Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет посредством русских народных сказок»
материал на тему

Дисюк Ирина Александровна

Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет  посредством русских народных сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_posredstvom_narodnyh_skazok.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципального

образования Выселковский район

Опыт работы по теме:

«Развитие речи детей 4-х лет

посредством русских народных сказок»

Подготовил:

воспитатель МАДОУ ДС  №30 «Колобок»

И.А.Дисюк

Ст-цы Выселки, 2015г.

Слайд 2. Нельзя быть по-настоящему русским, если в детстве тебе не читали русские народные сказки. Потому что фразы «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «утро вечера мудренее», «много будешь знать, скоро состаришься», «в тридевятом царстве, тридесятом государстве», «полетят клочки по закоулочкам», «жить поживать да добра наживать», «по усам текло, да в рот не попало», «повернись к лесу задом, а ко мне передом» входят, в душу и систему образов ребенка как самое глубинное знание о жизни еще до того, как он понимает содержательный смысл этих слов и выражений.
Русские народные сказки показывают детям, насколько богатой может быть речь. Кроме выразительности языка, в них всегда присутствует добрый юмор. Русские народные сказки читать, поэтому и считается полезным, что они развивают связность речи детей, позволяют привить способность выражать свои мысли просто и в тоже время ярко. В последнее время родители все меньше и меньше читают своим детям русские сказки. А ведь именно этим небольшим, но очень емким произведениям мы все обязаны собственным развитием в детстве. Особенно это касается моральных и культурных принципов. Если ребенок воспитан не на русских народных сказках, а, например, на жестоком японском аниме или сомнительной морали американских мультиках, то это только повод для сожаления.

Конечно же, всегда следует помнить, что даже русские народные сказки, которые среди других выделяются своим гуманизмом и высокими моральными принципами (так называемым "русским духом"), всё-таки могут содержать сцены насилия. Прежде чем читать русские народные сказки детям,  я прочитываю их сначала про себя! Безусловно, вряд ли кровавая сцена (как то отрубание медведю ноги в русской народной сказе "Медведь - липовая нога") нанесёт психике ребёнка существенный урон,  

В любом случае, как мы уже говорили, русские народные сказки для русских детей являются наиболее приемлемым вариантом. Они понятны, они интересны и несут в себе исключительную поучительность без чрезмерного морализаторства. При этом следует понимать, что русские народные сказки надо читать, а не смотреть или слушать в mp3 - это гораздо полезнее, особенно в плане образования ребенка.

Слайд 3. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это вероятно, самое большое чудо, не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу.
        Слайд 4. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. 
          Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами. Сказка раскрывает перед ребёнком остроту и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями   Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.

Слайд 5. Народные сказки просты для понимания и глубоки для переживания. Поэтому много времени я уделяю их чтению.  Читая сказку, учу детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Приучаю не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивать  его, обогащаю речь детей  образными выражениями, литературными оборотами, учу  пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.   Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей среднего возраста.
          Слайд 6. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
          Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для  устного исполнения, то есть «сказывались».
  Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.
  Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.
         Слайд 7. Народные сказки делятся на следующие группы:

- о животных,

- волшебные,

- бытовые,

- авантюрно-новеллистические,

- докучные.

  В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.   Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. 

Работая, с детьми я увидела, что использование русских народных сказок на занятиях и в режимные моменты, речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять предложения, заучивать   четверостишия и даже небольшие роли. 

Слайд 8. В своей работе я использую следующие  формы:

  1.  Вопросы. Они должны быть разнообразными, но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, я  напоминаю детям соответствующий эпизод, обращаю внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так,  выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирую  фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо.  Предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивают: «Когда же так бывает?» — добиваюсь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема   приучаю  вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Предлагают  детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, задаею вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы?  Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т.

В свободное от занятий время, предлагаю  нарисовать задуманные картинки. Затем соединяю рисунки в единую книгу. Самодельную книгу помещаю  в библиотеке.

Слайд 9. Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По моей просьбе  дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Напоминаю один из эпизодов и прошу рассказать о нем подробнее. Зачитываю соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол не нахвалятся» и др.

Слайд 10. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. 

 Сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений  проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. 

    В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка – правда и вымысел одновременно. «Сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу  - урок».
Знакомимся со сказкой мы не только на занятии , но и в свободное время. Используя тематику русской народной сказки "Снегурочка", предлагаю серию игр, упражнений, приёмов, которые способствуют развитию речи, воображения и обогащению творческого, нравственного потенциала ребёнка. 

Слайд 11. 1.Заинтересовываю  ребёнка сказкой. 
   Предлагаю вспомнить сказки, в которых есть описание снега и снежинки становятся героями     сказочных историй ( "Снежная королева", "Госпожа Метелица", "Морозко", "Снегурочка"). 

2.Показываю  иллюстрации к сказке "Снегурочка", беседую о ней. 
- Почему Снегурочку так назвали? 
- В какой сказке имя девочки также образовано от слова "снег"? 
- Какими другими именами можно назвать Снегурочку? (Снежка, Льдинка, Холодинка…) 
- Почему с приходом весны Снегурочка становится всё грустнее? 
- Предлагаю вспомнить, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какой стала Снегурочка летом? Что произошло с ней в лесу?
-Почему мы говорим, что история о Снегурочке – сказка? 
- Как понять, что на иллюстрации у Снегурочки весёлое настроение? (Глаза сияют, на лице улыбка.) Как художник передал печаль, грусть девочки? (Склонённая голова, грустное лицо, сидит наклонившись).

Слайд 12.

 

3.  Далее уточняю , почему последние фразы сказки были прочитаны тихим, грустным голосом. 

4.Объясняю  смысл непонятных слов и выражений (вечерело, кликать, работа спорится, град, точно жемчуг перекатный) 

5. Формирую  умения замечать образный язык сказки (эпитеты: зима снежная, коса русая, беленькая, точно снег, град, точно жемчуг). 
Слайд 13. 6. Развиваю фантазию, воображение, словесное творчество через игры и игровые упражнения: 
     -Игра "Скажи по – другому" ("не по дням, а по часам", "души не чает", "на край света") 
    -игра "Слова – родственники" ( у слова "Снегурочка" есть слова –    родственники: "снег, снежок, снеговик"). 
    -Игра "Скажи наоборот" (обрадовались – опечалились; выпал – растаял; Заплакала – засмеялась и т.п.) 
 - Сочиним загадку про Снегурочку. (Например: "холодная, но не снег; белая, но не вата; нежная, но не пёрышко") 
  - Игра "Давайте пофантазируем: кто мог быть настоящими родственниками Снегурочки?" (Отец – дед Мороз, мать – Зима, сестрички – снежинки, друзья – снеговик, снегирь.) 
  - "Событийная цепочка" Предложить заглянуть в будущее героев: что может произойти после того, как Снегурочка превратилась в облако. 
7.Развиваю  у детей поэтическое чутьё, чувство рифмы. 
   -Игра "Я начну, а ты продолжи". 
Очка – очка – очка – у деда с бабой…( дочка ). 
Нежная – нежная – девочка вся… ( снежная ). 
Ло – ло – ло – ей не нравится… ( тепло ). 
Ок – ок- ок- она любит… ( холодок ). 
Ит – ит – ит – в солнечный денёк…( грустит ). 
Вот веселье для ребят – всё сильнее… ( снегопад ). 
Словно в белый пуховик нарядился… ( снеговик ). 
Рядом снежная фигурка – это девочка…( Снегурка). 
8.Учу  понимать обобщённое значение пословиц, поговорок, соотносить их содержание со сказкой. 
-К какой части сказки подходят следующие пословицы: «Вся семья вместе . так и душа на месте» ; «Кому солнце – матушка, кому – злая мачеха?» 
9. Учу  высказываться о героях сказки, понимать чужую боль, страдание другого человека. 
- Что нужно делать, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими и брошенными? 
- Кого жалко в этой сказке, почему? 
10. А так же рассмотриваем картину В. М. Васнецова "Снегурочка", сопоставляем  Снегурочку из русской народной сказки и на картине: чем они похожи и чем отличаются друг от друга. 
11.Пересказазываем  сказку и  придумываем  счастливый конец.

  Слайд 14. В заключении хочу отметить, что   работа со сказкой не ограничена только фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении на тему:" Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"

Литература:1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 4012. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжело...

Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Конспект Открытого занятия по развитию речи детей 4-5лет посредством русских народных сказок (с использованием ИКТ)

Цель: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; Задачи:Образовательные:• учить детей по словесному описанию узнавать сказку или сказочного персо...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё,  что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...

Презентация "Развитие речи детей младшей группы посредством русских народных сказок".

Презентация предназначена для развития речи детей младшей группы; закрепления знаний о русских народных сказках....

План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".

Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...