Дополнительная развивающая программа "Шахматы и шашки"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Панкова Татьяна Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа "Шахаматы и шашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashki_i_shahmaty.docx84.33 КБ

Предварительный просмотр:

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

"Шахматы и шашки"

Направленность:  физкультурно-спортивная

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации - 1 год

Составитель программы :

Воспитатели

МАДОУ детский сад №19 "Светлячок"

 Панкова Т.В.

г. Балаково 2017 г

Содержание программы

 1. Пояснительная записка.

1.1. Новизна программы.

1.2. Актуальность.

1.3. Педагогическая целесообразность.

1.4. Цель и задачи программы.

1.5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

1.7. Сроки реализации.

1.8. Формы и режим занятий.

1.9. Ожидаемые результаты.

1.10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

2. Учебно-тематическое планирование.

3. Содержание образовательной деятельности.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

5. Описание материально-технического обеспечения.

6. Диагностический мониторинг.

7. Библиографический список.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы и шашки» относится к программам физкультурно-спортивной направленности, но так же направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Предложенная программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в  процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.

Программа выполняет следующие функции:

Познавательная:

- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости

- развивает изобретательность и логическое мышление.

- формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;

- способствует освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.

- развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

- знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;

- учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

- обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии.

- содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Воспитательная:

- вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическая:

- обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическая:

- побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

Коррекционная:

- Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

  2. Новизна дополнительной общеразвивающей программы.

Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы и шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающих игры. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для  формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы  это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.  

3.Актуальность дополнительной общеразвивающей программы.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы и шашки обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы и шашки научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Доктор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В гипотетическом плане целенаправленное внедрение шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать не только  интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Использование шахмат и шашек позволит развивать детей в процессе игры, а игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра в шахматы и шашки дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника,

способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шахматы и шашки в дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 

4.Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы.

Педагогическая  целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и доходчиво форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы театрализованные постановки, игры-эстафеты, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собрание, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.

   

5.  Цель и задачи:

Цель программы - создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы ребенка; формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры и игры в шашки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

-обучение основам игры в шашки и шахматы;

-обучение комбинациям, теории и практике игры в шашки и шахматы.

Воспитательные:

-воспитание отношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

-воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

-выработка у обучающихся умения применять полученные знания на практике;

-создать ситуации успеха для каждого ребёнка.

Развивающие:

-развитие стремления детей к самостоятельности;  

 -развитие умственных способностей обучающихся: логического мышления,

умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

-осуществление всестороннего физического развития обучающихся;

-формирование и развитие коммуникативных способностей ребенка.

В результате занятий предполагается развить следующие качества личности:

целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.

6. Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы. 

В поэтапном освоении дошкольника, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

В методике индивидуального подхода к каждому дошкольнику  при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в «Шахматных  и турнирах семейных команд».

7. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Возраст детей участвующих в реализации программы: 6-7 лет.  Дети набираются  в группу одного возраста, в составе 10-15  человек. Для приема в группу необходимо желание и способности ребенка, согласие родителей.

 

 8. Срок реализации дополнительной  общеразвивающей программы:

 Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в форме игр, эстафет, упражнений, бесед, конкурсов с использованием методического пособия в виде «карточек - заданий» для каждого ребёнка .

 Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий -  25-30 минут. 

Этапы реализации программы: 1 год.

Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный  и побудительный характер, они  построены в форме игры, что делает их интересными для детей.

9. Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:

-проявление индивидуальных способностей занимающихся в непредвиденных комбинациях;

- обучение основам стратегии игры в шашки и шахматы;

- изучение преимущества в разных положениях;

- воспитание творческих способностей занимающихся.

Необходимо развивать умения у воспитанников оценивать ситуацию и просчитывать партию на многие ходы вперед.

Воспитывать нравственные и эстетические качества у детей дошкольного возраста.

          10. Планируемые  результаты и способы определения их результативности.

 1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше дошкольников.

2.Подготовить детей к школе благодаря шахматам и шашкам; развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение.

3.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей дошкольного возраста до более высокого уровня.

К концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы  является организация  тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

11.Формы подведения итогов реализации программы.

Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Шахматы и шашки» является диагностика. Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май),  Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту.

Диагностический мониторинг

Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика по следующим критериям:

Формы педагогической диагностики:

- педагогические наблюдения;

- открытые занятия с последующим обсуждением;

- итоговые занятия;

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Критерии уровней развития детей

Высокий:

 ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

 Средний:

ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий:

 ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.  

  

  

 2. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Форма аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Организационное занятие.

1

0,25

0,75

 Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.

2

История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.

3

0,25

2,75

 Игра  «Пятый лишний».  На  карточках  шахматные  фигуры,  пешки, фишки и т. д. Найти  лишнюю  фигуру.

3

 Азбука шашечной игры.

4

0,5

3,5

Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

4

Правила шашечной игры.

6

0,5

5,5

Игра «Найди ошибку»

5

Игра «Русские шашки

5

0,5

4,5

Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

6

 Общие принципы разыгрывание партии

4

0,5

3,5

      Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

7

Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах. Знакомство с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах.

   

4

0,5

3,5

Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение

8

Шах и мат.

3

0,5

2,5

Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?

9

Игра в шахматы.

3

0,5

2,5

 Игра  «Узнай  по  описанию».  Описывается  фигура,  дети угадывают.

10

Шахматный турнир «Наш лучший шахматист»

3

0,5

2,5

Всего часов

36

4,5

31,5

      Содержание разделов программы

1. Организационное – 1  ч.

Теория 0,25 ч.

Знакомство с шахматной доской. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.   Проведение диагностики.

Практика – 0,75 ч.

  1. Игра по правилам
  2. Физминутка
  3. Игры на развитие внимания.
  4. Релаксация

2. История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской. – 3 ч

Теория – 0,25 ч.         

 Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. Ходы и взятие фигур.

Практика – 2,75 ч.

  1. Игра по правилам
  2. Физминутка
  3. Игры на развитие памяти.
  4. Релаксация

3.  Азбука шашечной игры.-4ч.

Теория – 0,5 ч.

3.Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практика – 7,5 ч.

  1. Игра по правилам
  2. Физминутка
  3. Дидактические игры на развитие мышления.
  4. Релаксация

 

4.   Правила шашечной игры -6ч.

Теория – 0,5 ч.

Беседа о правилах шашечной игры.

Практика – 5,5 ч.

  1. Игра по правилам
  2. Физминутка
  3. Дидактические игры на пространственную ориентировку.
  4. Релаксация

 

 

5. Игра «Русские шашки»-5ч.

Теория – 0,25 ч.

 Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Практика – 4,75 ч.

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие памяти.

5.Релаксация

6.   Общие принципы разыгрывание партии-4ч.

Теория – 0,25 ч.

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Практика – 3,25 ч.

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие памяти.

5.Релаксация  

7. Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах. Знакомство с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах-4ч.

Теория – 0,5 ч.

Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля  полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практика –3,5 ч.  

 1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие мышления.

5.Релаксация  

 

8. Игра в шахматы-3ч.

Теория – 0,25 ч.

 Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную тему.

Практика – 2,75 ч.

 1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие памяти.

5.Релаксация    

 

 9.Шах и мат-3ч.

Теория – 0,5 ч.

Тактические приемы и особенности их применения

Практика – 2,5 ч.

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры на развитие памяти.

5.Релаксация    

 

 

10. Шахматный турнир «Наш лучший шахматист»-3ч.

Теория – 0,25.

Подведение итогов за год, выступлений детей.

Практика – 2,75

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игры по правилам

3.Физминутка

4.Дидактические игры

5.Релаксация    


                        КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                     Сентябрь

Недели

Тема

Программные задачи  

Методические приёмы  

 1-я неделя

 Шахматная доска.

 Познакомить детей с

шахматным королевством.

Рассказать о том, что игра в

Шахматная доска. шахматы – занимательная

игра. Заинтересовать детей

через увлекательные и

достоверные факты.

 Рассказ об истории

шахмат, чтение отрывка

из дидактической сказки

«В стране шахматных

чудес» Беседа по

содержанию сказки. 

2-я неделя

 

Шахматная доска.

 Познакомить с шахматной

доской: её формой, белыми

и черными полями.

Чередованием белых и

черных полей на

шахматной доске.

Закрепить умение

пользоваться линейкой и

карандашом,

ориентироваться на

тетрадном листе.

 Чтение-инсценировка,

дидактическая игра «Да

нет» 

3-я неделя

 

Шахматная доска  

 Продолжать знакомить с

шахматной доской.

Закрепить умение

пользоваться линейкой и

карандашом,

ориентироваться

Продолжить знакомить

детей с шахматным

королевством, 

 Рисование шахматной

Доски 

4-я неделя

 

Шахматная доска

Проспекты,

улицы, переулки

шахматной доски. 

 Продолжить знакомить

детей с шахматным

королевством,

Формирование

представлений о правилах

размещения шахматной

доски между партнерами,

введение понятия

"горизонталь", "вертикаль", 

 Показ, беседа. Чтение

сказки «Шахматная

беседка». И.Г. Сухина.

Октябрь

Недели

 Тема

Программные задачи  

Методические приёмы  

1-я неделя

 Шахматная доска.

  Упражнять детей в быстром  и правильном нахождении

полей, вертикалей и

диагоналей, показывая и

называя их вслух.   

   Чтение и инсценировка

дидактической сказки из

книги И. Г. Сухина

Дидактическое задание

"Диагональ". 

 2-я неделя

 Шахматная доска.

«Шахматная

эстафета». 

 Отрабатывать практические

навыки. 

Схематическое

изображение доски.

"Составь доску "Шахматное лото",

"Пройди и назови поле".   

3-я неделя

 

 Шахматные

Фигуры 

 Познакомить с

шахматными фигурами;

развитие интереса к игре,

внимания

Чтение сказки "Чудесные

фигуры"

4-я неделя

 

Шахматные

Фигуры

Продолжать знакомить с

шахматными фигурами;

развитие интереса к игре,

внимания

Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", Угадай", "Что общего?"

 

Ноябрь

Недели

Тема  

Программные задачи    

Методические приёмы    

1-я неделя

 

 Начальное

Положение

 Познакомить детей с

расстановкой фигур перед

шахматной партией.

Связью между

горизонталями,

вертикалями, диагоналями

и начальным положением

фигур. Правилами: "Ферзь

любит свой цвет".   

Показ, объяснение.

Дидактические задания и

игры "Мешочек", "Да и

нет", "Мяч".

2-я неделя

 

 Слон.

 Формировать

представлений о

шахматной фигуре «слон»,

Месте слона в начальном

положении. Ходом слона,

взятием. Разноцветные и

одноцветные слоны.

Понятием Легкая и тяжелая

Фигуры 

Чтение сказки «Совсем

этот слон на слона не

похож» Дидактические

задания "Лабиринт",

"Перехитри часовых",

"Один в поле воин", 

3-я неделя

 

 Слон.

   

 Закрепить представления о

шахматной фигуре «слон»,

Отработка практических

Навыков 

Ответы на вопросы

 «Шахматной шкатулки»

Дидактические задания

"Лабиринт", "Перехитри

часовых", "Один в поле

воин", "Кратчайший

путь". 

4-я неделя

 

 Слон.  

  Отрабатывать практические

навыками. Отгадывание

загадки о слоне Ответы на

вопросы "Шахматной

шкатулки" Дидактические

задания "Лабиринт",

"Перехитри часовых",

"Один в поле воин",

"Кратчайший путь".

 Практические навыки.

Декабрь

Недели

Тема

Программные задачи    

Методические приёмы    

1-я неделя

 

 Ладья.

  Познакомить с шахматной

фигурой «Ладья», местом

ладьи в начальном

положении, ходами.

Развивать внимание. 

Чтение дидактической

сказки "Я – Ладья"

Рассказ о месте ладьи в

начальном положении.

Ход ладьи. Взятие.

Дидактические задания и

игры "Лабиринт",

"Перехитри часовых",

"Один в поле воин",

"Кратчайший путь".

Ответы на вопросы

"Шахматной шкатулки' 

2-я неделя

 

 Ладья.

  Продолжить знакомить

детей с шахматной фигурой

– ладья. Показать позиции

фигуры, различные ходы.

Развивать воображение,

сообразительность,

быстроту реакции, мелкую

моторику рук. 

 Дидактические игры

"Захват контрольного

поля", "Защита

контрольного поля",

 "Игра на уничтожение"

"Ограничение

подвижности". 

3-я неделя

 

Ладья против

слона. 

 отрабатывать практические фигуры",

навыки игры ладьей.

Развивать внимание,

логическое мышление,

смекалку, мелкую моторику игры,  

 Дидактические задания

"Перехитри часовых", , "Атака неприятельской

 фигуры", "Двойной

удар", "Взятие",

"Защита", "Выиграй

фигуру". Дидактические  игры, "Игра на

уничтожение" (ладья

против слона, две ладьи

против слона,

4-я неделя

 

 

Ладья.

Отрабатывать практические Навыки

Практически упражнения. Загадки из тетрадки.

 

Январь

Тема  

Программные задачи      

Методические приёмы      

 Ферзь. 

 Познакомить с шахматной

фигурой «Ферзь», местом

ферзя в начальном

положении, ходами ферзя,

взятием. Ввести понятия

«Ферзь – тяжелая фигура» 

Чтение дидактической

сказки "Кони черные и

белые»  

 

Ферзь.

 Продолжать знакомить с

шахматной фигурой

«Ферзь», местом ферзя в

начальном положении,

ходами ферзя, взятием.

Ввести понятия «Ферзь –

тяжелая фигура» 

"Дидактические игры

"Захват контрольного

поля", "Защита

контрольного поля",

"Игра на уничтожение"

(ферзь против ферзя),

"Ограничение

подвижности".  

Февраль

Недели

Тема  

Программные задачи      

Методические приёмы      

1-я неделя

 

 Ферзь против

ладьи и слона. 

Закреплять знания и

отрабатывать практические

навыки игры ферзем. 

Практические

упражнения.  

2-я неделя

 

 Конь.

 Познакомить с шахматной

фигурой «Конь», местом

ладьи в начальном

положении, ходами.

Развивать внимание,

умение отстаивать свою

позицию 

Рассказать и показать

сложность ходов коня

Ход коня, взятие. Конь –

легкая фигура.

Дидактические задания

"Лабиринт", "Перехитри

часовых", "Один в поле

воин", "Кратчайший

путь". 

3-я неделя

 

Конь.

Продолжать знакомить с

шахматной фигурой «Конь»

Развивать ловкость и

смекалку, ориентировку в

пространстве, способность

думать, мыслить,

анализировать.

Активизировать словарь.

Дидактические игры

"Захват контрольного

поля", "Игра на

 уничтожение" (конь

против коня, два коня

против одного, один конь  против двух, два коня против двух),

"Ограничение

подвижности". 

 4-я неделя

 Конь.

 Продолжать знакомить с

шахматной фигурой «Конь»

Показать позицию в

которой конь ставить

«вилку». 

 Д/и "Секретная фигура"

Март

Недели

Тема  

Программные задачи        

Методические приёмы        

 1-я неделя

Конь против

ферзя, ладьи,

слона  

 Продолжить знакомить

детей с шахматной фигурой

– конь. Показать позиции

фигуры, различные ходы.

Развивать воображение,

сообразительность,

быстроту реакции, мелкую

моторику рук.

Дидактические задания

"Перехитри часовых",

"Сними часовых", "Атака

неприятельской фигуры",

"Двойной удар",

"Взятие", "Выиграй

фигуру". Дидактические

игры "Захват

контрольного поля",

"Защита контрольного

поля", "Игра на

уничтожение"

"Ограничение

подвижности".

2-я неделя

 

Пешка «Ни шагу

назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном

положении; понятиями:

ладейная, коневая,

слоновая, ферзевая,

королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на

проходе.  

Чтение дидактической

сказки "Детский сад

"Чудесная Пешка"

Рассказ о пешке.

Дидактические задания

"Лабиринт", "Один в

поле воин".Д/и

«Волшебный мешочек» 

3-я  неделя

Пешка.

  Продолжать знакомить

детей с пешкой. Научить

«сражаться пешками».

Поощрять стремление

высказывать свое мнение. 

 Дидактические задания:

"Перехитри часовых",

"Сними часовых",

"Защита", "Выиграй

фигуру". Дидактические

игры "Захват

контрольного поля" 

4-я неделя

 

 Пешка.

 

 Продолжать знакомить

детей с пешкой. Научить

«сражаться пешками». 

 Дидактические задания:

"Атака неприятельской

фигуры", "Двойной

удар", "Взятие"

 

Апрель

Недели

Тема  

Программные задачи          

Методические приёмы        

1-я неделя

 

  

 Дидактические игры:

"Игра на уничтожение"

(пешка против пешки,

две пешки против одной,

одна пешка против двух,

две пешки против двух). 

2-я неделя

 

  Пешка против

ферзя, ладьи,

слона, коня

 Продолжать знакомить

детей с пешкой.

Отрабатывать умение

«сражаться пешками». 

 Дидактические игры:

"Ограничение

подвижности".

3-я неделя

 

Праздник пешки

 Закрепить знания о том как

ходит пешка, что делать

если мешает своя пешка,

можно ли вернуться на

исходную позицию, является ли пешка

фигурой? По каким линиям

ходит пешка. Развивать

находчивость ,

сообразительность речь.

.

Соревнования.

4-я неделя

   

Король.

 Показать, как ходит король.

Разучить правило «Королей .

не уничтожают» и что оно

означает. Развивать

внимание, способность

работать по правилам,

умение мыслить, находить

правильное решение,

отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в

Показать, как ходит король. начальном положении.

Разучить правило «Королей Ход короля, взятие.

Короля не бьют, но и под

бой его ставить нельзя.

Дидактические задания:

«Один в поле воин",

"Кратчайший путь".

 

     Май

Недели

Тема  

Программные задачи          

Методические приёмы        

1-я неделя

 

 Король.

«Волшебный

квадрат»

 Формировать

представления о

волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать

способность думать,

мыслить, рассуждать и

анализировать.

Активизировать словарь. 

 Рассказ о волшебном

квадрате, который

король использует в игре. "Двойной удар",

"Взятие".  

2-я неделя

 

 Шах и мат.

 Формировать

представления о

комбинациях "шах", "мат"

("комбинация" и "вилка" -

двойной удар). 

 Практические

упражнения.

3-я неделя

 

 Игра в парах.

 Закреплять знания детей

полученные на

предыдущих занятиях.

Воспитывать усидчивость,

внимательность точно

рассчитывать, правильные

ходы. 

 

Практические

упражнения.

4-я неделя

Турнир на

лучшего игрока.  

 Закрепить знания почему

слонов надо быстрее

выводить в центр.

 Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

                 

                Методическое обеспечение программы

                        Форма проведения занятий

Определяется возрастными особенностями детей  а также содержанием

разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,

соревнования, работа над ошибками.

 

 Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

 Примерный перечень оборудования

Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 10 шт.

Фигуры к  ним (деревянные, пластмассовые) 10 комплектов.

Демонстрационная доска— 1 шт. Фигуры к ней— 1 комплект.

Шахматная матерчатая доска для проведения праздника (4 х 4 м или 6 х

6 м) — 1 шт.Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых — 8 шт.

Дидактические игры

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из

горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий

шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей

шахматной доски.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся

все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,

какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,

дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд,

дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной»,

которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:

«Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает

учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,

формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют

самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры

по высоте.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные

фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента

игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном

положении. «Мяч».Педагог произносит какую-нибудь фразу о

начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то  Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

 «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки

шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не

перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной

клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,

 

 Вид и форма контроля, форма предъявления результата.

Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май),  Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту. Результаты диагностики оглашаются на педагогическом совете ДОУ.  

 .

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

Педагог дополнительного образования - осуществляет дополнительное образование  воспитанников в соответствии со своей программой и с учетом возрастных возможностей детей. Комплектует состав  воспитанников  и принимает меры по сохранению контингента  воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные. Осуществляет развитие физических, танцевальных, творческих,  способностей и эмоциональной сферы детей. Планирует и организовывает диагностическое обследование уровня усвоение детьми умений и навыков. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также  воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Оказывает консультативную помощь родителям и педагогам. Совместно с сотрудниками ДОУ организовывает участие детей в праздниках и других массовых мероприятиях.

Участвует в работе педсоветов, методических объединений и других формах методической работы ДОУ.

Не менее 2 раз в год отчитывается в своей работе с представлением результатов диагностики развития творческих способностей дошкольников.

Проводить открытие занятия для родителей и воспитателей.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,  "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Педагог дополнительного образования должен иметь курсы дополнительного профессионального образования  в области физической культуры и спорта.

                                 Библиографический список

1.Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно». - М.: «Детская литература», 1989.

2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

3. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы» М.: Просвещение, 1991.

4. Гик Е. А. Беседы о шахматах. Москва: «Просвещение», 1985.

5. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

6. Зак В. «Я играю в шахматы». – М.: «Детская литература»,1980.

7. Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундучка». - Санкт-Петербург, 2001.

8. Р. Нежметдинов «Шахматы». – Казань: «Татарское кн. изд-во», 1985

9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

10. Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. Зайкины шашки (книжка-игра для самых маленьких). - СПб - 2001.  

 

 

 

 

 

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию «Логические игры. Шашки и шахматы» для детей 5-7 лет.

В программе приведен план обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности «Веселые шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки»

        Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняш...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шашки»

Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, учас...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шашки"

Формировать основы интеллектуальной культуры личности посредством обучения дошкольников развивающей игре в шашки. Обучать основам шашечной игры, простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Р...