Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"
презентация по развитию речи на тему

Игнатьева Марина Федоровна

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Подбор игр осуществляется по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки,  т. е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей посредством дидактической игры. (Слайд 1)

Составила:

Игнатьева Марина Федоровна – воспитатель МКОУ Катковская СОШ.

(Слайд 2)

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь -  одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. 

(Слайд 3)

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи взаимосвязаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка – обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

(Слайд  4)

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.  Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира.

    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

    Проблема развития речи является одной из актуальных.

(Слайд 5)

ЦЕЛЬ:
Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности посредством дидактической игры.

ЗАДАЧИ:

  • Создать в группе развивающую речевую среду;
  • Развивать произносительную и связную сторону речи;
  • Активизировать словарь детей;
  • Формировать грамматический строй речи;
  • Развивать мелкую моторику рук.

(Слайд 6)

Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии),

(Слайд 7)

на мероприятиях математического цикла (на занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления (“шире – уже”, “выше – ниже”, “толще – тоньше”), отличать эти изменения от изменений общего объема (“больше – меньше”, “большой – маленький”), находить более сложные ориентировки в величине предметов (“высокий”, “ниже”, “самый низкий”), осваивать существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры (“круг”, “квадрат”, “треугольник”), пространственные отношения, временные обозначения (“утро”, “день”, “вечер”, “ночь”, “вчера”, “сегодня”, “завтра”, “быстро”, “медленно”; названия дней недели, месяцев),

(Слайд 8)

в  процессе художественно – эстетического развития  (литература, музыка, театрализованная изобразительная деятельность). Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.

(Слайд 9)

Одним из эффективных средств развития, коррекции речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. 

Дидактическая игра  представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. 

Основная особенность дидактических игр определена их назначением: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.  Воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

(Слайд 10)

Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). 

Одну и ту же игру можно использовать и подать детям по-разному, при этом получится разный результат.

Например, игра «Кому, что нужно для работы».

Можно раздать детям карточки с изображением профессии, и  попросить распределить инвентарь. Условие игры выполнено, но деятельности, направленной на развитие речи нет… А можно разделить детей на группы, раздать карточки с изображением профессий. Одному ребенку дать изображение, другим – перемешанные картинки с инвентарем. Дети по одному будут распределять инвентарь, при этом описывая его, и давать объяснение: для чего этот предмет предназначен, как он используется и т.д.

(Слайд 11)

Дидактические игры  подобраны  по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. 

(Слайд12)

Подбор игр осуществляется по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки,  т. е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое внимание стоит уделять звуковой культуре речи и обогащению словаря, т.к. произносительная сторона речи у детей этого возраста еще недостаточно сформирована. А отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов. В среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию грамматическому строю речи. У детей этого возраста наблюдается рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры, что часто является одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное освоение речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога, параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте большое значение имеют дидактические игры на развитие фонетического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, что очень важно для подготовки пальцев руки к письму.

(Слайд 13)

Работа с детьми по речевому развитию  проводится в совместной деятельности, на прогулке, в режимные моменты,  а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим. 

(Слайд 14)

На развитие речи отрицательно влияют несовершенства  речевого дыхания. Речевое дыхание состоит из вдоха и более продолжительного выдоха: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и не могут произнести длинную фразу. При неумении рационально использовать выдох, ребенок может недоговаривать слова в предложении или договаривать их шёпотом. Страдает развитие грамматического строя речи, нечёткое произнесение окончаний, не даёт возможности ребенку учиться, правильно согласовывать слова в предложении. Для развития речевого дыхания проводим дыхательную гимнастику; игры «Дуйбол», «Сдуй снежинку», «Забей гол».

(Слайд 15)

Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр.

Интонация усиливает значение слова. Интонационно – звуковая выразительность важна для связной речи. Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания.

(Слайд 16)

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.

Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.

Фонематическое восприятие решает следующие задачи:

  • учить узнавать неречевые звуки (шумы, музыкальные звуки, голоса животных и др.);
  • учить делить слова на слоги;
  • развивать слуховое внимание на речевых звуках;
  • учить называть слова на заданный звук;
  • учить определять  место расположения звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

(Слайд 17)  

Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция).

Задача воспитателя – развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т.д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти. Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма.

(Слайд 18)  

На развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает и развитие рук, а особенно пальцев. Пальчиковые игры  развивают мелкую моторику,  ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.

(Слайд 19)

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Другие способы развития мелкой моторики – рисование пальчиковыми красками, лепка, выкладывание мелкими предметами рисунка. 

(Слайд 20)

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Упражнения на координацию речи с движением  включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

(Слайд 21)

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи.  

Развитие словаря ребенка тесно связано с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием  всех компонентов речи: фонетико – фонетического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию.

(Слайд 22)

Грамматический строй – совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). 

Работа по формированию  грамматического строя речи  у дошкольников содержит следующие разделы:

1.Словоизменение:

  • употребление существительных в различных падежах (ответы на задаваемые вопросы: Чем кушают суп? Где сидит собака?);
  • образование формы родительного падежа множественного числа существительных (употребляется вопрос: Много чего?);
  • образование множественного числа от существительных и наоборот (один предмет и много: стул – стулья, глаз – глаза, буквы – буква, кубики – кубик);
  • распределение существительных по родам (он – заяц, она – девочка, оно – облако). 

    (Слайд 23)

2.Словообразование: 

  • использование суффиксов (новые слова: хлеб – хлебница, школа – школьник...);
  • образование уменьшительной формы имени существительного (Я назову большой предмет, а ты маленький. Слова: стул – стульчик, стакан - стаканчик …);
  • употребление приставок в глаголах (ехать – приехал, отъехал, подъехал, уехал, заехал и т.д. Ребенок придумывает предложения с этими словами);
  • образование прилагательных от существительного (Если предмет сделан из дерева (стекла, железа, бумаги) какой он? (деревянный и т.д.). 

     (Слайд 24)

3.Согласование: 

  • употребление падежей в зависимости от числительных (пять яблок, три дерева, пять карандашей);
  • умение заменять слово другим со сходным значением или противоположным;
  • употребление существительных с прилагательными.

      (Слайд 25)

4.Формирование фразы: 

  • использование в самостоятельной речи предлогов (умение  составить предложение с предлогами);
  • составление простых распространенных предложений;
  • составление сложносочиненных предложений (с союзами «а», «и», «но»);
  • составление  сложноподчиненных предложений (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы»).

(Слайд 26)

Большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью. Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. 

Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

3. Обучение детей составлению описательных рассказов по темам: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Домашние животные», Дикие животные» и т.д.

         (Слайд 27)

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ)

6. Рассказывание по картинкам (сюжетной многофигурной картине; сериям сюжетных картинок; описание пейзажной картины).

(Слайд28)  

Чтобы помочь ребенку при рассказывании, можно использовать модельные и картинно-графические схемы.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

В дошкольной группе мы используем алгоритмы процессов умывания, одевания,

(Слайд29)  

«Правила поведения в группе».

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

(Слайд 30)

Наиболее эффективных результатов в речевом развитии детей можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. Работа с родителями проводится по двум направлениям: индивидуально (беседы, консультации, поручения родителям) и с коллективом родителей (родительские собрания, информация в уголок для родителей.  

(Слайд 31)

Были разработаны консультации «Азбука общения с ребенком», «Игры, которые помогут подготовить ребенка к школе», «Насколько важно читать сказки ребенку»; памятки для родителей «Оздоровительно-развивающие игры с детьми дома», «Речевое развитие детей»; подобрана  информация в уголок для родителей «Артикуляционная гимнастика»,  «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие ребенка» проведено тематическое родительское собрание «Развитие речи детей средствами мнемотехники».

(Слайд32)

В течение года родители  совместно с детьми представляли творческие работы на выставки: стенгазеты «Наша дружная семья», работы «Сказочная мультимания», мастер-класс «Волшебный рисунок», рисунки «Жила – была сказка», мастер – класс «Волшебное тесто»,  работы «Музей кукол».

Построенная таким образом работа позволяет детям дошкольного периода не только научиться играть  и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире.

(Слайд33)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

Презентация к выступлению на районном методическом объединении 27.03.2015 год.

Тема моего выступления на РМО воспитателей была следующей: "Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого, познавательного мышления дошкольников"....

«Развитие речи детей посредством дидактической игры».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у дет...

Образовательный проект на тему: «Развитие связной речи детей посредством дидактической игры ».

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, ...

Выступление на районном методическом объединении "Фантастическое трио: речь, музыка, движение"

Выступление на районном методическом объединении "Фантастическое трио: речь, музыка, движение"...