Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности «Веселые шашки»
рабочая программа на тему

Кулаева Ольга Владимировна

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaveselye_shashki.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 10" Г. ПЛАСТА

___________________________________________________________________

457020, Челябинская область, Пластовский район, город Пласт, улица Титова, 5 А

Тел. 8(35160) 2-18-12, е-mail:  mkdouv10svetlyachok@mail.ru

Веб – сайт: http//ds10plast.ru

Рабочая программа

по дополнительной образовательной деятельности

«Веселые шашки»

для детей  подготовительной к школе группы

на 2018 – 2019 учебный год.

Разработала:  

Воспитатель

Кулаева О.В.

Пласт 2018

                               

                                                 

Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».          

                                                 Не легкая задача,
                                                Не куклы – неваляшки!
                                                Познать хотят игрушку,
                                                С названьем «чудо – шашки»!

                                                                                                      И вскоре от победы,
                                                                                                     Забегают мурашки,
                                                                                                     В восторге скажут детки:
                                                                                                     « Ох уж эти шашки!»

Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в детском саду досуга и кружковой работы. Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творческая, игровая, чтение художественной литературы и прочее), я отдаю предпочтение настольной игре в шашки, которую считаю одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте, по своей природе , очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Знакомство и обучение детей игре в шашки должно проходить  поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить  им, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоят  общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Правила игры в шашки просты и общедоступны.  Но научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.  Но я считаю, что необходимо сохранять и развивать систему обучения    шашкам в дошкольных учреждениях. Не секрет, что дети,  играющие в шашки лучше успевают в школе, особенно в точных науках.  

Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. Перейдя от взрослых к детям,  эта игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного. Кроме того, обучение игре в шашки помогает выявить дарования.

Цель кружка: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить основам шашечной игры;
  • обучить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
  • обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Воспитательные:

  • воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитать:  настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности;
  • выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развивать стремления детей к самостоятельности;
  • развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Физические:

  • осуществлять всестороннее физическое развитие детей.

Программа «Веселые шашки» рассчитана на 1 года, для детей 6-7 лет. Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия, проводится 1 раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей подготовительной к школе группы  - длительность занятий  25 минут.

Список детей

1.Барыкин Максим

2.Ганзюг Артем

3. Долгих Владик

4.Копылов Илья

5.Луговская Вика

6.Никулин Никита

7.Пименков Вова

8.Попович Стас

9.Радько Даша

10.Седых София

11.Сергеева Виолетта

12.Славова Анжелика

13.Шмидт Артем

14.Щелгачева Даша

Основными формами работы и средствами обучения являются:

  • практическая игра;
  • решение задач, комбинаций и этюдов;
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения ;
  • развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.

Методическое обеспечение

- Опорные схемы

- Компьютер (в домашних условиях)

- набор шашек и шашечных досок

- простой карандаш

- линейка

- бумага для рисования.

Организация занятий:

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Прогнозируемый результат освоения программы:

 развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

 развиваются пространственное воображение и мышление;

 сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Форма подведения итогов реализации программы: шашечный турнир.

Перспективное планирование работы кружка «Веселые шашки».

Сентябрь

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

Тема: Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Тема: Подготовка игровой зоны для детей.

Цель: создание условий для развития логического мышления.

Тема: Знакомство с доской и фигурами.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

Октябрь

Тема: Терминология (фигуры, доска, ход, бой)

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами; научить играм в «Шашки».

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Терминология (противоположные стороны, диагонали)

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

Тема: Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Ноябрь

Тема:

Развивающие игры.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

Тема: Обучение игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Объяснение положения в игре дамок.

Цель: продолжать учить играм в «Шашки».

Тема: Игра с соперниками.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Декабрь

Тема: Задания и задачи, развивающие логическое мышление.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Соревнования по шашкам на сладкий приз.

Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

Январь

Тема: Показ и объяснение ходов игры в «Поддавки».

Цель: научить играм в «Поддавки».

Тема: Продолжение ознакомления с игрой.

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

Тема: Игра между соперниками

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Февраль

Тема: Развивающие игры.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Тема: Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки».

Цель: закрепление навыков игры в «Шашки», «Поддавки».

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Игры между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Март

Тема: Развивающие игры. «Игры со спичками».

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

Тема: Показ и обучение игры «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

Тема: Продолжение и обучение игры в «Уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

Тема: Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Апрель

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 1 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Соревнование. Игра «Поддавки» 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 1 тур.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Тема: Соревнование. Игра в «Уголки» 2 тур.

Цель: развитие интеллектуальных способностей у детей, воспитывать усидчивость, любознательность.

Май

Тема: Соревнование по шашкам 1 тур.

Цель: учить детей пользоваться терминами при игре; воспитывать усидчивость.

Тема: Соревнование по шашкам 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

Тема: Игра в «Шашки» с родителями.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Мониторинг

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Методика проведения:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Вопросы и задания:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Используемая литература:

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
  13. В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.
  14. Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.
  15. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  16. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Приложение:

Я предлагаю  стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

Краткий список терминов игры шашки

Простая - обычная шашка (не дамка)

Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски

Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски

Дамка – шашка, достигшая дамочных полей

Ход - передвижение шашки с одною поля на другое

Тихий ход или темп - простое перемещение шашки

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар

Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций

Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть

Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности

Министерство образования и науки Республики ТатарстанМуниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТМуницип...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности

Министерство образования и науки Республики ТатарстанМуниципальное учреждение «Управление образования» Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТМуницип...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Лего-конструирование"

Рабочая программа  по дополнительной  образовательной  деятельности  "Лего-конструирование"...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности математический кружок "Весёлые шашки" для детей старшего возраста на 2019-2021учебный год.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенн...

Рабочая программа совместной дополнительной образовательной деятельности педагога с детьми «Умелые ручки» Подготовительная к школе группа

Кружок «Умелые ручки» рассчитан на детей дошкольного возраста 6 - 7 лет. Основной идеей кружковой работы является развитие художественного и творческого потенциала детей через использовани...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Эколята-дошколята" (познавательное развитие)

Подготовительная группаДанная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возрас...