Использование карт В. Я. Проппа при формировании связной речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Молчанова Анна Александровна

Одним из видов обучения рассказыванию в рамках развития связной речи у детей, является обучение творческому рассказу.

Для составления творческого рассказа целесообразнее всего использовать принцип замещения, когда модели помогают не только предоставить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.

Самым распространенным вариантом таких моделей являются удобные карты В. Я. Проппа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karty_proppa_konsultatsiya_.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Подготовила: Молчанова А. А.

на тему: «Использование карт В. Я. Проппа при формировании связной речи у детей дошкольного возраста»

Наглядно-практический метод в дошкольной педагогике широко используется и получает все большее распространение.

Использование наглядных моделей в процессе обучения детей, построению связных высказываний, позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие  рассказы. Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов.

Наиболее распространены методики обучению пересказу с использованием схем.

Одним из видов обучения рассказыванию в рамках развития связной речи у детей, является обучение творческому рассказу.

Для составления творческого рассказа целесообразнее всего использовать принцип замещения, когда модели помогают не только предоставить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним.

Самым распространенным вариантом таких моделей являются удобные карты В. Я. Проппа.

Влади́мир Я́ковлевич Пропп — советский филолог, фольклорист, профессор Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории текста.

В методике развития связной речи целесообразность использования карт определяется следующими положениями:

  1. Наглядность и красочность карт позволяет ребенку удерживать в памяти больше информации, а значит и продуктивно ее использовать при создании или пересказе сказок.

  1. Представленные в картах функции являются обобщенными и помогают абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации. Следовательно интенсивно развивается абстрактное и логическое мышление.

  1. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности.

  1. Сказка обогащает социальный и предметны опыт детей, служат источником комбинаторной способности ума. Именно сказки сочиненные детьми дают возможность разрешить глобальные нравственные противоречия, где всегда побеждает добро.

  1. Карта помогают в сенсорном и моторном развитии.

Знакомство происходит постепенно, в определенной логической и смысловой последовательности.

В начале используются красочные карты, в последствии можно перейти на более схематические варианты.

Правила работы с картами:

  1. Прочитать с детьми сказку, обсудить ее и разделить на смысловые части. Присказка, зачин, основная часть, кульминация, концовка. Дать правильные названия и «зашифровать их » в картах.
  2. Читая первый раз сказку, целесообразно использовать 5 карт-функций. В противном случае у детей пропадет интерес и наступит переутомление.
  3. Начинать придумывать сказки лучше всегда с начала коллективно, с использования ограниченного набора карт. Постепенно добавляя по 3-4 карты. Пока не задействуется весь набор.
  4. Когда дети освоят придумывание сказок по порядку, то можно переходить к сочинению вслепую, при вытаскивании любой попавшейся карты.
  5. В работе можно использовать индивидуальный набор карт для индивидуальной работы с конкретным ребенком. Такая работа позволяет развивать не только речь, но и корректировать определенные психологические параметры, поведение ребенка, закладывая определенную модель или пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»

Формирование связной речи дошкольников  при использовании заместителей....

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"...

Формирование Связной речи дошкольников через сказку с использованием ИКТ

Развите связной речи-одна из главных задач детского сада.........

Презентация проекта «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники»

В данной презентации проект  «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники», защищенный на конференции для слушателей курсов повыше...

Формирование связной речи дошкольников с использованием фольклора

Формирование связной речи дошкольников с использованием форльклора...

"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"

Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ- ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, ч...