Методика сказкотерапии в ДОУ
статья по теме

Дорофеева Мария Анатольевна

Почему в условиях современного мира, где родители вынуждены уделять работе слишком много времени в ущерб воспитанию детей нам может помочь сказкотерапия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия. Почему это так важно?

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обыденной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным. Сказка содержит в себе основные нравственные ценности: добро побеждает зло; лень, жадность, неряшливость это плохо; нужно с уважением относиться ко всемлюдям; ценить ум, находчивость, доброту. Сказка позволяет переживать эмоции, учит сопереживать героям, показывает возможные и желательные формы поведения в различных ситуациях.

Сказкотерапия как способ формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуальна в настоящее время, поскольку традиции семейного чтения канули в лету, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности. Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в неопознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Путешествуя по сказке, дети приобретают социальные навыки, познают элементы мудрости, получают знания о мире. Все это помогает ребенку естественным путем формировать способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями: размышлять  о своем предназначении, исследовать собственные способности и возможности.

Взгляд на сказкотерпию как на воспитательную методику предполагает общие закономерности работы с материалом сказки. Концепция комплексной сказкотерапии базируется на одиннадцати видах сказок:

  • Художественные – сказки,мифы, притчи, истории. В них присутствует дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный аспект. Художественные сказки успешно используются в процессе психоконсультирования
  • Народные – продукт устного народно-поэтического творчества, где основа сюжета это единство человека и природы
  • Дидактические – раскрывают смысл и важность определенных знаний
  • Страшные – сказки про нечистую силу
  • Волшебные – основа  сюжета это повествование о преодолении жизненных трудностей при помощи чудесных средств или волшебных помощников.
  • Бытовые - показывают способы разрешения конфликтынх ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового юмора по отношению к проблемам
  • Экологические – несут в себе понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой
  • Авторские художественные - повествуют о частных сторонах жизни, более трепетны и образны чем народные
  • Медитативные – скрывают в себе сообщение бессознательному оптимальных позитивных моделей взаимоотношения с окружающим миром и людьми. Отличительная особенность медитативных сказок - отсутствие конфликтов и злых героев
  • Психотерапевтические - помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий, помогающих увидеть происходящее с другой стороны
  • Психокррекционные - предполагают замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой - На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки - Ребенок составляет рассказ, который помогает педагогу-психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки - Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, изготовление кукол, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Любая сказка должна быть подана детям дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей через анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановки, рисование. Разнообразные формы обыгрывания сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.

Методика сказкотерапии построена так, что специалист, работая с ребенком, приходит к пониманию того, что нужно ребенку и как ему можно это дать, то есть сказкотерапия выполняет двоякую функцию – вначале диагностическую, а затем воздействующую. При этом сказка легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна  и многомерна по форме подачи.

Список используемой литературы:

  1. https://tutknow.ru/
  2. А.Ю. Капская, Т.Л.Мирончик «Развивающая сказкотерапия для детей» Речь, С-Пб, 2008 г.
  3. Н.М. Сертакова «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» Детство-пресс, С-Пб, 2012 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия. Занятие по методике работы со сказкой из цикла «Зимние чудеса».

В настоящее время в педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия твор...

Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста: сказкотерапия.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитиюличности ребёнка связывается возможность обновления и качественног...

Сказкотерапия – эффективная психологическая методика работы с ребенком

Сказкотерапия помогает развивать дошкольника, мягко воздействуя на его эмоциональное состояние. Как педагог-психолог я использую его в своей работе, для коррекционно-развивающей работы с психоло...

"Сказкотерапия - методика исцеления души" август 2021 год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23362308","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс:«Методика сказкотерапии для профилактики и коррекции личностных проблем дошкольников с использованием карт В.Я. Проппа»

laquo;Методика  сказкотерапии для профилактики и коррекции личностных проблем дошкольников с использованием карт В.Я. Проппа»....

Методика сказкотерапии, предложенная О.А. Шороховой

Развитие личности дошкольника, по мнению автора, происходит в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотной и связной речью. Работа по ее системе ведется по нескольким направлениям, кот...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством методики сказкотерапии на занятиях по хореографии

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития  творческих способностей ребенка. Она воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциона...