Конспект мастер-класса на тему: "Многофункциональное поле «Калейдоскоп» как средство закрепления логико-математических представлений у старших дошкольников в свободно-игровой деятельности"
материал на тему

Коляева Татьяна Вячеславовна

повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_matem_kaledoyskop_bez_kartinok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №290» г. Самара

Конспект мастер-класса

Тема: «Многофункциональное поле «Калейдоскоп» как средство закрепления логико-математических представлений у старших дошкольников в свободно-игровой деятельности»

Воспитатель: Коляева Т.В.

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с нетрадиционным многофункциональным полем «Калейдоскоп».
  2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
  3. Представить педагогам комплекс заданий из игры «Калейдоскоп» по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Планируемый результат: обогатить методическую копилку педагогов за счет практического освоения игры «Калейдоскоп».

Материалы и оборудование: игровое поле «Калейдоскоп», кубик, фишки, звезды, конверты с заданиями, простые и цветные карандаши.

Актуальность проблемы. Развитие умственных способностей дошкольников – одна из актуальных проблем современности. Математика – огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

В Концепции развития математического образования в РФ от 24.12.2013г (Распоряжение Правительства РФ № 2506-р) акцентируется внимание на взаимосвязи математической грамотности населения и экономики государства. Математика в России, согласно Концепции, должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Ход мастер-класса:

Для решения данной задачи, нами изготовлена дидактическая игра «Математический калейдоскоп». В одной игре участники закрепляют свои знания по таким математическим «разделам», как «Счет», «Геометрические фигуры», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Уникальность игры заключается в том, что с ее помощью можно организовать итоговое занятие, непосредственную игровую деятельность, где дети учатся друг у друга. Эту игру можно использовать как диагностический инструментарий вновь поступивших воспитанников с целью определения их математических представлений или в педагогическом мониторинге. Задания тематических секторов можно использовать по отдельности в НОД при формировании или закреплении тех или иных математических представлений.

Игровое поле характеризуется многофункциональностью. Его можно использовать в любой образовательной области, по любой теме. При этом стоит отметить, что все задания схематизированы, понятны детям и поэтому игровая деятельность может обходится без прямого вмешательства со стороны педагога.

Игра «Математический калейдоскоп» представляет собой игровое поле с разноцветными секторами, кубиком, фишками и конвертами с заданиями. На каждый тематический сектор выпадает по 3 клетки. В некоторых клетках есть три круга со стрелками, которые перенаправляют игрока в центр поля. Первая клетка предполагает задания из конверта с одной звездой, вторая клетка – конверт с двумя звездами, третья клетка – конверт с тремя звездами.

Старт и финиш находится в одной клетке, обозначенной иным цветом. Правила игры схожи с любой игрой-ходилкой: ставите фишки игроков на старт, кидаете кубик, отсчитываете столько клеток, сколько выпало, выполняете задание и передаете ход следующему игроку. Карточку с заданием вытаскиваете из конверта наугад.

Выполнение задания контролируется другими детьми или последним игроком. За правильный ответ простого, среднего и сложного уровня получаете от детей 1,2,3 звезды. Если задание выполнено неправильно, то другие участники помогают, а игрок на 2 клетки возвращается назад (но не далее старта) и не получает звезды.

Если в ходе игры участнику выпадает сделать шагов больше, чем остается до финиша, то игра считается оконченной при пересечении финишной прямой, чтобы дать возможность всем участникам поиграть. Обращается внимание детей на то, что до финиша должны дойти все, только победитель определяется большим количеством звезд.

Конверты с заданиями соответствуют цветовым секторам поля и подразделяются на 1, 2, 3 звезды. Детское внимание акцентируем на градации уровней сложностей с целью формирования уверенности в собственных силах. Число карточек в каждом конверте соответствует количеству участников.

Задания для многоразового использования можно заламинировать и писать смывающимся маркером. Условные обозначения повторяют символику других дидактических математических игр, используемых в работе с детьми.

Нами подобраны следующие задания (в соответствие с ФГОС и программой «От рождения до школы».

  1. Счет: прямой и обратный счет до 10, цифры от 0 до 10, состав числа, задания на сравнения >, <, =, сложение и вычитание.
  2. Геометрические фигуры: задания с геометрическими фигурами.
  3. Величина: систематизация предметов в возрастающем или убывающем порядке, сравнение предметов по длине, ширине, высоте, задание на целое и его части.
  4. Ориентировка в пространстве: ориентировка на бумаге, ориентироваться в пространстве в соответствии со знаками-указателями.
  5. Ориентировка во времени: части суток, времена года, дни недели, задания на установление хронологии событий.

Пример заданий в секторе «Счет»

1.Прямой и обратный счет. Игрок вытягивает любую полоску и отвечает другим участникам счет с той цифры, которая стоит вначале и заканчивает последней. Может быть задание, где нужно записать или назвать пропущенные цифры.

  2. Цифры от 0 до 10. Карточки с карандашом могут включать задания: раскрасить местоположение цифры в пустых кружочках, написать цифру в клетках; раскрасить только те предметы, число которых соответствует цифре карточки; раскрасить эту цифру по графам; раскрасить картинку по номерам; соединить по цифрам; соединить количество предметов с цифрой; посчитать предметы и написать цифру; написать или назвать соседей числа; составить из палочек указанные цифры; к цифре прицепить соответствующее количество прищепок.

3.Состав числа. Определить состав числа, собрав лепестки цветка; прицепив прищепки к определенным цифрам; прописав цифры в домиках; подобрать «этажи» к крыше домика с соответствующей цифрой; раскрасить предметы разными цветами в соответствии с примером.

4.Задания на сравнения, >, <, =. Нужно нарисовать в пустой клетке столько предметов, чтобы левое число было больше, меньше или равным; в клетках прописать любое число, которое будет соответствовать примеру; в карточке уже даны цифры, нужно проставить знаки; подставить карточки в соответствие с весами.

5. Задания на сложение и вычитание. Это могут быть примеры, куда вписать цифры, нарисовать/разукрасить нужное количество предметов; пройти лабиринт, решив примеры; разложить рыбу в соответствующие ведерки; разукрасить картинку, решив пример и определив цветовое обозначение; дописать строку прибавляя/вычитая определенную цифру к предыдущей.

Пример заданий в секторе «Геометрические фигуры»

Посчитать фигуры и вписать цифру; нарисовать недостающую фигуру; продолжить ряд; раскрасить только те фигуры, из которых состоит предмет; раскрасить фигуры в соответствующий цвет; выложить фигуру из палочек; подобрать недостающие части-фигуры к домикам; выложить картину по образцу из фигур; геометрические пазлы; заштриховать фигуры.

           Пример заданий в секторе «Величина»

1.Систематизация предметов в возрастающем или убывающем порядке; сравнение предметов по длине, ширине, высоте; задание на целое и его части. По картинке определить сходства и различия предметов; расставить цифры под предметами, расставив их по какому-то признаку; раскрасить предметы по какому-то признаку; дорисовать/разложить предметы по возрастающему/убывающему признаку.

Пример заданий в секторе «Ориентировка в пространстве»

Ориентировка в пространстве: ориентировка на бумаге, ориентироваться в пространстве в соответствии со знаками-указателями. По рисунку назвать, какие предметы слева-справа, сверху-снизу, близко-далеко; пройти маршрут по схеме через предметы; нарисовать графический диктант, ориентируясь только на схему; назвать предметы в группе с той или иной стороны, которую выбрали на «ладошковом» коврике.

Пример заданий в секторе «Ориентировка во времени»

Ориентировка во времени: части суток, времена года, дни недели, задания на установление хронологии событий. Разложить карточки с временами года в нужной последовательности; по сюжету выявить признаки времени года; разложить предметы, соответствующие определенному времени года, разложить картинки в хронологической последовательности; вычеркнуть лишний предмет, не соответствующий времени года; пронумеровать части суток; определить пропущенный день недели и т.д.

        Таким образом, «Калейдоскоп» представляет собой комплекс дидактических игр на закрепление элементарных математических представлений, развитие логики, внимания, мышления, формирование общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.), простейших графических умений и навыков. Задания постоянно обновляются, исходя из особенностей и способностей детей. При этом новые упражнения сначала проводит педагог с детьми в НОД и после успешной «апробации» добавляются в игру.

Опираясь на опыт, стоит отметить эффективность данной комплексной игры.

1.В процессе игры дети обучают друг друга, поправляют, помогают решать задания и учатся взаимодействовать друг с другом. Формат игры способствует формированию лидерских и волевых качеств, дисциплине, так как игроку нужно задание выполнить правильно, до конца и получить одобрение от остальных участников, контролирующих его действия.

2.Необычные задания, разнообразие карточек, сочетание видов деятельности и областей повышает познавательный интерес к математике, способствует активному развитию психических процессов.

3.Использование игры педагогом в НОД позволяет ребенку при выполнении аналогичного задания в игре испытать уверенность в собственных силах. Дети с меньшей тревогой и настороженностью встречают новые задания.

Следовательно, при грамотном подборе заданий, игра «Калейдоскоп» развивает логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Литература

  1. Воробьева Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму.
  2. Земцова О.Н. Развивающие тесты для детей 5-6 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2015. – 112 с.
  3. Концепция развития математического образования в РФ от 24.12.2013г (Распоряжение Правительства РФ № 2506-р)
  4. Куражева Н.Ю., Тузаева А.С., Козлова И.А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет. – СПб: Речь, М.: Сфера, 2011. – 64 с.
  5. Кузнецова В.Г. Учимся играя. – М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 128 с.
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
  8. Попова И. Тесты для детей 5 лет. – М.: Стрекоза. 2013. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Конспектмастер-класса с педагогами  на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...

Мастер – класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико - математических игр»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умс...

Мастер-класс для родителей. «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Цель мастер-класса: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей....

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у старших дошкольников

В данной работе используются разнообразные игры, как средство развития ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам логико- математических игр"

Детский сад-первая и очень ответственная ступень общей системы образования. От ребенка, пришедшего в первый класс сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходим...

Конспект мастер-класса с педагогами по теме: «Йохо-куб» как средство развития восприятия у дошкольников архитектуры в истории

Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня педагогов – участников мастер-класса в контексте получения информации о возможностях использования в образовательном процессе с дошкольника...

Логико-математические занимательные игры для старших дошкольников

Материал для родителей - как в увлекательной форме развивать логическое мышление старших дошкольников...