Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.
учебно-методический материал (старшая группа)

Карпухина Наталья Сергеевна

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Экологическое воспитание дошкольников в моей группе ведётся по дополнительной общеразвивающей программе познавательно-исследовательской направленности «Юный Эколог»

Цель программы: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

Задачи программы:

- формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;

- накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;

- формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;

- воспитание потребности в созидании и творчестве;

- создание условий для полноценного экологического воспитания;

- воспитание любви к природе через прямое общение с ней;

- повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

Работа по кружку ведётся целенаправленно, систематически и комплексно, что способствует повышению уровня представлений детей об объектах живой и неживой природы.

Данные задачи программы достигаются мной в специально созданной эколого-развивающей среде:

Уголок природы

Растительный мир уголка природы в группе очень разнообразен. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для жизни и роста растений, их особенностями. В процессе ухода за растениями дети приобретают не сложные навыки: поддерживают растения в чистоте; правильно поливают, опрыскивают из пулевизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кистью или щёткой листья, имеющие зазубрины, сухой кистью - опушённые листья. При этом учатся определять способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, поверхности, хрупкости.

В уголке природы находятся такие комнатные растения как алоэ (мясистые листья с зазубринами), душистая герань, хлорофитум, фиалка, бальзамин, фикус. Экологические особенности растений отражены на специальных табличках - паспортах.

Уголок природы красив, удобен, но без яркого оформления. Всё внимание детей сосредоточено на растениях. На комнатные растения имеется паспорт уголка природы. Необходимый элемент уголка природы это - Календарь природы. Мы с детьми систематические наблюдаем за явлениями природы, и фиксируем каждое событие в календаре. Дети отражают события картинками, значками. Поэтому ведение календарей природы развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного. 

Групповой участок

Озеленение участка группы разнообразен и красив, что создает благоприятную визуальную среду. На нем произрастают не только береза и клён, но и такие замечательные деревья, как сосна.

На участке много цветов. Цветущие растения создают прекрасную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. В разных местах участка растут и многолетники, и однолетники. Все растения простые в уходе.

Рассмотрим теперь новые виды экологических пространств которые я организовала в группе.

Научный центр 

В него входят: лаборатория природы, библиотека, а так же коллекции.

Лаборатория природы это элемент развивающей предметной среды. Лабораторию природы я разместила в специально оборудованном уголке группы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

В лаборатории разместила столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования и материалов. На подоконнике организовала «Мини-огород» для наблюдений. Организованное выращивание зелени и овощей (лук, укроп, петрушка, рассада огурцов и помидоров).

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Используются лупы, микроскопы, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой и т.д. В зоне коллекции хранится материал для организации занятий: мука, соль, сахар, крупы, песок, глина, земля, камни, галька, семена растений. В нашу коллекцию также входят и морские обитатели Чёрного моря (молюск-рапан), разнообразные насекомые, шишки, гербарий. Экологические игрушки сделанные своими руками, позволяющие наблюдать за ростом корней растений. Также в научном центре разместила лэпбук по экологии. 

В зоне библиотеки и игр разместились книги о природе, русские народные сказки (героев сказок я использую в экологическом образовании), картины, учебно-наглядные пособия: «Картины из жизни домашних животных», «Картины из жизни диких животных», различный де монстрационный материал.

В работе с детьми использую дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Так же использую соревновательные экологические игры. Эти игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Широко применяются в моей практике игры-путешествия, в которых с помощью ТСО дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок 

Экологическая тропа создана на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Имеется карта-схема экологической тропы. Карта-схема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе. Экскурсии проводятся четыре раза в год: в октябре, декабре, марте и мае. Во время экскурсий по экологической тропе закрепляются и расширяются знания детей о сезонных изменениях в природе (в зависимости от времени проведения экскурсии), учу устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Систематизирую знания детей о природных явлениях, о живых и неживых объектах, формирую гуманное отношение к объектам живой природы, учу определять маршрут по карте-схеме, организовываю игры. В процессе экскурсий обращаю внимание детей на красоту природного окружения.

Зимний сад предназначен для общения детей с обитателями, наблюдений за ними, посильное участие детей в создании и поддержании необходимых условий. Зимний сад может быть использован как для плановых регулярных занятий, так и для кружковой работы с дошкольниками.

Наша группа часто посещает Зимний сад, и для многих детей это любимое место в ДОО.

Психологи считают, что Зимний сад в ДОО имеет благотворное влияние на детскую психику, на развитие и формирование личности. В чем же его польза?

Во-первых, Зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность. Когда наши дети идут в Зимний сад, а за окном метет метель, они оказываются в райском месте, среди множества цветущих растений, и экзотических птиц. Дети наслаждаются благоуханием цветущих растений, наблюдают за экзотическими птицами - в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть Зимнего сада.

Организуя работу с родителями по экологическому направлению, я использую разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме деловой игры, познавательной игротеки, библиотеки, устные педагогические журналы. Разработаны рекомендации для родителей по познавательному развитию детей, оформленные в виде буклетов: «Растите детей любознательными», «Как отвечать на детские вопросы?», методичек, папок-передвижек.

Проводимые консультации для родителей дают возможность не только слушать лекции воспитателя, но и изучать предлагаемую литературу по проблеме, участвовать в обсуждении. В ходе индивидуальных консультаций использую анкетирование родителей: «Мой ребенок» и т.д.

Развитие познавательного интереса к миру природы происходит:

- в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности: «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др;

- с непосредственным участием родителей в совместном озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад», «Покормите птиц зимой» и т.д. Привлекаем родителей к участию в тематических выставках поделок из природного материала «Дары Осени», «Фантазии матушки Зимы» и др.

Наши знания, умения, творческие находки направлены на поиск новых подходов к организации экологического воспитания дошкольников и совершенствованию эколого-развивающей среды в ДОО.