Мастер-класс:«Методика сказкотерапии для профилактики и коррекции личностных проблем дошкольников с использованием карт В.Я. Проппа»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Каирова Юлия Вячеславовна
«Методика  сказкотерапии для профилактики и коррекции личностных проблем дошкольников с использованием карт В.Я. Проппа».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика  сказкотерапии для профилактики и коррекции личностных проблем дошкольников с использованием карт В.Я. Проппа».

Разработан педагогом-психологом

Ю.В.  Каировой

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности – с методом сказкотерапии.

Задачи:

• расширить знания педагогов о способах развития, у детей, умений аналитически и творчески работать со сказкой (использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности; овладение умением моделировать сказки, опираясь на   карты Проппа; умение сочинять сказки).

• обогатить познавательный опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми.

Ход мастер-класса

  1. Вступительное слово.
  2. Краткая характеристика основных функций метода сказкотерапии;

3.     Ознакомление с методом сочинения сказок по  картам В.Я.Проппа

4.     Практическая часть.

5.     Рефлексия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Все мы знаем, что проблема укрепления психического здоровья детей, требует широких  профилактических  и  психокоррекционных мер в системе образования. В последние годы в дошкольные организации поступает все больше детей, в поведении которых расторможенность парадоксальным образом сочетается с повышенным уровнем общей тревожности и страхами. Одним из направлений деятельности по гармонизации личности таких детей является сказкотерапия – метод, использующий сказку для интеграции личности ребенка, развития его творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.  Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.  

 В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми.

Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Суть метода – использование сказки как рабочего инструмента.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.

Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть пять видов сказок.

1. Художественные сказки. К художественным относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, басни, легенды, былины, мифы.Именно из них ребенок узнает, что жизнь это активное противоборство двух важных элементов: добра и зла. Причем добро всегда вознаграждается, а зло – непременно наказывается.

2. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные неодушевленные предметы (игрушки, символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

3. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Характер этих сказок – путешествие.

4. Психотерапевтические сказки могут помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность,  капризность, хвастовство. Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе.

В сказкотерапии используются  основные приемы и методы:

  • сочинение историй (коллективных и авторских);
  • рефлексивный анализ, обсуждение;
  • игра-драматизация;
  • лепка и рисование по придуманным сказкам.

Работа по сочинению  сказки позволяет развивать художественное воображение, эмоциональную сферу, необходима для овладения речью не просто как средством общения, но и как средством художественной выразительности.

В нашей работе мы еще используем замечательную методику -карты Проппа. Карты Проппа – это своего рода конструктор, из деталей которого можно сложить сказку.

Русский ученый, филолог, Владимир Яковлевич Пропп утверждал, что все народные   сказки имеют одну структуру, и обнаружил, что  сказки строятся из набора сказочных ситуаций (функций), которые повторяются во всех сказках. Эти ситуации теперь и называют «картами Проппа». Всего их тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, можно легко проанализировать структуру сказки,   разбив ее на функции. Детям  это поможет лучше усвоить содержание сказки и в перспективе научит литературному творчеству – сочинению собственных сказок.  

Работать по данной методике мы начали с детьми средней группы.

На первом этапе знакомили детей с жанром - сказка. Сказка состоит из основных частей: зачин, присказка, основная часть, развязка. Играли в подготовительные игры: «Любимый сказочный герой», «По дорожкам сказок», «Кто на свете всех добрее?» «Мастерская сказок».

 На следующем этапе знакомили с картами Проппа. Для лучшего понимания проводили аналогию: Домик состоит из стен, крыши, окон, дверей, машинка состоит из колес, кабины, кузова. По отдельности они ничего особо собой не представляют, только детали, зато вместе – целый дом,   целую игрушку! Так и со сказкой. Только в нашем случае частями сказки будут мотивы. Проще говоря, мотив – это простейшая составная часть сюжета сказки. Их то и нужно представить в виде знаков. Использовали сюжетные картинки по сказкам, сопоставляли их с пиктограммами.

Любая сказка разбиралась  на мотивы, каждому сюжету  подбирался тот или иной символ.   Далее читали  небольшую сказку, потом сопровождали  ее    выкладыванием  из  4 - 6 карт.

Давайте рассмотрим использование карт Проппа на примере сказки «Кот, петух и лиса».

        При сочинении сказки по схеме происходит обратный процесс:  дети на основании имеющегося в памяти багажа сказок предлагают к каждой пиктограмме свое развитие сюжета, перенося действие сказки в современный мир и меняя царевичей и Василис на обыкновенных ребятишек.

Осуществляется переход от литературной импровизации по мотивам традиционной волшебной сказки к сочинению коллективных и авторских историй, сюжеты которых задают сами дети, без опоры на пиктограммы, но с опорой на внутреннюю потребность в проговаривании того или иного тревожащего их мотива. Авторские сказки такого рода по форме ближе всего к сновидению и с литературной точки зрения уязвимы для критики. В процесс сочинения авторских сказок педагог не вмешивается –  только записывает по просьбе ребенка сочиненную им историю.

Сказочная история, которую сочиняет ребенок, по сути своей близка к фантазиям и снам и является продуктом бессознательного. В таких историях очень сильно выражен элемент проекции, отождествления. Герой сказки – сам ребенок, сказочная история – это драма его внутренней жизни. Кроме того, авторская сказка является прекрасным диагностическим и гармонизирующим детскую психику инструментом.

Практическая часть

Задание педагогам:

Рассмотрим карты Проппа на примере сказок «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка».Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат:

- текст сказки разобранный на  основные мотивы;

- карты   Проппа.

- Нужно разложить карты по сюжету сказки.

- Представить пересказ сказки с опорой на «конструктор сказок».

  А  сейчас вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого придумайте  героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1.  Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

2.  Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

3.  В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

4.  В сказку вводится антигерой (враг)  – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

5.  Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.

- Нужно разложить карты по сюжету сказки. 

- Представить пересказ сказки с опорой на «конструктор сказок».

           Рефлексия

Сразу ли вы смогли разобраться с картами Проппа?

Какие сложности у вас возникли, работая с картами Проппа?

   Таким образом, я надеюсь, вы увидели, как карты Проппа могут  помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании, сочинении сказок.  Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка. \

Я считаю, что  работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дошкольники учатся  думать, уважать мнение сверстников и прислушиваться к нему, учатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Воспитанники становятся более раскованные, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Дети учатся  фантазировать, сами организовывают игры со сказками, их речь становиться  образной, выразительной.

Да, сказкотерапия полезна всем. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Ребенок  может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своём воображении под руководством сказки представить разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них.

Как однажды сказал Г.Х.Андерсен «Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». И мне хочется, чтобы этот огонек горел в глазах моих воспитанников как можно чаще.

Уважаемые коллеги, желаю Вам, творческих успехов, активных и любознательных воспитанников, а им в свою очередь отзывчивых и заинтересованных родителей!

Сейчас вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа.

Задание педагогам: сейчас я Вам предлагаю сочинить свою сказку экспромтом, с помощью карт Проппа. Количество карт 9. - Одна карта-это один ход, который будет переходить от подгруппы к подгруппе. Таким образом каждая подгруппа трижды примет участие в сочинении сказки. В итоге у нас получится коллективное творчество. - Для передачи хода будет использоваться волшебный клубочек. Содержание каждой карты Проппа будет представлено на проекторе. Итак, начинаем! Педагог-психолог в это время записывает сказку на диктофон. Право хода получает первая подгруппа. 1 подгруппа Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2 подгруппа Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

3 подгруппа Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»). 1 подгруппа Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо антагонист, вредитель).  

2 подгруппа Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

3 подгруппа Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко). 1 подгруппа Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). 2 подгруппа Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). 3 подгруппа Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу). После сочинения сказки ведущие педагог включат диктофон. Педагоги слушают, что получилось. При работе с детьми Вы тоже можете использовать запись на диктофон.

Любая сказка разбирается на мотивы, каждому сюжету подбирается тот или иной символ. При чтении сказки выкладываются подходящие сюжетные картинки в ряд.

Каждая карта обсуждается с детьми, к ней мы придумываем разные жесты. Жест - движение, оказывает неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая мелкую и крупную моторику (жесты-движения головой, руками, кистью, пальцами, ногами).

Работа по моделированию сказки с картами Проппа

состоит из 5-ти этапов.

  1. Познакомить детей со сказкой, рассмотреть
  2. сюжетные картинки, разделить на мотивы.
  3. Игры с детьми, которые помогают освоить и запомнить карты.
  4. Чтение сказки сопровождение её выкладыванием карт Проппа.
  5. Пересказ сказки, опираясь на схемы-карты Проппа.
  6. Творческая часть. Дети сами сочиняют и придумывают сказки.

РАБОТА С КАРТАМИ(НАЧАЛО)

Первый этап:  читаем сказку. Рассматриваем картинки (основные сюжеты) делим на смысловые части, обсуждаем каждую часть  с  детьми,  при совместном обсуждении они сами решают, какую карту нужно подобрать к данному сюжету, придумываем соответствующий жест-движение. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки.

При работе я использую следующие методы и приемы.

Дидактические игры: узнай сказку по картинке, описанию героя, сказочное лото,  – игры развивает внимание и умение детей ориентироваться в сюжетах знакомых сказок, узнавать героев, обсуждать их действия.

Литературные игры:

Заветные слова,

Кто на свете злее всех (добрее всех)?

Что в дороге пригодится?

Что общего между сказками

Беседы по сказкам: кто главный герой, почему он герой, что хорошего сделал, или не сделал и т.д.

СЛАЙД 14 ПОДБОР КАРТ - СИМВОЛОВ

Третий этап: читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.

Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и смотрим (рассуждаем), какие карты подойдут к эпизодом сказки) если потребуется добавляем ещё карты.

Структура:

- завязка;

- ход событий;

- кульминация;

- развязка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РМО "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ при формировании правильной осанки, профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников"

laquo;Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полноеописание счастливого состояния в этом мире».Джон Локк...

Комплексная диагностика личностных проблем дошкольника

Предложенный опосник для родителей поможет выявить агрессивного, тревожного или гиперактивного ребенка...

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Использование карт В. Я. Проппа при формировании связной речи дошкольников

Одним из видов обучения рассказыванию в рамках развития связной речи у детей, является обучение творческому рассказу.Для составления творческого рассказа целесообразнее всего использовать принцип заме...