Доклад: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Данный материал содержит пояснительную записку, отражающую актуальность данной проблемы, а также основные формы работы используемые в детском саду по работе с данной проблемой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Звездочка»

Методическая разработка: 

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе»

Подготовила:

педагог-психолог

МДОУ № 12 «Звездочка»

Медведева Е.В.

Ртищево 2016г.

Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педгогов-психологов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д.

  Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Психологическая готовность – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Выделяют три аспекта школьной зрелости:

  • Социальная готовность.
  • Интеллектуальная зрелость.
  • Эмоциональная зрелость.

Социальная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции  школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Интеллектуальная зрелость - предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры и фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также тонких движений руки и координацию).

Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Роль педагога - психолога важна в развитии практически всех аспектов готовности к школе.

  Поступление в школу является ответственным моментом не только для детей, но и для их родителей. Родители часто недооценивают роль познавательных процессов в развитии дошкольника, ориентируясь в основном  на формирование умений читать, считать, писать. Поэтому основные трудности у ребенка в школе заключаются в невнимательности, несобранности, отвлекаемости.

Многие родители испытывают затруднения в решении вопросов подготовки ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Что надо делать сегодня, чтобы обеспечить успешность адаптации к учебной деятельности?  Педагогу-психологу важно своевременно установить сотрудничество в вопросах подготовки ребенка к школе, а также подготовить родителей к принятию новой социальной роли – «родителя ученика».

Таким образом,  исходя из актуальности данной проблемы, в нашем детском саду педагогом-психологом организуются совместные детско-родительские встречи.

Основная цель данных встреч: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Именно совместная деятельность ребенка и взрослого выступает в качестве основы психологического благополучия ребенка и успешной адаптации в школе. Данные встречи служат базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности детей к школе, снижению уровня тревожности у детей и взрослых. Ценность этой формы работы и в том, что семья может подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать творческий и умственный потенциал. Кроме того проведение данных занятий с семьей очень нравится детям и их родителям.

Таким образом, основными задачами детско-родительских встреч являются:

  • развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей; демонстрация родителям возможностей игры для развития интеллекта ребенка;
  • активизация умственной активности ребенка;
  • формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации;
  • развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.

Работа по программе проводится в течении всего учебного года.

Курс включает  38 встреч с периодичностью 1 раз в неделю.

Продолжительность встречи: 30-40 мин.

Количество человек в группе: 4-5 детей с родителями.

Структура встречи:

1.        Организационный этап:

- игра-приветствие - направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.

2.        Основной этап:

- задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника; фонематического слуха; зрительного восприятия; навыка ответа у доски; самоконтроля; для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

- практическая деятельность - направлена на развитие навыка работы с родителями и сверстниками.

3.        Заключительный этап:

- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.

Планируемые результаты

программы детско-родительских  встреч «На пороге к школе»

  • формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу;
  • высокий уровень  психолого-педагогической компетенции у родителей.
  • формирование познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
  • высокий уровень  умственной активности ребенка;
  • формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации;
  • формирование способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе.

«Интеллект- это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.»    Векслер....

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Консультация для родителей детей с заиканием,  освещается самый важный аспект работы - переход ребенка из детского сада в школу....

Выступление на родительском собрании на тему: «Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе».

Выступление на родительском собрании на тему:«Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе». ...

Доклад на тему: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"

Материал содержит информацию о понятии "психологическая готовность", аспектах школьной зрелости, раскрывает понятия "Социальная готовность", "Интеллектуальная готовноть",...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо готовить дошкольников к школьному обучению, так как сегодня возрастает число первоклассников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптиро...

Презентация "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе"

Презентация "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе"...