ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
статья на тему

Торопова Дарья Юрьевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Д.Ю. Торопова

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, инновационных педагогических технологий.

Современные документы дошкольного образования предполагают построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на основе объединения комплекса различных видов деятельности детей вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события в обществе, проектная деятельность, традиции.

Использование проектной технологии в дошкольном образовании открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, которая применяется не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент образования дошкольников, т.е. как их непосредственная образовательная деятельность.

Формирование проектной деятельности даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать, что позволит ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Как организуется проектная деятельность в ДОУ?

Пахомова Н.Ю. выделяет следующие этапы проектной деятельности и только при их соблюдении можно говорить о том, как реализуются проектная деятельность в детском саду:

  1. погружение в проект;
  2. организация деятельности;
  3. осуществление деятельности;
  4. презентация результатов.

Взаимодействие воспитателя и детей в проектной деятельности

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются, в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи.

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует (помогает):

- группы детей;

- распределяет роли, ответственность;

- планирование детской деятельности по решению задач проекта;

- предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

- при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

- деликатно контролирует;

- обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

- репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

- выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей;

- консультируются, задают вопросы, ищут необходимые и недостающие знания;

- фантазируют;

- готовят презентацию

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и проводит его итоги.

Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели и задачи;

- умение планировать и осуществлять работу;

- найденные способы решения проблемы;

- самоанализ деятельности и ее результата;

- взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников

Важно отметить что, центральным принципом проектной деятельности является совместная работа педагога и детей, т.е. совместное формулирование проблемы, определение задач, разработка плана, контроль за этапами выполнения работы и оценка полученного результата.

В ходе педагогической практики был разработан и реализован экологический проект «Оглянись вокруг природа!»

Цель проекта: ознакомление детей с живой и не живой природой, воспитание бережного отношения к ней, формирование экологической культуры.

Задачи:

  1. Развивать умения детей старшего дошкольного возраста решать проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  2. Учить детей бережно относиться к окружающему миру, ценить красоту природы, правильно вести себя в ней, не нанося вреда.
  3. Воспитывать любовь к родному краю.
  4. Донести до родителей актуальность экологического проекта.

Особенность взросло-детского проекта заключалась в том, что участниками стали: дети, родители, студенты-практиканты колледжа и воспитатели.

Во время экскурсии в летний парк, дети обратили внимание на загрязненную территорию парка (мусор). Стали рассуждать: если не заботиться о природе, то она может погибнуть.

Детям старшего дошкольного возраста не достаточно самостоятельности, умения экспериментировать, проявлять фантазию и художественное творчество, поэтому для решения проблемы сохранение природы мы включили родителей детей старшей группы ДОУ.

На подготовительном этапе проекта определили план действий, подобрали материалы о том, как можно сохранить природу, наметили варианты оформления плаката по сохранению природы.

В ходе реализации  практического этапа проекта использовались следующие формы и методы:

  • тематическая прогулка «Азбука поведения в природе»;
  • акции:
  • «Только вместе, только дружно помогать природе нужно»,
  • «Мы порядок наведем и природу сбережём»;
  • непосредственная образовательная деятельность детей:
  • «Как человек охраняет природу»;
  • «Планета Земля в опасности»;
  • беседа с детьми не тему «Человек и природа»
  • конкурс рисунков «Природа моими глазами» с элементами аппликации;
  • раскрашивание листовок «Чистый двор-чистая природа»;
  • изготовление знака «Не сорите в природе»
  • КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей «Что мы знаем о природе и ее охране»;
  • оформление плаката-щита «Сохрани природу», одним из достоинств которого являлась познавательная и природоохранная функция.

В завершение проекта был организован праздник для детей и родителей «Оглянись вокруг природа», после которого у всех остались яркие впечатления, а нашей группе «Светлячки» была вручена грамота, за активное участие в охране природы. Радости детей не было границ, а взрослым было важно увлечься тем, что интересно их детям.

В завершение можно сказать, что дети стали бережно относиться к природе, ценить ее красоту и богатство, родители стали активными участниками образовательного процесса ДОУ.

Библиографический список

  1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения – 2014.
  2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании методическое пособие М.: Мозаика – 2012.
  3. Дубских В.А. Организация учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации  - 2010 – №1 – С. 22-34.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.

Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе....

"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"

Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология  В.В. Воскобов...

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую сил...