Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами"
консультация на тему

Зорина Ирина Евгеньевна

                                                              Консультация для воспитателей

Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики.  Занятия по оригами способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, художественного вкуса, помогают воспитывать аккуратность. Нас, как педагогов заинтересовала возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития творческого мышления, на основе яркого эмоционального самовыражения. Немаловажное значение имеет то, что дети, погружаются в работу, становятся настоящими творцами. Даже те дети, которые отличались скромностью и были замкнуты в других видах деятельности, раскрывались в большой мере и радовали нас и родителями своими результатами. Для гиперактивных  детей это искусство носит релаксирующий характер – увлекаясь, дети, конструируют, мыслят и творят. Несколько лет назад, познакомившись с техникой оригами, мы решили, что обязательно займемся этим искусством со своими воспитанниками. Какой  восторг приносят результаты коллективного творчества! Дети демонстрируют именно свою поделку и поделку своего друга в общем продукте их творчества. Они сравнивают, гордятся своими достижениями и, конечно, эмоциям нет предела. Ведь ребенка хвалит не только педагог, но и родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают  родителям о ток, как они их делали. Родители наших детей,  знакомятся с технологией  обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Очень часто мы проводим открытые занятия, где воспитанники выполняют работу совместно с родителями.

Аристотель говорил: « Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой  моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. Именно оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

В конце года, проводя первую диагностику мы поняли, как неоценима была работа, которой мы начали заниматься  с ребятами с начала старшей группы, ведь именно оригами развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер, учит детей различным приемам работы с бумагой: сгибанию, многократному складыванию, надрезанию, склеиванию, развивает концентрацию  внимания, умение сосредоточиться, стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям, знакомит детей с основными  геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина, развивает пространственное воображение, активирует воображение детей и фантазию, развивает художественный вкус и творческие способности, формирует трудовые навыки и культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономично использовать материал, содержать в порядке свой рабочий стол.

Во время обучения детей оригами используем следующие методы и приемы: показ с проговариванием  действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения  поделки.

Для создания мотивации используем игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяем художественное слово. В игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный,  исследовательский характер предлагаем им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.

Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приемы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, демонстрируем возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

В развитие творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных способностей. Ведь и занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то своё. Это огромный шаг вперёд, даже если полученный результат будет очень простым или окажется давно известным. Для ребёнка это плод его воображения, созданный путём творческого поиска. При этом конструкций могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных технике оригами.

Занятия оригами влияют и на формирование личностных качеств ребёнка: дисциплинированности целеустремлённости, самостоятельности, активности, эмоционального удовлетворения.

§  Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

§  Чувства причастности к общему делу, ответственности;

§  Умение договориться (выслушать других, высказать и доказать своё мнение);

§  Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

Освоение оригами предполагает знакомства с некоторыми традициями Японии,  которая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знакомство с международной культурой, потому что оригами выло за пределы родной страны и стало одним из направлений мировой культуры.

Большое значение оригами имеет и в экологическом воспитании дошкольников, ведь именно с экологией связанно изготовление фигурок животных и растений. Здесь происходит знакомство детей с реальными объектами живой природы, разнообразием их видов и среды обитания.

Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания, потому что дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, и получают геометрические фигуры в ходе складывания.

Работа в технике оригами – это настоящее творчество, которое увлекло наших воспитанников, наша группа  превратилась в сказочный островок: Здесь и летающие динозавры и бабочки, белые медведи, лягушата, одним словом наши дети занимаются интересным делом, они творцы и это самое большое счастье для педагога. «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». (Н. Островский)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Консультация для воспитателей

Развитие творческих способностей дошкольников посредством искусства оригами

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики.  Занятия по оригами способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, художественного вкуса, помогают воспитывать аккуратность. Нас, как педагогов заинтересовала возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития творческого мышления, на основе яркого эмоционального самовыражения. Немаловажное значение имеет то, что дети, погружаются в работу, становятся настоящими творцами. Даже те дети, которые отличались скромностью и были замкнуты в других видах деятельности, раскрывались в большой мере и радовали нас и родителями своими результатами. Для гиперактивных  детей это искусство носит релаксирующий характер – увлекаясь, дети, конструируют, мыслят и творят. Несколько лет назад, познакомившись с техникой оригами, мы решили, что обязательно займемся этим искусством со своими воспитанниками. Какой  восторг приносят результаты коллективного творчества! Дети демонстрируют именно свою поделку и поделку своего друга в общем продукте их творчества. Они сравнивают, гордятся своими достижениями и, конечно, эмоциям нет предела. Ведь ребенка хвалит не только педагог, но и родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают  родителям о ток, как они их делали. Родители наших детей,  знакомятся с технологией  обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Очень часто мы проводим открытые занятия, где воспитанники выполняют работу совместно с родителями.

Аристотель говорил: « Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой  моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. Именно оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

В конце года, проводя первую диагностику мы поняли, как неоценима была работа, которой мы начали заниматься  с ребятами с начала старшей группы, ведь именно оригами развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер, учит детей различным приемам работы с бумагой: сгибанию, многократному складыванию, надрезанию, склеиванию, развивает концентрацию  внимания, умение сосредоточиться, стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям, знакомит детей с основными  геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина, развивает пространственное воображение, активирует воображение детей и фантазию, развивает художественный вкус и творческие способности, формирует трудовые навыки и культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономично использовать материал, содержать в порядке свой рабочий стол.

Во время обучения детей оригами используем следующие методы и приемы: показ с проговариванием  действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения  поделки.

Для создания мотивации используем игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяем художественное слово. В игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный,  исследовательский характер предлагаем им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.

Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приемы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, демонстрируем возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.

В развитие творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных способностей. Ведь и занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то своё. Это огромный шаг вперёд, даже если полученный результат будет очень простым или окажется давно известным. Для ребёнка это плод его воображения, созданный путём творческого поиска. При этом конструкций могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей, сложенных технике оригами.

Занятия оригами влияют и на формирование личностных качеств ребёнка: дисциплинированности целеустремлённости, самостоятельности, активности, эмоционального удовлетворения.

  • Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:
  • Чувства причастности к общему делу, ответственности;
  • Умение договориться (выслушать других, высказать и доказать своё мнение);
  • Заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

Освоение оригами предполагает знакомства с некоторыми традициями Японии,  которая является родиной искусства складывания бумаги. Это и знакомство с международной культурой, потому что оригами выло за пределы родной страны и стало одним из направлений мировой культуры.

Большое значение оригами имеет и в экологическом воспитании дошкольников, ведь именно с экологией связанно изготовление фигурок животных и растений. Здесь происходит знакомство детей с реальными объектами живой природы, разнообразием их видов и среды обитания.

Сведения о геометрических понятиях напрямую связаны с процессом складывания, потому что дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, и получают геометрические фигуры в ходе складывания.

Работа в технике оригами – это настоящее творчество, которое увлекло наших воспитанников, наша группа  превратилась в сказочный островок: Здесь и летающие динозавры и бабочки, белые медведи, лягушата, одним словом наши дети занимаются интересным делом, они творцы и это самое большое счастье для педагога. «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». (Н. Островский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...

Перспективный план работы инновационной площадки по теме: «Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»

Перспективный план работы инновационной площадки по теме:«Формирование творческих способностей дошкольников посредством ознакомления с искусством костюма России ХIXв.»...

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования...