Консультация для воспитателей ДОО «Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»
консультация

Пименова Мария Анатольевна

Консультация для воспитателей ДОО

«Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОО

«Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников»

   Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие образные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к миру. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.  Для решения этих задач и в связи с реализацией ФГОС ДО на каждом этапе экологического образования и воспитания дошкольников, педагоги стараются найти новые, современные инновационные формы, методы, подходы в педагогической деятельности.

   1   начало (слайд) Изучив интернет - ресурсы, я обратила внимание на инновационный метод «Ментальные карты». 

   2 (слайд) Понятие «Ментальные-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, Тони Бьюзен.

       Термин (от англ. сл. Mind Map) -   переводится как «интелект карты», «карты ума», «ментальные карты», «карты памяти» - это информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные) между понятиями, частями и составляющими рассматривающей области.

Метод ментальных карт (МК) оказывается очень простым, доступным средством донесения информации не только для взрослых, но и для детей дошкольного возраста.                                                                                                     

        3 (слайд) Цель составления Ментальных карт — на одном листе собрать всю необходимую информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

      Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

4 (слайд)    Метод ментальных карт позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать задачи экологического воспитания:      (показан на слайде)

 Развивать познавательный интерес к изучению экологии. 

 Расширять пассивный словарь в области экологических знаний.

 Выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в формировании эко-культуры ребёнка. 

 Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию. 

 Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. 

 Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 

 Развивать воображение и творческую активность. 

 Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.                             

5 (слайд)     Свойства ментальных карт: 

 Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

 Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

 Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

 Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

 Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

 Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

7 (слайд)    Рекомендации по применению ментальных карт:

•  Задавайте больше вопросов;

•  Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

•  Беседуйте по карте;

•  Составляйте рассказы;

•  Добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

•  Экспериментируйте.

Знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории. 

   6  (слайд)    Схема

Алгоритм составления ментальных карт довольно прост:

         Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся ментальной карты   следует придерживаться следующих простых правил:

1.     Располагать бумагу следует горизонтально, в этом случае вам будет удобнее писать и читать

2.     Все надписи и изображения делаются цветными карандашами, маркерами. Каждая ветвь имеет свой цвет.

3.     Рекомендуется использовать не менее 5 -9 цветов.

          3.  В центре листа обозначается общая тема актуальная на данный момент или тема недели (времена года, водоёмы, насекомые, домашние животные, цветы и.т.п)                

4.      От центрального рисунка отходят ветви, а с ними ветви второго и следующих порядков (линии-мысли). 

Рисовать ментальную карту следует по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.

5.     Вдоль каждой ветви нужно писать только одно ключевое слово.

          6.  Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

          7.  К каждому существительному подбираются слова-признаки, слова-ассоциации по теме. 

          8.   Составляется карта.

          9.   Далее при приобретении новых знаний по теме дети могут самостоятельно вносить дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (составляется рассказ), с опорой на карту.

     Ментальные карты для дошкольников должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.                            

Метод ментальных карт в образовательной деятельности дошкольников является универсальным способом познания окружающего мира, наиболее оптимальным методом экологического воспитания детей.  Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. И самое главное – метод ментальных карт поможет формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. Создание ментальных карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии, особенно по экологии.  

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

  Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

  Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...