Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

 Карпутенко Нина Александровна

Для детей дошкольного возраста, увлекательно и познавательно играть в игры с водой и песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_motoriki.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Арефьевская основная общеобразовательная школа»

Группа кратковременного пребывания дошкольников

ДОКЛАД

Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста

                                                                                                                                                   Воспитатель:

Карпутенко Н.А.

Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих детский организм  мероприятиях,  имеют место «Игры с водой и песком».  Для  детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное  значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом  им окажут большую помощь «Игры с песком и водой». Используя  их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих  замыслов и способностей дошкольников.

Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим  песком, желательно  на ножках. Увлажнять песок  водой для игр можно накануне вечером, или утром до приёма детей. Песочницы должны быть оборудованы крышками, в целях гигиены, для того, чтобы песок оставался чистым. Песочницы располагают на ножках,  на расстоянии от 25-45 см над землёй для удобства, тогда ребёнок не будет играть в согнутом состоянии на корточках, так как грудная клетка не  должна быть  в сжатом  состоянии и ребёнок  не должен длительное время стоять наклонившись, большая нагрузка при такой осанке идёт на позвоночник малыша.

Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Привлекать детей к играм в песочнице можно уже с первой младшей группы. Дети  с большим удовольствием  играют  в песке, но основным условием  успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей  с предметами в песочнице носят познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.

Воспитатель при первом знакомстве  детей с песком, берёт от 3 до 6 человек, расставляет детей вокруг песочницы. Знакомит их с оборудованием: лопатки на каждого ребёнка, ведёрки, сито для просеивания песка, различные формочки, игрушки для игры – «мельницы», разных конструкций. Воспитатель объясняет, как можно действовать с песком: набирать лопаткой,  насыпать в ведёрки, в формочки. В игре  взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо обьяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пирожок, а ещё необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивый пирожок опрокидывать форму нужно аккуратно, всё это нужно не только сопровождать объяснением, но и показать детям. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно осваивается и переходит на новый уровень, здесь ребята не только применяют уже полученные навыки работы с песком, но и включают своё воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек « домиков для кукол»,   «постройки гаражей для машин», а также « волшебных замков».

Песок -  прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира  и развития моторики рук детей дошкольного возраста.

В зимнее время года можно устраивать для детей игры с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой  (температура воды должна быть не менее  20- 22 градусов),  клеёнчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры  желательно в первой половине дня (по 2 – 3 ребёнка). Используют игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Малыши удивляются, делают  для себя маленькие открытия. Воспитатель пускает на воду маленький кораблик и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Машенька 2 года 5 месяцев говорит, что «водичка чистая». Воспитатель побуждает её потрогать воду  рукой, она с удовольствием плескается. Кораблик плывёт, девочка старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос: «почему он плывёт медленно?». Андрюша (3года),  бросает мячик и говорит: «смотрите, мячик плавает и не тонет! Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает, воспитатель объясняет, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.

Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Воспитатель опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх  со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия,  предмет « тонет», « плавает», «водичка чистая», «тёплая».   Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.

Такие же игры можно проводить в  тёплое летнее время на прогулке, используя маленький надувной бассейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Консультация для воспитателей "Игры с песком и водой.Их влияние на сенсорное развитие детей"

Игры с песком и водой.Их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возрастаЛетний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих де...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

"Игры с песком и водой как средства коррекции и развития детей с ОВЗ"

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогает им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать...

Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Важное значение в закаливающих детский организм мероприятиях, имеют место игры с водой и песком. Используя их, происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников....