­ми, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование при­родного материала на занятиях по изо -  деятельности и т. п.).

Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.

Экологическая комната (класс, комната природы). Этот элемент эко­логической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоя­тельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от разме­ров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформле­ние экологического класса должно служить примером безопасного и эс­тетически грамотного оформления помещений, способствовать выработ­ке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций здесь используются только природные материалы.

Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных уч­реждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающих целей.

Зимний сад — также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видо­вому составу, внешнему облику, экологическим, географическим осо­бенностям, расположению отдельных групп растений.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки {на территории ДОУ, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.

Музеи. Выделяют два направления использования музейной педагоги­ки в целях экологического воспитания: посещение музеев (краеведче­ских, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) и создание небольших музеев непо­средственно в дошкольных учреждениях.

Эти направления являются относительно новыми для детских садов.

Огород, сад - эти элементы распространены в ДОУ, углубленно зани­мающихся ознакомлением с природой, и многих детских садах, разме­щенных в небольших городах и поселках. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; мини-огороды на ок­нах; огороды в теплицах и парниках.

Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникно­вению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными, воспитывают ответственность за жи­вых существ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работ­никами дошкольных учреждений экологического подхода к жизни расте­ний и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошко­льников являются непосредственный контакт ребенка с объектами при­роды, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практи­ческая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процес­се обсуждения. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, нахо­дящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов.

Экологическая среда в ДОУ - это, прежде всего, конкретные, отдель­но взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и разви­вается. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и расте­ния, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядо­витые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные – это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хоро­шее содержание растений и животных не должно отнимать у воспита­теля много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к объектам экологиче­ской среды в детском саду позволит детям видеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней сре­дой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элемен­там среды обитания;

3) появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечи­вающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отли­чие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

По мнению С. Н. Николаевой, экологический подход к живым объек­там означает экологически правильное содержание животных, т. е. соз­дание для них индивидуальных условий, максимально копирующих есте­ственную среду их обитания:

- отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушно­го, почвенного, водного);

- оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответст­вующей атрибутикой из природного материала;

- создание необходимого температурного режима;

- подбор нужных кормов.

Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания жи­вотных, что важно с точки зрения экологически-нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, что позволяет организовать на­блюдения разных сфер их жизни: питания, строение гнезда, передвижения, выращивания потомства и т. д. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запа­сание кормов, заботу о потомстве и другие моменты из жизни животных.

Экологический подход необходим не только при содержании живот­ных, но и для растений. Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, влага, тепло, питательная среда, почва, воздух. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических по­требностей и происхождения, мест их природного обитания.

Таким образом, создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологиче­ской культуры детей дошкольного возраста.



 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           МБДОУ «Большеатмасский детский сад»

                                     

 «Рациональное использование среды группы для экологического воспитания»

                                                            Подготовила воспитатель

                                                            Зорина И.Е.

                                           2016г.

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий на свежем воздухе);

- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

- формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.

Экологическая комната (класс, комната природы). Этот элемент экологической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций здесь используются только природные материалы.

Живой уголок - достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающих целей.

Зимний сад — также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки {на территории ДОУ, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.

Музеи. Выделяют два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев (краеведческих, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях.

Эти направления являются относительно новыми для детских садов.

Огород, сад - эти элементы распространены в ДОУ, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садах, размещенных в небольших городах и поселках. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; мини-огороды на окнах; огороды в теплицах и парниках.

Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными, воспитывают ответственность за живых существ.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов.

Экологическая среда в ДОУ - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные – это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к объектам экологической среды в детском саду позволит детям видеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

По мнению С. Н. Николаевой, экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т. е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания:

- отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного);

- оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала;

- создание необходимого температурного режима;

- подбор нужных кормов.

Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически-нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, что позволяет организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и т. д. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве и другие моменты из жизни животных.

Экологический подход необходим не только при содержании животных, но и для растений. Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, влага, тепло, питательная среда, почва, воздух. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания.

Таким образом, создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.



                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для воспитателей на тему :"Игровые технологии в экологическом воспитании"

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра.Применение игровых технологии является мощным стимулом развития экологического сознания дошкольников.  Ребенок в игре познает окружающи...

Консультация для воспитателей "Активные формы деятельности дошкольников по экологическому воспитанию в условиях современного детского сада"

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельнос...

Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования детей.

Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования детей.Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  со...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей ДОО «Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей ДОО«Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»...