ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
статья на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_ekologicheskom_obrazovanii_detey.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Д.Ю. Торопова
С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, инновационных педагогических технологий.
Современные документы дошкольного образования предполагают построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на основе объединения комплекса различных видов деятельности детей вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события в обществе, проектная деятельность, традиции.
Использование проектной технологии в дошкольном образовании открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, которая применяется не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент образования дошкольников, т.е. как их непосредственная образовательная деятельность.
Формирование проектной деятельности даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать, что позволит ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Как организуется проектная деятельность в ДОУ?
Пахомова Н.Ю. выделяет следующие этапы проектной деятельности и только при их соблюдении можно говорить о том, как реализуются проектная деятельность в детском саду:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются, в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи. |
Организация деятельности | |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): - группы детей; - распределяет роли, ответственность; - планирование детской деятельности по решению задач проекта; - предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы | Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
Осуществление деятельности | |
При косвенном участии: - при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; - обогащает знания детей, повышает их эрудицию; - репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; - консультируются, задают вопросы, ищут необходимые и недостающие знания; - фантазируют; - готовят презентацию |
Презентация | |
Обобщает полученные результаты проекта и проводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию | Демонстрируют: - понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу; - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников |
Важно отметить что, центральным принципом проектной деятельности является совместная работа педагога и детей, т.е. совместное формулирование проблемы, определение задач, разработка плана, контроль за этапами выполнения работы и оценка полученного результата.
В ходе педагогической практики был разработан и реализован экологический проект «Оглянись вокруг природа!»
Цель проекта: ознакомление детей с живой и не живой природой, воспитание бережного отношения к ней, формирование экологической культуры.
Задачи:
- Развивать умения детей старшего дошкольного возраста решать проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Учить детей бережно относиться к окружающему миру, ценить красоту природы, правильно вести себя в ней, не нанося вреда.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Донести до родителей актуальность экологического проекта.
Особенность взросло-детского проекта заключалась в том, что участниками стали: дети, родители, студенты-практиканты колледжа и воспитатели.
Во время экскурсии в летний парк, дети обратили внимание на загрязненную территорию парка (мусор). Стали рассуждать: если не заботиться о природе, то она может погибнуть.
Детям старшего дошкольного возраста не достаточно самостоятельности, умения экспериментировать, проявлять фантазию и художественное творчество, поэтому для решения проблемы сохранение природы мы включили родителей детей старшей группы ДОУ.
На подготовительном этапе проекта определили план действий, подобрали материалы о том, как можно сохранить природу, наметили варианты оформления плаката по сохранению природы.
В ходе реализации практического этапа проекта использовались следующие формы и методы:
- тематическая прогулка «Азбука поведения в природе»;
- акции:
- «Только вместе, только дружно помогать природе нужно»,
- «Мы порядок наведем и природу сбережём»;
- непосредственная образовательная деятельность детей:
- «Как человек охраняет природу»;
- «Планета Земля в опасности»;
- беседа с детьми не тему «Человек и природа»
- конкурс рисунков «Природа моими глазами» с элементами аппликации;
- раскрашивание листовок «Чистый двор-чистая природа»;
- изготовление знака «Не сорите в природе»
- КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей «Что мы знаем о природе и ее охране»;
- оформление плаката-щита «Сохрани природу», одним из достоинств которого являлась познавательная и природоохранная функция.
В завершение проекта был организован праздник для детей и родителей «Оглянись вокруг природа», после которого у всех остались яркие впечатления, а нашей группе «Светлячки» была вручена грамота, за активное участие в охране природы. Радости детей не было границ, а взрослым было важно увлечься тем, что интересно их детям.
В завершение можно сказать, что дети стали бережно относиться к природе, ценить ее красоту и богатство, родители стали активными участниками образовательного процесса ДОУ.
Библиографический список
- Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения – 2014.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании методическое пособие М.: Мозаика – 2012.
- Дубских В.А. Организация учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации - 2010 – №1 – С. 22-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...
Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.
Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе....
"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"
Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология В.В. Воскобов...
Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую сил...