Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.
учебно-методический материал (старшая группа)

Карпухина Наталья Сергеевна

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Экологическое воспитание дошкольников в моей группе ведётся по дополнительной общеразвивающей программе познавательно-исследовательской направленности «Юный Эколог»

Цель программы: Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:

Задачи программы:

- формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;

- накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;

- формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;

- воспитание потребности в созидании и творчестве;

- создание условий для полноценного экологического воспитания;

- воспитание любви к природе через прямое общение с ней;

- повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.

Работа по кружку ведётся целенаправленно, систематически и комплексно, что способствует повышению уровня представлений детей об объектах живой и неживой природы.

Данные задачи программы достигаются мной в специально созданной эколого-развивающей среде:

Уголок природы

Растительный мир уголка природы в группе очень разнообразен. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для жизни и роста растений, их особенностями. В процессе ухода за растениями дети приобретают не сложные навыки: поддерживают растения в чистоте; правильно поливают, опрыскивают из пулевизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кистью или щёткой листья, имеющие зазубрины, сухой кистью - опушённые листья. При этом учатся определять способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, поверхности, хрупкости.

В уголке природы находятся такие комнатные растения как алоэ (мясистые листья с зазубринами), душистая герань, хлорофитум, фиалка, бальзамин, фикус. Экологические особенности растений отражены на специальных табличках - паспортах.

Уголок природы красив, удобен, но без яркого оформления. Всё внимание детей сосредоточено на растениях. На комнатные растения имеется паспорт уголка природы. Необходимый элемент уголка природы это - Календарь природы. Мы с детьми систематические наблюдаем за явлениями природы, и фиксируем каждое событие в календаре. Дети отражают события картинками, значками. Поэтому ведение календарей природы развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного. 

Групповой участок

Озеленение участка группы разнообразен и красив, что создает благоприятную визуальную среду. На нем произрастают не только береза и клён, но и такие замечательные деревья, как сосна.

На участке много цветов. Цветущие растения создают прекрасную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. В разных местах участка растут и многолетники, и однолетники. Все растения простые в уходе.

Рассмотрим теперь новые виды экологических пространств которые я организовала в группе.

Научный центр 

В него входят: лаборатория природы, библиотека, а так же коллекции.

Лаборатория природы это элемент развивающей предметной среды. Лабораторию природы я разместила в специально оборудованном уголке группы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность.

В лаборатории разместила столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования и материалов. На подоконнике организовала «Мини-огород» для наблюдений. Организованное выращивание зелени и овощей (лук, укроп, петрушка, рассада огурцов и помидоров).

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Используются лупы, микроскопы, термометры, песочные часы, комплекты для игр с водой и т.д. В зоне коллекции хранится материал для организации занятий: мука, соль, сахар, крупы, песок, глина, земля, камни, галька, семена растений. В нашу коллекцию также входят и морские обитатели Чёрного моря (молюск-рапан), разнообразные насекомые, шишки, гербарий. Экологические игрушки сделанные своими руками, позволяющие наблюдать за ростом корней растений. Также в научном центре разместила лэпбук по экологии. 

В зоне библиотеки и игр разместились книги о природе, русские народные сказки (героев сказок я использую в экологическом образовании), картины, учебно-наглядные пособия: «Картины из жизни домашних животных», «Картины из жизни диких животных», различный де монстрационный материал.

В работе с детьми использую дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Так же использую соревновательные экологические игры. Эти игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Широко применяются в моей практике игры-путешествия, в которых с помощью ТСО дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок 

Экологическая тропа создана на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Имеется карта-схема экологической тропы. Карта-схема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе. Экскурсии проводятся четыре раза в год: в октябре, декабре, марте и мае. Во время экскурсий по экологической тропе закрепляются и расширяются знания детей о сезонных изменениях в природе (в зависимости от времени проведения экскурсии), учу устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Систематизирую знания детей о природных явлениях, о живых и неживых объектах, формирую гуманное отношение к объектам живой природы, учу определять маршрут по карте-схеме, организовываю игры. В процессе экскурсий обращаю внимание детей на красоту природного окружения.

Зимний сад предназначен для общения детей с обитателями, наблюдений за ними, посильное участие детей в создании и поддержании необходимых условий. Зимний сад может быть использован как для плановых регулярных занятий, так и для кружковой работы с дошкольниками.

Наша группа часто посещает Зимний сад, и для многих детей это любимое место в ДОО.

Психологи считают, что Зимний сад в ДОО имеет благотворное влияние на детскую психику, на развитие и формирование личности. В чем же его польза?

Во-первых, Зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность. Когда наши дети идут в Зимний сад, а за окном метет метель, они оказываются в райском месте, среди множества цветущих растений, и экзотических птиц. Дети наслаждаются благоуханием цветущих растений, наблюдают за экзотическими птицами - в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть Зимнего сада.

Организуя работу с родителями по экологическому направлению, я использую разнообразные формы: нетрадиционные родительские собрания в форме деловой игры, познавательной игротеки, библиотеки, устные педагогические журналы. Разработаны рекомендации для родителей по познавательному развитию детей, оформленные в виде буклетов: «Растите детей любознательными», «Как отвечать на детские вопросы?», методичек, папок-передвижек.

Проводимые консультации для родителей дают возможность не только слушать лекции воспитателя, но и изучать предлагаемую литературу по проблеме, участвовать в обсуждении. В ходе индивидуальных консультаций использую анкетирование родителей: «Мой ребенок» и т.д.

Развитие познавательного интереса к миру природы происходит:

- в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности: «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др;

- с непосредственным участием родителей в совместном озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад», «Покормите птиц зимой» и т.д. Привлекаем родителей к участию в тематических выставках поделок из природного материала «Дары Осени», «Фантазии матушки Зимы» и др.

Наши знания, умения, творческие находки направлены на поиск новых подходов к организации экологического воспитания дошкольников и совершенствованию эколого-развивающей среды в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...

Статья "Игра как средство экологического образования детей дошкольного возраста"

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...

Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования детей.

Рациональное использование среды ДОУ для экологического образования детей.Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  со...

Рациональное использование предметно-пространственной среды ДОУ для экологического образования детей

Рациональное использование предметно-пространственной среды ДОУ для экологического образования детей....

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....