АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЫЛИНА»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Актуальность  и  педагогическая  целесообразность  программы определяется потребностью  нашего  общества  в  духовно-нравственном воспитании детей – дошкольников, как необходимым элементом сохранения национальной культуры для обеспечения духовно – нравственного единства общества, возрождения духовных ценностей российского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласована                                                                                                                               Утверждена

педагогическим советом                                                                                               распоряжением № протокол №                                                                                                                                                      от             г.

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЫЛИНА»

Срок реализации: 2 лет

для детей от 5 до 7 лет

Разработал:

воспитатель Ершова Е.Р.

под руководством

       заведующего Лапшиной Н.М.

старшего воспитателя Кочеровой И.А.

г. Сосновый Бор

2017г.


Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Целевые ориентиры

1.5 Оценка результативности

1.6 Задачи Программы по образовательным областям

Раздел 2.Содержательный

2.1 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программ

2.2 Индивидуализация процесса

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3 Раздел 3. Организационный 

3.1 Методическое обеспечение реализации Программы

3.2 Ресурсное обеспечение программы

Раздел 4. Приложения 

Приложение 1. Анкета для родителей

Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование

Приложение 3. Мониторинг


РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка

Авторская программа дополнительного образования «Былина»   имеет  духовно-нравственную направленность.

Актуальность  и  педагогическая  целесообразность  программы определяется потребностью  нашего  общества  в  духовно-нравственном воспитании детей – дошкольников, как необходимым элементом сохранения национальной культуры для обеспечения духовно – нравственного единства общества, возрождения духовных ценностей российского народа.

Национальная  доктрина  образования  в  Российской  Федерации одной из очередных  целей  системы  образования  считает  обеспечение «исторической  преемственности поколений,  сохранение,  распространение и  развитие  национальной  культуры». Православная культура была ядром истории России на протяжении последних 10 веков. Православная культура основывается на нормах христианской нравственности: благонравие, правдивость, достоинство, совесть, честь гражданина Отечества. Перечисленные  нравственные  качества  должны  стать необходимой частью образования и социального воспитания дошкольников.

Возрождение опыта воспитания благочестия по ценностям христианской морали у детей с дошкольного возраста на фольклорном и естествоведческом материале будет препятствовать деградации нравственного сознания будущего поколения молодежи, что является одной из задач патриотического воспитания.

Первым шагом по внедрению написанию авторской программы дополнительного образования «Былина» было выяснение отношения родителей воспитанников к вопросу сохранения традиций православной культуры, знания фольклора и их осведомленность по данным вопросам. Была разработана  анкета (Приложение 1), на которую по желанию ответили родители. 80% родителей высказали следующие пожелания по духовно-нравственному воспитанию ребенка:

  • знание и почитание русской культуры  
  • воспитание нравственности, любви, сострадания и уважения к ближнему
  • воспитание любви к родному краю
  • почтительное отношение к родителям, старшему поколению 
  • желание узнать больше о культуре и традициях своего народа
  • воспитывать любовь к фольклору

Всё это говорит о том, что православная культура органично связана с жизнью семей наших воспитанников.  Из анкет мы узнали, что родители хотели бы принять участие в духовно-нравственном развитии своего ребенка, но не знают, что и как нужно делать.

Анализ анкет показал, что 97% опрошенных считают обучение детей дошкольного возраста духовно-нравственной культуре нужным и полезным делом. Таким образом, был определен социальный запрос родителей на духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале в тесном взаимодействии с семьей в дополнительную образовательную деятельность детского сада.  

В основу авторской программы дополнительного образования дошкольников «Былина» положены теоретические положения А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода  в жизни ребенка, обогащении его развития различными формами и способами деятельности; теория Л.А. Венгера о развитии художественных и умственных способностей ребенка, об умении ребенка самостоятельно анализировать; исследования А.С. Выготского по взаимодействию ребенка со взрослыми при вхождении в человеческую культуру; идея развития у детей чувства сопереживания, разработанная В.А. Сухомлинским.  

Отличительная особенность  программы  связана  с  ее внутренним содержанием, которое включает в себя темы, которые способствуют сохранению чистоты детей в их личностном развитии, учитывается уникальны опыт и традиции российской педагогики, внося тем самым в жизнь детского сада особую одухотворенность. Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале в тесном взаимодействии с семьей – специфическая особенность программы.

Программа  включает  следующие  тематические  линии:

  1. Я и моя семья (имя, семья, быт).

Цель: познакомить детей со значением своего имени (человек должен дорожить своим именем, поступками, делами), формировать представления о собственном «Я»; познакомить с понятие «семья» (это остров любви, терпения, послушания, спасения), учить устанавливать простейшие родственные связи между людьми; познакомить с предметами домашнего быта и уметь правильно их использовать, учить правильно называть предметы обстановки.

Формы проведения: ресурсный круг «Мое имя»; игры-упражнения («Подбери ласковое имя для друга» и т. д.); составление рассказов о своем имени; беседы о жизни и добрых делах бабушек и дедушек; игры («Быт моей семьи» и т. д.); тематические вечера; составление родового дерева; посиделки в «Горнице»; подвижные русские народные игры; дидактические игры; чтение художественной литературы.

  1. Традиции и малые фольклорные формы русского народа.

Цель: развивать интерес детей к русским национальным традициям, познакомить детей с праздниками, с накопленными веками тончайшими наблюдениями за явлениями живой и не живой природы; познакомить детей с устным народным творчеством, с присущим ему нравственными ценностями, представлением о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Формы проведения: рассказы воспитателя; чтение литературы; словесные, дидактические и подвижные игры; разыгрывание русских народных сказок; организация досуга для детей «Посиделки в русской избе»; рассматривание иллюстраций, картин и т.д.; организация и проведение праздника «Масленица» с блинами.

  1. Русские ремесла.

Цель: познакомить детей с содержание труда русских мастеров, развивать детскую познавательную активность через обогащение опыта и представлений детей о русских мастерах; познакомить детей с художественными промыслами русского народа.

Формы проведения: рассказы воспитателя; чтение литературы; словесные, дидактические и подвижные игры; разыгрывание русских народных сказок, потешек; организация досуга для детей «Посиделки в русской избе»; рассматривание иллюстраций, картин и т.д.

Взаимосвязь  между  приобщением  ребенка к русской культуре и  его  духовно-нравственным  развитием,  высокий  воспитательный  потенциал народного фольклора, эстетические знания, систематически и последовательно сообщаемые детям, нашли отражение в принципе отбора материала программы.   

Авторская программа дополнительного образования «Былина» познавательная, дающая детям новые знания о русской культуре и народном фольклоре; развивающая познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей; ориентирована на расширение кругозора. 

Программа дополнительного образования «Былина» рассчитана на два года обучения с детьми старшего и подготовительного возраста.  

1.2 Цель и задачи

Цель программы: создать условия для эффективного духовно-нравственного воспитания детей на основе развития познавательных интересов, способностей и потребностей ребенка – дошкольника.

        Задачи программы:

Образовательные.

  1. Формировать у детей морально-нравственные идеалы и нормы.
  2. Расширять  кругозор  детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о русской культуре, способствуя  удовлетворению познавательных потребностей детей.
  3. Формировать у детей понимание и восприятие специфику народного фольклора,  его  выразительные  и  изобразительные  возможности.

Развивающие.

  1. Развивать  духовно-нравственный потенциал детей через приобщение к народному фольклору.
  2. Развивать  эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, нравственные  чувства  сопереживания, ответственности  за  другого  человека.
  3. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей в процессе совместной деятельности со взрослыми.

Воспитательные.

  1. Воспитывать любовь к Родине, семье.
  2. Вызывать у детей интерес к миру русской и народной культуры, поддерживая  детскую любознательность и активность.
  3. Формировать опыт нравственного поведения  во  взаимодействии  с  окружающим  миром  людей  и  природы, воспитывать культуру общения.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Программа дополнительного образования «Былина» основывается с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принципы, на которых базируется программа:

- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности ребенка)

- принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные возможности ребенка)

- принцип непрерывности и системности

1.4 Целевые ориентиры

Планируемые итоговые результаты освоения Программы дополнительного образования «Былина»:

 Ребенок любознательный, активный, проявляет интерес к народным традициям, духовным ценностям, фольклору. Проявляет интерес к данной теме, задает много вопросов. Эмоционально отзывчивый, сочувствует, сопереживает, откликается на добрые поступки людей, эмоционально реагирует на мир искусства и природы, проявляет любовь к людям, желание порадовать близких, видит в людях доброе. Помнит добро, прощает обиды, уважает других, подражает хорошим поступкам, владеет правилами приличия, благодарит людей за заботу. Физически развитый, способный физически защитить слабых, помогать взрослым и детям.

Ребенок способный управлять своим поведением, скромный, сдержанный в поступках, соблюдает правила поведения в общественных местах, умеет оценить свое поведение, видит свои недостатки и достоинства, умеет просить прощение. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, различает добро и зло, плохие и хорошие поступки, полезен в делах другим, отзывчивый на просьбы окружающих, может применять самостоятельно усвоенные знания и решать возникающие проблемы. Ребенок овладевает предпосылками универсальных учебных действий, послушен.

Ребенок имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, понимает свою принадлежность к русскому народу, знает о распределении семейных обязанностей в православной семье, православных традициях семьи и государства.

В результате освоения Программы дети знают:

  • правила культурного поведения в семье, в общении с детьми и взрослыми, в публичных местах;
  • предметы русского быта, их  применение;
  • особенности мужского и женского домашнего труда в русской семье;
  • различают русские ремесла;
  • разные формы народного фольклора, легко в них ориентируются.

1.5 Оценка результативности

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной Программы:

  • Открытые просмотры образовательных событий
  • Участие в праздниках и развлечениях
  • Организация выставок рисунков и поделок детей, участие в конкурсах детского творчества
  • Анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий
  • Диагностика познавательной деятельности по результатам наблюдения за детьми  

1.6 Задачи Программы по образовательным областям

Программа «Былина» сохраняет развивающую функцию, позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей:

        - социально-коммуникативное развитие (нравственное и патриотическое воспитание, гендерное и трудовое воспитание, коммуникативное развитие; используются сюжетно-ролевые игры)

        - познавательное развитие (ознакомление с социальным миром, миром природы и предметным миром)

        - речевое развитие (формирование словаря, развитие связной речи, ознакомление с народным фольклором)

        - художественно – эстетическое развитие (восприятие народных произведений, выставки детского творчества)

        - физическое развитие (формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие физических качеств) 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Программы

Формы, способы, методы и средства реализации Программы отбирались и используются исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Для реализации содержательного раздела Программы используются следующие средства:

1. Наличие оборудованного помещения (русская изба).

2. Сотрудничество с социальными институтами города: дом культуры, библиотека, центр развития творчества, художественный музей, памятники, театр «Волшебный фонарь», танцевальный кружок «Задоринки».

 3. Взаимодействие с семьей.

 4. Создание предметной развивающей среды в группах.

Образовательная деятельность с детьми по Программе реализуется в образовательных событиях, в самостоятельной, совместной деятельности и индивидуальной работе, с использованием таких методов, как: наглядный, словесный и практический. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

2.2 Индивидуализация процесса

Цель индивидуализации при реализации Программы состоит в создании условий для осознания ребенком себя индивидуальностью и максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора

- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности

- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу»

преобразовываются в «могу»

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих принципов:

- открытость для семьи;

- сотрудничество с родителями детей;

- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;

- главный принцип - не навредить.

Раздел 3. Организационный

  1. Методическое обеспечение реализации Программы

Дополнительная образовательная программа «Былина» реализуется на базе МБДОУ «Центр развития ребенка № 19» г. Сосновый Бор в специально оборудованном помещении с оформлением интерьера русской избы с использованием следующих пособий и технологий:

  • Алешина Н.В., Смирнова Т.В. «Дошкольникам о Москве и родной стране», М.: Скрипторий, 2010.
  • Буре Р.С. «Социально - нравственное воспитание дошкольников», Мозаика-синтез, 2011.
  • Ватаман В.П. Программа «Воспитание детей на традициях народной культуры», Учитель, 2008 .
  • Воздвиженский П.Н. «Священная история» в рассказах для детей, М.: Белый город, 2005.
  • Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду», Волгоград: Учитель, 2008.
  • Ветохина А.Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», М.: Детство-Пресс, 2015.
  • Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Дерягина Л.Б. «Играем в сказку», Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.
  • Докучаева Н. «Сказки из даров природы», СПб.: Диамант, 1998.
  • Зеленина Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», М.: 2008.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство - Пресс», 2002.
  • Королева Е., «Доброта,  природа,  музыка» христианские  сказки  для  детей.  
  • Лапшина Н.М., Рассказова Т.В., Кочерова И.А. Авторская программа «Экологическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста от 3-х до 6-ти лет», г. Сосновый Бор, 2001.
  • Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной», м.: 2001.
  • Сколова С. «Сказки из бумаги»
  • Скоролупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством детей старшего дошкольного возраста», М., «Скрипторский 2003», 2008.
  • «Основы  православной  культуры  для  детей  дошкольного  возраста». Составитель  Ольга  Харитонова,  под  редакцией  протоиерея  Виктора  Дорофеев,  М.: «Покров», 2002.
  • Музыкальное  пособие  (аудиокассета)
  • Интернет-ресурсы

Для организации образовательных событий необходимо: наглядный материал (иллюстрации, репродукции, картины, слайд-фильмы, фото, открытки, малые скульптурные формы и т. д.), художественная литература, дидактические игры, атрибуты к подвижным играм, костюмы для театрализации, музыкальное обеспечение, предметы народных промыслов.

3.2 Ресурсное обеспечение программы

Для реализации Программа используются специально оборудованное помещение «Русская изба», музыкальный зал. Так же используются ноутбук, проектор, интерактивная приставка Mimio.


РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, посвященной проблеме

духовно-нравственного воспитания детей.

  1. Что, по Вашему мнению, включает в себя духовно-нравственное воспитание? Продолжите, пожалуйста, высказывание: Духовно-нравственное воспитание – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Является ли традицией Вашей семьи празднование  христианских праздников: Рождество, Пасха и др.

а) да, это традиция  нашей семьи

б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это  становится традицией нашей семьи

 в) мы не празднуем эти праздников

 г) другой ответ _________________________________________________________

3. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования  духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

         а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

б) мы все больше в этом убеждаемся

в) с этим утверждением мы не согласны

г) другой ответ__________________________________________________________

  1. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими    принципами    и  православными традициями   нашего   народа

б) да, мы с этим согласны

в) нет

г) другой ответ_________________________________________________________ 

5. Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении

б) да, в пределах нашей группы

в) да, в виде  кружка по православному воспитанию

г) не желаем, так как_____________________________________________________

д) другой ответ__________________________________________________________

6. Надо ли объединять усилия семьи и образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей?

а) нет, в этом нет необходимости.

б) объединение усилий целесообразно лишь в том случае, когда к этому готово образовательное учреждение, имея соответствующие образовательные и воспитательные программы

в) усилия образовательных учреждений и семьи в духовно-нравственном воспитании детей надо обязательно объединять.

7. Какие формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании детей (в том числе и в духовно-нравственном воспитании) представляются Вам наиболее действенными и перспективными:

а) проведение индивидуальных консультаций

б) создание в образовательном учреждении педагогических библиотечек для родителей

в) организация совместных содержательных, ориентированных на традиционную систему духовно-нравственных ценностей, занятий для детей и родителей по дополнительным программам

г) проведение совместных праздников с активным участием детей и родителей

Комплексно-тематическое планирование

1 год обучения (5-6 лет)

Тема

Всего часов

1

Дом, домашний очаг (представления детей об убранстве русской избы, приобщение к бытовой и семейной культуре предков)

26

1.1

«Милости просим, гости дорогие». Первое посещение детьми избы, познакомить с предметами быта.

1

1.2

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу». Конкретизировать представления детей о убранстве русской избы, приобщение к бытовой и семейной культуре предков, о их гостеприимстве.

2

1.3

«Сошью Маше сарафан». Знакомство с женской и мужской русской народной одеждой, развить у детей интерес к ней.

2

1.4

«Золотое веретено». Знакомство с предметами обихода; прививать интерес к быту русского народа

2

2

Традиции русского народа (формировать у детей стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры).

2.1

«Зимние традиции русского народа». Формировать стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры; разучивание колядок «Коляда, коляда, поехали по дрова».

2

2.2

«Масленица дорогая-наша гостья годовая». Познакомить детей со старинным русским праздником Масленицей; углублять интерес к культуре своего народа.

1

2.3

«Весна, весна, поди сюда». Знакомство со старинными обычаями встречи весны; заучивание закличек о весне.

1

3

Знакомство с малыми фольклорными формами. (формировать у детей стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры).

3.1

«Шутку шутить-людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговоркам, небылицами.

2

3.2

Времена года. Рассказ о временах года с использованием загадок; учить использовать в речи знакомые формы устного народного творчества при рассказывании о явлениях природы.

4

3.3

«Чудесный мешочек». Знакомство детей с потешками и попевками

1

3.4

«В некотором царстве, в тридесятом государстве». Знакомство с волшебным миром сказки.

2

4

Русские мастера.

4.1

«Золотые руки». Познакомить детей с народными мастерами и ремеслами

3

4.2

«Народная игрушка». Познакомить детей с разнообразием видов и форм народной игрушки, с мастерами их изготовляющими (свистулька, дымковская игрушка, расписная матрешка)

3

2 год обучения (6-7 лет)

Тема

Всего часов

1

Земля – Россия - наш край (формировать представления детей о своей стране, развивать уважение к людям, воспитывать азы патриотизма).

36

1.1

«Следы на земле» Дать детям первоначальное представление об истории цивилизации, что у всех народов есть прошлое.

2

1.2

«Род – народ – Родина». Формировать представления детей о своей стране, развивать уважение к людям, воспитывать азы патриотизма, знать, помнить, беречь.

2

1.3

«Наши соседи». Познакомить детей с понятием «добрососедство», мир и дружба – законы счастливой жизни.

1

1.4

«От прошлого – к будущему». Формировать у детей представление о том, что без памяти о прошлом нет будущего.

2

2

Человек и родственные связи (формировать представление детей о семье, о родственных отношениях)

2.1

«Что нам стоит дом построить». Понятие «родной дом», познакомить детей с особенностями строения русской избы.

1

2.2

«Отцы и дети». Формировать у детей понятия родные и близкие, отец – хозяин дома.

1

2.3

«Русская изба» Продолжать конкретизировать представления детей об убранстве избы, приобщение к бытовой и семейной культуре предков

1

2.4

«За добро – добром!». Привить детям нравственные ориентиры, познакомить с принципами поведения в семье и в обществе.

2

3

Что в имени твоем (познакомить со значением имени, с известными людьми, которые прославляли твое имя)

3.1

«Здравствуйте, это -мы». Познакомить детей с историей своего имени, его значением.

1

3.2

«Имя человека – его слава и достоинство». Познакомить детей с известными людьми, которые прославили свои имена в истории (Александр Невский, Дмитрий Донской и т. д.).

2

3.3

«Большие и малые». Познакомить детей с понятием «большой человек» (большие дела – большие люди).

1

4

Народные обычаи и праздники (углублять представления детей о традициях, праздниках своего народа, познакомить с такими праздниками как Пасха, Масленица, Ивана Купала, новогодняя ярмарка).

4.1

«Новогодняя ярмарка». Познакомить детей с промыслами на ярмарке.

1

4.2

«Не житье, а Масленица». Рассказ воспитателя о Масленице; пение песен, частушек; углублять интерес детей к культуре своего народа.

1

4.3

«Летние крестьянские праздники». Познакомить детей с праздником Ивана Купала

1

4.4

Коса – девичья краса». Познакомить детей с обрядами и традициями, связанными с косами; девичьи прически

1

4.5

«Все живое – из яйца». Рассказ воспитателя о Пасхе, её назначении на Руси, рождение мира из яйца.

1

5

Устое народное творчество славян (развивать эстетические чувства у детей на материале устного народного творчества, отражение жизни в творчестве славян)

5.1

«Встреча с былиной». Познакомить с понятием «былина»-древние повести; расширять кругозор

2

5.2

«На золотом крыльце сидели...». Познакомить детей с устным народным творчеством славян (загадки, пословицы, поговорки, песенки, заклички и т.д.).

2

5.3

«Расскажи мне сказку». Познакомить с волшебным миром сказки, со спецификой сказочного жанра.

1

5.4

«Старая азбука». Познакомить детей с тем, как появилась письменность, почему мы так говорим.

1

6

Народное прикладное искусство (развивать эстетические чувства на материале русского прикладного искусства, природа – источник вдохновения человека)

6.1

«Искусство в крестьянском доме». Познакомить детей с праздничным убранством дома, утварью, орнаментами, росписью, вышивкой.

2

6.2

«Дело мастера боится. Гончарные мастеровые». Знакомство детей с трудом гончара, с продуктом его деятельности.

2

6.3

«Златоглавая чудо-тройка». Знакомство детей с образом коня в русском декоративно-прикладном творчестве (городетская, палехская, хохломская роспись).

3

6.4

«Национальный костюм». Познакомить детей с элементами женского и мужского национального костюма, праздничный костюм – не просто одежда, обереги в одежде.

2

Приложение 3.

Динамика уровня развития детей в результате углубленной работы по дополнительной образовательной программе «Былина».

Цель - выявление уровня развития представлений детей об истории культуры русского народа, о содержании труда русских мастеров, о семье и родственных взаимоотношения, о русских национальных традициях.

Методы мониторинга. Мониторинг предполагает создание игровых проблемных ситуаций, требующих применения полученных знаний, длительные наблюдения, беседы с детьми, вопросы, анализ продуктивной деятельности.

Уровни развития компетентностей детей.

Низкий уровень – ребенок часто ошибается, затрудняется в ответах на вопросы; не может выполнить предложенные ему задания, не принимает помощь взрослого; имеет отрывочные, бессистемные представления по данной теме.

Средний уровень – ребенок устанавливает связи, по указанию взрослого правильно применяет обследовательские действия; выполняет предложенные задания с частичной помощью взрослого; имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по данной теме.

Высокий уровень – ребенок жизнерадостен, активен, охотно вступает в общение, оценивает действия и поступки других с позиции известных правил; замечает эмоциональное состояние близких и сверстников, проявляет сочувствие; выполняет самостоятельно все предложенные задания; имеет полные представления по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)

        Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...

Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"

Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...

Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.

Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года      Автор-соста...

АВТОРСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ»

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей нетрадиционной аппликации, рисования, лепке и ручному труду

Каждый ребенок уникален, одни «физики»- другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится...