Доклад на тему: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"
материал (подготовительная группа) на тему

Материал содержит информацию о понятии "психологическая готовность", аспектах школьной зрелости, раскрывает понятия "Социальная готовность", "Интеллектуальная готовноть", "Эмоциональная зрелость", роль педагога-психолога в развитии данных аспектов, об организации педагогом-психологом детско-родительских встреч в нашем детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Звездочка»

Доклад на тему: 

«Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе»

Подготовила:

педагог-психолог

МДОУ № 12 «Звездочка»

Медведева Е.В.

Ртищево 2017г.

Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к обучению является одной из актуальных проблем педгогов-психологов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д.

  Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения (Слад № 2).

Психологическая готовность – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (Слайд № 3).

Выделяют три аспекта школьной зрелости:

  • Социальная готовность.
  • Интеллектуальная зрелость.
  • Эмоциональная зрелость (Слайд №4).

Социальная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции  школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Интеллектуальная зрелость - предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры и фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также тонких движений руки и координацию).

Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание (Слайд № 5)

Роль педагога - психолога важна в развитии практически всех аспектов готовности к школе.

  Поступление в школу является ответственным моментом не только для детей, но и для их родителей. Родители часто недооценивают роль познавательных процессов в развитии дошкольника, ориентируясь в основном  на формирование умений читать, считать, писать. (Слайд № 6)Поэтому основные трудности у ребенка в школе заключаются в невнимательности, несобранности, отвлекаемости.

Один из основных принципов дошкольного образования - сотрудничество организации с семьей. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из важных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Таким образом, исходя из актуальности данной проблемы и требований, предъявляемых к дошкольному образованию, в нашем детском саду педагогом-психологом организуются совместные детско-родительские встречи. (Слайд № 7)

Важно своевременно установить сотрудничество в вопросах подготовки ребенка к школе, а также подготовить родителей к принятию новой социальной роли – «родителя ученика» (Слайд № 8).

Основная цель данных встреч: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Совместная деятельность ребенка и взрослого выступает в качестве основы психологического благополучия ребенка и успешной адаптации в школе. Данные встречи служат базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности детей к школе, снижению уровня тревожности у детей и взрослых. Ценность этой формы работы и в том, что семья может подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать творческий и умственный потенциал. Основная технология, используемая в данном виде деятельности – игровая, поскольку игра является одной из ведущих видов деятельности дошкольника. Кроме того проведение данных занятий с семьей очень нравится детям и их родителям.

В работе используются следующие виды игр:

- игра-приветствие - направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.

- задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника; фонематического слуха; зрительного восприятия; навыка ответа у доски; самоконтроля; для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.

Картотека игр используемых в работе детско-родительских групп.

  1. Игра «Птица – не птица».

Цель игры: развитие слухового внимания; быстроты реакции.

Оборудование: стихотворение «Прилетели птицы»

Описание игры.

Педагог-психолог зачитывает стихотворение «Прилетели птицы», в котором перечисляет животных, птиц, а также различные предметы.

Задача участников: если он называет птицу, необходимо развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет или животное - присесть.

  1. Упражнение «Угадай звук».

Цель: развитие слухового восприятия детей,  развитие фонематического слуха, логического мышления, внимания.

Материал: по количеству детей: карточки с изображением животных, растений, предметов быта, в которых есть звук «р», картон голубого, желтого и зеленого цвета.

Оборудование: по количеству детей: клей, ножницы.

Описание игры.

У каждого ребенка есть две карточки с изображением животных, предметов быта, растений, в которых есть звук «р». Ребятам необходимо вырезать и наклеить эти предметы следующим образом:

Если звук «р» стоит в начале – клеим картинку на желтый картон;

Если звук «р» стоит в середине – клеим картинку на зеленый картон;

Если звук «р» стоит в конце слова - картинка наклеивается на голубой картон.

Примечание. По мере необходимости взрослые помогают детям выполнить задание.

  1. «Упражнение «Будь внимательным».

Цель: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.

Материал: по количеству детей: карточка – таблица, где изображено 9 предметов; карточка, где изображено 12 предметов/

Оборудование: по количеству детей: простой карандаш

Описание игры.

Детям предлагается рассмотреть предметы в карточке-таблице. Педагог-психолог считает до 5. После этого родители закрывают карточку, а дети должны вспомнить, что видели, и во второй карточке обвести те картинки, которых изначально не было.

  1. «Дорисуй фигуру».

Цель: развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки, мышления.

Оборудование: по количеству участников: фломастеры.

Материалы: по количеству участников: карточка с изображением облаков.

Описание игры.

У каждого участника на столе лежит карточка с недорисованными облачками. Педагог-психолог предлагает попробовать дорисовать их, чтобы получились какие-нибудь предметы.

  1. «Разбей на части».

Цель: развитие мыслительных операций (классификации, обобщения), восприятия формы, цвета, размера.

Оборудование: по количеству детей: геометрические фигуры разного цвета.

Описание игры.

У каждой пары на столе лежат перепутанные геометрические фигуры. Необходимо разложить их на группы по какому-либо признаку.

  1. Игра «Цепочка».

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: мяч.

Описание игры.

Педагог-психолог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Участник передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Второй участник придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч третьему участнику.

  1.  «Кто кем был?»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Оборудование: мяч.

Описание игры.

Участники стоят по кругу, педагог-психолог, бросая мяч, задает вопрос: «Кем (чем) был(а) раньше какой-либо предмет или животное (цыпленок, лошадь, корова, дуб, рыба, яблоня) и т.д.» Каждый участник возвращает мяч, отвечая на вопрос.

8.«Графический диктант».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, слуховое восприятие и память.

Оборудование: по количеству детей: маркерные доски, маркеры, салфетки, карточка с инструкцией.

Описание игры.

Для каждого ребенка приготовлена карточка с инструкцией. Родители зачитывают ребятам инструкцию, а дети чертят на доске линии в соответствии с ней. В конце должен получиться рисунок.

В заключении хотелось бы сказать, что большинство воспитанников детского сада № 12 «Звездочка», выпустившихся в 2016-2017 учебном году, успешно прошли адаптацию к обучению в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического  слежения систематического педагогического н...

Педагогические условия интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе.

«Интеллект- это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.»    Векслер....

Консультация для воспитателей на тему: «Личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,С ЦЕЛЬЮ  РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ ПЕДАГОГОВ О ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕТАХ ЛИНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Доклад: "Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в начальной школе"

Данный материал содержит пояснительную записку, отражающую актуальность данной проблемы, а также основные формы работы используемые в детском саду по работе с данной проблемой...

Методическая разработка "Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...