Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования детей.
статья (средняя группа) на тему

Копченко Татьяна Николаевна

Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования детей.

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, должна быть удобной, информированной, насыщенной, доступной, безопасной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.  

Согласно этим требованиям в  детском саду в каждой  группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. Кроме постоянных растений  в уголках природы  находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые  в холодное время года.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлены  уголки экспериментирования с набором материалов для опытов, составлены  картотеки игр и экспериментов. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в уголке экспериментирования позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки и др. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.  

На участке детского сада второй  младшей группы выделен специальный участок, на котором создана точка «Метеостанция», которая позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды.

В детском саду есть экологическая комната, где собран необходимый материал для проведения занятий, экспериментирования, самостоятельных наблюдений. В этой комнате есть комнатные растения и картотека к ним,  зона коллекций, макеты,  природный материал, « живой»  уголок , оборудование для ухода за живыми объектами;

минилаборатория ,здесь материалы для детского экспериментирования, микроскоп,  природный материал;

библиотека - познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка  картин и иллюстраций из жизни животных,  растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы;

В группах так же постоянно пополняется  экологическая библиотека . Здесь находятся книги о природе, энциклопедии,  альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы,  видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же расположена библиотека произведений о природоведческого характера. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает  от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике. Весной  между игровыми площадками была посажена живая изгородь.

Огород традиционен для дошкольного учреждения, углубленно занимающихся ознакомлением с природой.  Огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.  На примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами. Урожай, который можно собрать в огороде, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в детском саду. В 2016-2017 учебном году на территории детского сада  находился «уголок поля», где дети старшего дошкольного возраста выращивали зерновые культуры (овес, пшеница, подсолнух и др.)

На всей территории детского сада расположены цветники. В цветниках  представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования детей.

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, должна быть удобной, информированной, насыщенной, доступной, безопасной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. 

Согласно этим требованиям в  детском саду в каждой  группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. Кроме постоянных растений  в уголках природы  находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые  в холодное время года.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлены  уголки экспериментирования с набором материалов для опытов, составлены  картотеки игр и экспериментов. Здесь дети под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в уголке экспериментирования позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. 

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки и др. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.  

На участке детского сада второй  младшей группы выделен специальный участок, на котором создана точка «Метеостанция», которая позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды.

В детском саду есть экологическая комната, где собран необходимый материал для проведения занятий, экспериментирования, самостоятельных наблюдений. В этой комнате есть комнатные растения и картотека к ним,  зона коллекций, макеты,  природный материал, « живой»  уголок , оборудование для ухода за живыми объектами;

минилаборатория ,здесь материалы для детского экспериментирования, микроскоп,  природный материал;

библиотека - познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка  картин и иллюстраций из жизни животных,  растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы;

В группах так же постоянно пополняется  экологическая библиотека . Здесь находятся книги о природе, энциклопедии,  альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы,  видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же расположена библиотека произведений о природоведческого характера. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит создает благоприятную среду, защищает  от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике. Весной  между игровыми площадками была посажена живая изгородь.

Огород традиционен для дошкольного учреждения, углубленно занимающихся ознакомлением с природой.  Огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.  На примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами. Урожай, который можно собрать в огороде, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в детском саду. В 2016-2017 учебном году на территории детского сада  находился «уголок поля», где дети старшего дошкольного возраста выращивали зерновые культуры (овес, пшеница, подсолнух и др.)

На всей территории детского сада расположены цветники. В цветниках  представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование художественных произведений в экологическом образовании детей дошкольного возраста

консультация на заданную тему, раскрыты задачи , представлены образцы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

Рациональное использование предметно-пространственной среды ДОУ для экологического образования детей

Рациональное использование предметно-пространственной среды ДОУ для экологического образования детей....

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, э...

семинар для воспитателей "использование элементов сказки в экологическом образовании детей"

Использование сказок или их элементов позволяет развивать творческие способности, фантазию, речь, умение мыслить....