Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"
рабочая программа по развитию речи по теме
Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к необходимости формирования у детей умения учиться, самому добывать и анализировать знания на основе развивающего обучения, интеграции содержания в соответствии с возрастными возможностями детей, а также со спецификой и возможностями образовательных областей. Не менее важен акцент делается сегодня на реализацию образовательных задач именно в различных видах детской деятельности: игровой коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребёнке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.
«Коммуникация» - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является одной из наиболее доступных и интересных средств самовыражение ребенка и в то же время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_smyslova_bez_oblozhki_dlya_ineta.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение. Значение курса « Основы риторики в детском саду».
II. Пояснительная записка.
III. Учебно - тематический план:
- Теоретический курс.
- Практический курс.
IV. Программа:
1.Теоретический курс.
2.Практические занятия.
V. Рекомендации по проведению занятий.
VI. Описание планируемых результатов.
Контроль и оценка результатов.
VII. Условия для реализации программы.
VIII. Литература.
I. В В Е Д Е Н И Е.
З Н А Ч Е Н И Е К У Р С А
«ОСНОВЫ РИТОРИКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к необходимости формирования у детей умения учиться, самому добывать и анализировать знания на основе развивающего обучения, интеграции содержания в соответствии с возрастными возможностями детей, а также со спецификой и возможностями образовательных областей. Не менее важен акцент делается сегодня на реализацию образовательных задач именно в различных видах детской деятельности: игровой коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребёнке его собственное «Я» и стремление к познанию окружающего.
«Коммуникация» - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является одной из наиболее доступных и интересных средств самовыражение ребенка и в то же время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. И это естественно, т.к. именно на занятиях этого образовательного курса, переживая множество ситуаций, отношений и поступков, ребенок укрепляет свою духовную жизнь, делает ее подвижной, отзывчивой, доброй, более способной к сопереживанию и пониманию своих сверстников.
Слово таит в себе огромное богатство для успешного эмоционального и нравственного воспитания, он раскрывает и растит духовные силы, воспитывает любовь к родному языку. Занимаясь риторикой ребенок познает красоту и силу слова, развивается нравственно, овладевает навыками общения в интеграции (соприкосновении) с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.
В дошкольном возрасте ребенок, согласно точному образу М.Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии- речевого, сенсорного, социального, двигательного. В авторитетных психолого-педагогических исследованиях дошкольное детство в период с 3 до 7 лет рассматривается как переходный- от игры к учению- возраст. Дошкольное обучение – начальная ступень образования нашего общества, его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию организационным формам, технологиям, характеру управления образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого ребенка и строилось на принципах преемственности с общим начальным образованием в целом.
В заключении хочется отметить, что гармоничное развитие личности дошкольника происходит более многогранно, если осуществлять его, во-первых, на основе индивидуально-дифференцированного подхода развивающего обучения, во-вторых, в дошкольной группе обучения, т.е. в детском саду, создав благоприятную образовательную среду и необходимую атмосферу для эмоционального восприятия детьми речевой деятельности.
Необходимо начать работу с дошкольниками с самого малого, но очень выразительного, интересного и близкого душевному состоянию детей 3-7 лет.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе педагогической концепции развивающего обучения лежит развитие ребенка, обеспечивая становление его коммуникативной, духовно – нравственной сферы личности, нравственно – эстетическое становления, ориентирующего педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение в авторской программе «Основы риторики в детском саду».
Развивающий курс данной программы, как составная часть предмета «Риторика», органически дополняет образовательную программу ДОУ, «Развитие речи», «Чтение художественной литературы», «Азбука вежливости», «Культура речи», «Фольклор. Народное творчество», является логическим продолжением обучения дошкольников по системе М. Монтессори и назначена для коллектива детей, которые способны в своих действиях развернуть работу по совершенствованию речевого развития ребенка и формированию правильной речи, коммуникабельности, а также по обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом и др..
Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка, тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к обучению в общеобразовательном учреждении.
При разработке программы использованы методики педагогов М. Монтессори Давыдова В.В., Выготского Л.С., Эльконина В.А. и др.
Занятия по программе «Основы риторики в детском саду» позволят решить ряд проблем, касающихся детей 3-7 лет (развитие речи, формирование коммуникабельности и др.).
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса) и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приближаются к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей авторской риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи- чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Программа является открытой, что позволяет варьировать количество часов на прохождение отдельных тем в зависимости от уровня развития детей, качественного состава группы и усвоения программы ребенком в целом.
Все выше перечисленное подтверждает необходимость создания данной авторской образовательной программы, которая направлена на достижение цели.
ЦЕЛЬ КУРСА:
- Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.
ЗАДАЧИ КУРСА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- выявление и развитие речевых способностей детей;
- дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
- научить владеть основными элементами правильной точной речи;
- формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
- формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
- развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации;
- развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
- развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
- развитие коммуникативных качеств ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
- воспитание чувства уважения и гордости родного языка;
- создание детям условий для их духовно-нравственного роста
На четвертом году жизни у ребенка происходит постепенное переключение интереса и внимания на результат его деятельности, качества того, что он создает. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в нем с рождения. Чтобы помочь дошкольнику раскрыть себя, воспитатель реализует принципы, составляющие его педагогическую позицию:
- развитие ребенка;
- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
- бережное отношение к результатам детского творчества;
- научной обоснованности и практической применимости и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения;
- сочетание развивающего компонента с обучающим;
- планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей;
- интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).
Данный подход позволяет решить проблемы эмоционального и речевого развития детей, поддержать ребенка, используя в целях достижения успеха различные жизненные и игровые ситуации.
При разработке представленной авторской программы были учтены определенные психолого-возрастные требования, ориентированные на детей 3 – 7лет.
Теоретико-содержательные и собственно методические аспекты предлагаемой программы определены необходимостью дать детям первоначальные знания основ риторики и умения использовать различные виды общения и риторические действия.
Темы, разработанные в программе, соотнесены с тремя блоками:
- Обучение основам риторики как процесс (методология).
- Ритор : знания, умения, навыки (субъективный аспект).
- Ритор и аудитория (объективный аспект).
Первый блок посвящен общетеоретическим вопросам. Цель блока – показать, что мастерство ритора основывается на теоретических положениях техники речи, которая рассматривается в качестве комплексного курса, включая в себя психологический, нравственный, эмоциональный и другие аспекты общения. Знакомство с темами блоков помогает понять, что риторика как наука, складывающаяся на протяжении веков, имеет свой статус и особенности на доступном уровне для данного возраста детей.
Второй (субъективный аспект) включает темы, дающие методические знания, посвященные выработке речевых умений и навыков, становлению личности дошкольника. В программе значительное место отводится риторическому анализу, как важнейшему компоненту речевого развития.
Третий блок не представляет особых трудностей при изучении и направлен на выработку умения проявлять и предъявлять себя, свое творчество окружающим, соотносить свое творение с запросами окружающего мира.
Основу всего курса «Основы риторики для дошкольников» составляют два раздела: теория и практика.
Вопросы теоретического раздела программы определены необходимостью дать детям знания об основных речевых жанрах, о роли слова в жизни человека. Теоретические знание передаются детям в доступной форме (беседа – сообщение, показ, видеопутешествие и др.).
Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа , а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Занятия в данной группе могут строиться по различным алгоритмам:
I вариант:
1. Изложение фрагмента темы с использованием вопросно – ответной беседы, беседы –сообщения детям, обязательно основывающихся на игровых методиках обучения.
2. Демонстрация самим воспитателем способов выражения речевой деятельности.
3. Изложение вопроса практической части, отработка умений и навыков, закрепление теории и практики.
II вариант:
1. Творческая развивающая игра по закреплению полученных навыков (индивидуальная работа).
2.Корректировка воспитателем недочетов, допущенных обучающимися, при демонстрации риторических умений (по алгоритму).
III вариант:
1.Закрепление пройденного материала в форме риторических игр.
2.Отработка в различных игровых ситуациях практических риторических умений и навыков.
Тема может быть взята целиком или разбита на подтемы. Практические занятия можно органически встраивать в изложение, проводимое методом беседы-демонстрации.
Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка:
- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., ЭльконинВ.А. и др. )
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип доступности;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности;
- принцип наглядности;
- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
- принципа мотивации к риторической практике;
- связи теории с практикой.
Основными приемами обучения считаются:
- показ с пояснением;
- игровые приемы;
- организация самостоятельной поисковой деятельности;
- ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.
К основным видам деятельности на занятии относятся:
-игровая деятельность;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
-риторический анализ текстов различных речевых жанров;
-рассматривание изобразительного материала;
-риторические игры;
-пятиминутки речевой гимнастики;
-ортологические разминки;
-импровизационные игровые задачи;
-психолого – эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.
Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития риторических навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятийных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.
III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(всего 70 часов)
- й год обучения:
- Теоретический курс обучения:
№ п/п | Основные понятия (разделы) | Темы занятий. Инструментальные знания. | Кол-во часов | Итого |
I. | Риторика повседневного общения | Вводное занятие. Знакомство с риторикой. Чему учит риторика. | 1ч. | 1ч. |
II. | Общение. Виды общения | Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. | 1ч. | 3ч. |
Общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.. | 1ч. | |||
Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. | 1ч. | |||
III. | Речевой этикет | В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Вежливо-невежливо-грубо. | 1ч. | 2ч. |
Приветствие, прощание, благодарность, поздравление. | 1ч. | |||
V. | Речевая деятельность | Слушание. Слушать и слышать. Слушали- услышали. Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.) | 1ч. | 3ч. |
Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. | 1ч. | |||
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих. | 1ч. | |||
V. | Правильная и хорошая речь | Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы -что это такое. Зачем нужны нормы | 1ч. | 2ч. |
Выразительность речи. Богатство языка. | 1ч. | |||
VI. | Речевые жанры. Текст. | Что такое текст. Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова). | 1ч. | 4ч. |
Сжатый пересказ. | 1ч. | |||
Подробный пересказ. | 1ч. | |||
Описание предмета. | 1ч. | |||
ИТОГО: 15 часов |
Практический курс обучения:
№ п/п | Основные понятия (разделы) | Темы занятий. Инструментальные знания. | Кол-во часов | Итого |
I. | Общение. Виды общения | Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного (невербального) общение. А. Барто «Я люблю ходить вдвоем» | 1ч. | 5ч. |
Выполнение речевых задач общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.(К.Чуковский «Телефон») | 2ч. | |||
Мимика, жесты, поза . Говорящий взгляд. (сказка К.Чуковского «Цыпленок») | 2ч. | |||
II. | Речевой этикет | Аукцион вежливых слов. | 1ч. | 4ч. |
Карусель поговорок. Речевые задачи по стихотворению В.Бокова «Доброе слово» | 1ч. | |||
Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность, поздравление. | 2ч. | |||
III. | Речевая деятельность | Правила для слушающего(учимся слушать друг друга, воспитателя и др.) | 1ч. | 4ч. |
Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. «Скрюченная песенка» (в пер.К. Чуковского) | 1ч. | |||
Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих. Анализ чистоговорок, скороговорок. Громкость-от шепота до крика. | 2ч. | |||
IV. | Правильная и хорошая речь | Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма.(Д.Чиарди «Об удивительных птицах») | 2ч. | 2ч. |
V. | Речевые жанры. Текст. | Что такое текст. Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова).Составление текста по сюжетным рисункам. | 2ч. | 5ч. |
Сжатый пересказ. | 1ч. | |||
Подробный пересказ. | 1ч. | |||
Описание предмета. | 1ч. | |||
ИТОГО: 20 часов |
- й год обучения:
Теоретический курс обучения:
№ п/п | Основные понятия (разделы) | Темы занятий. Инструментальные знания. | Кол-во часов | Итого |
I. | Риторика повседневного и делового общения Общение. Виды общения | Вводное занятие. Для чего люди общаются. Речевая ситуация: кто говорит –кому. Цели общения.Твой адресат: кому ты говоришь. Твои цели общения.Общение в быту (повседневное).Общение: один-один; один-немного (личное) Общение для контакта и для сообщения информации | 1ч. | 2ч. |
Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.) | 1ч. | |||
II. | Речевой этикет | Азбука вежливости. Этикетные слова, словосочетания. Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Одобрение, похвала (комплимент). | 1ч. | 3ч. |
Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Вежливый отказ в просьбе.Приглашение, поздравление (устное). | 1ч. | |||
Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы выражения) | 1ч. | |||
III. | Речевая деятельность | Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал, услышал, в процессе и после того) | 1ч. | 4ч. |
Приемы слушания: составление плана. Основной тон, смысловое (логическое ударение). | 1ч. | |||
Неподготовленная (спонтанная) и подготовленная речь | 1ч. | |||
Особенности спонтанного говорения. | 1ч. | |||
IV. | Правильная и хорошая речь | Точность речи. Нормы (нормативные словари). Коммуникативные промахи. Выразительность речи. Богатство языка. Богатство твоей речи. | 1ч. | 1ч. |
V. | Речевые жанры. Текст. | Заголовок текста. Основная мысль текста.Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка)Ключевые (опорные слова). | 1ч. | 3ч. |
Типы текстов. Речевые жанры. Сжатый пересказ. Подробный пересказ. | 1ч. | |||
Рассуждение. Описательная характеристика предмета. | 1ч. | |||
ИТОГО:13 часов |
Практический курс обучения:
№ п/п | Основные понятия (разделы) | Темы занятий. Инструментальные знания. | Кол-во часов | Итого |
I. | Риторика повседневного и делового общения Общение. Виды общения | Работа по рисунку. Речи вести- не лапти плести. Речевая ситуация: анализ текста (Пер. с эст. М.Яснов) Твой адресат: кому ты говоришь. Анализ речевых ситуаций («Разговоры» Г.Горбовский) | 1ч. | 3ч. |
Общение в быту (повседневное). Общение: один-один; один-немного (личное)(«Добрые дела, добрые слова») Общение для контакта и для сообщения информации. Сообщение по ТВ (речевые роли) | 1ч. | |||
Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.) Риторический анализ диалогов, монологов. | 1ч. | |||
II. | Речевой этикет | Этикетные диалоги. Оценивание корректности речевого поведения. Одобрение, похвала (комплимент). Работа по рисункам, схемам. | 1ч. | 5ч. |
Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Риторический анализ стихотворения С.Михалкова «Лапуся». | 1ч. | |||
Решение речевых задач Этикетные диалоги: приглашение, поздравление (устное, письменное. | 1ч. | |||
Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора) (отрывок из сказки Д. Мамина -Сибиряка «Пора спать» («Аленушкины сказки») | 1ч. | |||
Решение речевых задач Этикетные диалоги: утешение, сочувствие (способы выражения). | 1ч | |||
III. | Речевая деятельность | Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал, услышал, в процессе и после того) | 1ч. | 5ч. |
Приемы слушания: составление плана. Работа с текстом. | 1ч. | |||
Основной тон, смысловое (логическое ударение). Работа с текстом. | 1ч. | |||
Неподготовленная (спонтанная) речь. Особенности спонтанного говорения. Риторический анализ отрывка из сказки Л.Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» | 1ч. | |||
Подготовленная речь. Подготовка рассказа о своей лучшей подруге (друге) по плану(внешность, увлечения, черты характера) | 1ч. | |||
IV. | Правильная и хорошая речь | Точность речи. Нормы (нормативные словари). Путешествие в страну СЛОВАРИю. | 1ч. | 2ч. |
Выразительность речи. Богатство языка. Сочинение сказочных историй. | 1ч. | |||
VI. | Речевые жанры. Текст. | Работа с текстом. Речевая игра «Уточни тему» | 1ч. | 7ч. |
Выделение в текстах их основных структурно-смысловых частей (начало, средняя часть, концовка) | 1ч. | |||
Угадай сказку по опорным словам. | 1ч. | |||
Сжатый пересказ. Подробный пересказ. | 1ч. | |||
Рассуждение. | 1ч. | |||
Описательная характеристика предмета. | 1ч. | |||
ИТОГО: 22 ч. |
IV. ПРОГРАММА
(всего 70 часов)
- Теоретический курс обучения:
Тема 1. Риторика повседневного и делового общения
Вводное занятие. Знакомство с риторикой. Чему учит риторика. Для чего люди общаются.
Тема 2. Общение. Виды общения .
Устное общение. Словесное (вербальное) общение.
Общение в быту (повседневное): в магазине, по телефону, за столом, на прогулке и др..
Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.
Речевая ситуация: кто говорит –кому. Цели общения.
Твой адресат: кому ты говоришь. Твои цели общения.
Общение в быту (повседневное).
Общение: один-один; один- немного (личное)
Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.)
Общение для контакта и для сообщения информации
Тема 3. Речевой этикет
В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).
Вежливо-невежливо-грубо.
Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.
Этикетные слова, словосочетания. Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям.
Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Вежливый отказ в просьбе.
Одобрение, похвала (комплимент).
Приглашение, поздравление (устное, письменное).
Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора).
Утешение, сочувствие (способы выражения)
Тема 4. Речевая деятельность
Слушание. Слушать и слышать.
Слушали- услышали. Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.)
Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих.
Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал, услышал, в процессе и после того)
Приемы слушания: составление плана.
Основной тон, смысловое (логическое ударение).
Неподготовленная (спонтанная) и подготовленная речь
Особенности спонтанного говорения.
Тема 5. Правильная и хорошая речь.
Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы -что это такое. Зачем нужны нормы.
Точность речи. Нормы (нормативные словари). Коммуникативные промахи.
Выразительность речи. Богатство языка. Богатство твоей речи.
Тема 6. Речевые жанры. Текст.
Что такое текст.
Основная мысль и заголовок текста.
Ключевые (опорные слова).
Сжатый пересказ. Подробный пересказ. Описание предмета.
Заголовок текста. Тема текста.
Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка). Типы текстов. Речевые жанры. Рассуждение.
Практический курс обучения:
Тема 1. Риторика повседневного и делового общения
Работа по рисунку.
Речи вести- не лапти плести
Тема 2. Общение. Виды общения .
Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного (невербального) общение.
А. Барто «Я люблю ходить вдвоем»
Выполнение речевых задач общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.(К.Чуковский «Телефон»)
Мимика, жесты, поза . Говорящий взгляд. (сказка К.Чуковского «Цыпленок»)
Речевая ситуация: анализ текста (Пер. с эст. М.Яснов)
Твой адресат: кому ты говоришь. Анализ речевых ситуаций («Разговоры» Г.Горбовский)
Общение в быту (повседневное).
Общение: один-один; один-немного (личное)(«Добрые дела, добрые слова»)
Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.) Риторический анализ диалогов, монологов.
Общение для контакта и для сообщения информации. Сообщение по ТВ (речевые роли)
Тема 3. Речевой этикет
Аукцион вежливых слов. Карусель поговорок. Речевые задачи по стихотворению В. Бокова «Доброе слово». Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность, поздравление.
Этикетные диалоги. Оценивание корректности речевого поведения. Работа по рисункам, схемам. Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Риторический анализ стихотворения С. Михалкова «Лапуся».Одобрение, похвала (комплимент), конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты..».
Решение речевых задач .Этикетные диалоги: приглашение, поздравление (устное, письменное). Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора) (отрывок из сказки Д. Мамина -Сибиряка «Пора спать» («Аленушкины сказки»). Решение речевых задач Этикетные диалоги: утешение, сочувствие (способы выражения).
Тема 4. Речевая деятельность
Правила для слушающего(учимся слушать друг друга, педагога и др.)
Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. «Скрюченная песенка» (в пер. К. Чуковского)
Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих. Анализ чистоговорок, скороговорок. Громкость -от шепота до крика.
Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал, услышал, в процессе и после того). Приемы слушания: составление плана. Работа с текстом. Основной тон, смысловое (логическое ударение). Работа с текстом.
Неподготовленная (спонтанная) речь. Особенности спонтанного говорения.
Риторический анализ отрывка из сказки Л.Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». Подготовленная речь. Подготовка рассказа о своей лучшей подруге (друге) по плану(внешность, увлечения, черты характера)
Тема 5. Правильная и хорошая речь.
Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма.(Д.Чиарди «Об удивительных птицах»). Точность речи. Нормы (нормативные словари). Путешествие в страну СЛОВАРИю. Выразительность речи. Богатство языка. Сочинение сказочных историй.
Тема 6. Речевые жанры. Текст.
Что такое текст. Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова).Составление текста по сюжетным рисункам. Сжатый пересказ. Подробный пересказ. Рассуждение. Описание предмета. Работа с текстом. Речевая игра «Уточни тему». Выделение в текстах их основных структурно-смысловых частей (начало, средняя часть, концовка). Угадай сказку по опорным словам.
V.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Программа курса «Основы риторики для дошкольников» предусматривает возможность развития риторических умений и навыков в речевой сфере деятельности и предполагает овладение обучающимися основами правильной речи.
Курс «Основы риторики для дошкольников» рассчитан на два года обучения, построен на индивидуальной и групповой форме работы с детьми в пределах времени, отведенного учебным планом.
Занятия проводятся в группе по 8 человек (первый год обучения) или 8-10 человек (второй год обучения) два раза в месяц по одному часу.
Занятия проходят на базе детского сада.
Формы общения с дошкольниками может предусматривать индивидуальные и групповые занятия с детьми по ступеням:
Название ступени обучения | Год обучения | Возраст детей | Количество человек в группе |
Формирующая | Первый | 3-4-5 лет | 8 человек |
Развивающая | Второй | 6-7 лет | 8-10 человек |
Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит от умения воспитателя создать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе. Таким образом, благоприятная образовательно – развивающая среда будет способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о том, что каждый ребенок (и даже самый маленький),- это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи раскрыться возможностям и способностям детей.
Воспитатель находится в позиции организатора развивающей среды. Он исследователь и наблюдатель, который уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.
Воспитатель-ритор - это уважительный собеседник в диалоге, старший друг направляющий его в нужное русло, но не навязывающий свои мысли и свою волю. Это консультант, помощник в подготовке монологов и диалогов, отнюдь не критик и контролер, прежде всего человек, поощряющий любые находки- особенно оригинальные, - стимулирующий речевую активность и демонстрирующий тактичное поведение и творческий подход к делу.
При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии, формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения, сравнения, инновационные приемы педагогической техники развивающего и поискового обучения.
Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
1. Приветствие педагога с детьми.
2.Вхождение в тему.
3.Речевая гимнастика.
4.Погружение в тему.
5.Фантастическая добавка.
6.Проведение риторических речевых игр.
7.Физкультминутка
8. Дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ.
9.Закрепление изученного.
10.Итог занятия.
11.Прощание с детьми.
Поставленные задачи решаются в комплексе на каждом встрече с детьми через заявленные виды деятельности.
При обучении риторике предлагается использовать различные приемы педагогической техники:
1.«Удивляй»
ФОРМУЛА: педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
2.«Волшебные ручки» и «волшебные ножки»
ФОРМУЛА: одушевленные герои каждого занятия, с которыми необходимо прежде здороваться, вспоминая правила работы с ними.
3.Отсроченная отгадка .
ФОРМУЛА1:в начале занятия педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на занятии при работе с новым материалом.
ФОРМУЛА2: загадку (удивительный факт) дать в конце занятия, чтобы начать с нее следующее занятие.
4.Фантастическая добавка
ФОРМУЛА: педагог дополняет реальную ситуацию фантастикой
Как контроль полученных знаний и умений проводятся творческие отчеты в конце учебного года), активное участие воспитанников студии в различных Событиях, проводимых в детском саду и др.
Программа курса «Основы риторики для дошкольников» в целом, а особенно ее практическая часть, очень важны для дошкольников, т.к. на занятиях ребята учатся своим трудом добывать знания. В этот момент происходит процесс слияния творческой деятельности педагога и детей. И как результат – сотворчество, высшая ступень развития и становления совместной творческой деятельности.
VI. ОПИСАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Дети, обучающиеся по воспитательно-образовательному курсу «Основы риторики в детском саду», прежде всего «погружаются» в пространство, создаваемое посредством программы, которое способствует развитию у ребят уникального человеческого дара-дара слова, помогает детям осмыслить свою речевую практику, чтобы на этой основе дать возможность пойти им вперед в овладении умением общаться.
Форма работы кружка «Основы риторики для дошкольников» направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.
Основными достижениями работы кружка являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.
Личностно – ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
В целом к предполагаемым результатам можно отнести:
№ | Воспитательные и развивающие задачи
| Качества, которые формируются | Механизм отслеживания |
1. | Формирование навыков и умений эффективного общения | Способность дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения . | Включенное педагогическое наблюдение, беседы |
3. | Воспитание коммуникативных качеств обучающихся | Коммуникативные навыки, культура речи. Чувство ответственности к занятиям. | Качество выполнения заданий |
4. | Развитие специальных навыков анализировать и оценивать говоримую (устную) речь | Соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего | Качество выполнения заданий |
5. | Развитие творческих речевых способностей через систему специальных продуктивных заданий | Самостоятельность, инициатива, воображение
| Через систему специальных заданий |
Итогами двух лет работы с детьми по программе «Основы риторики в детском саду» являются:
- Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.
- Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
- Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора.
- Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.
Программой определены основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи и последовательность их усложнения от темы к теме. Контроль за достижениями обучающихся проводится в конце года обучения в марте ежегодно, приурочив творческий отчет ко Дню рождения детского сада.
В заключение отмечу, что важным фактором в достижении положительных результатов в работе по программе является умелое создание педагогом ситуации успеха.
Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того, психолог проводит тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей , развитости основных психических процессов и др.). Результаты личностного и творческого роста ребенка заносятся в Личную карту, которая хранится у воспитателя.
Контроль за техническими навыками обучающихся:
Формирование и развитие культуры речи и культуры общения | Самостоятельность оценивания речевой ситуации, речевой роли, а также уместность использования словесных и несловесных средств общения | Участие в творческих выступлениях, монологах, диалогах при повторении пройденного материала. |
Правильность речи ( с точки зрения нарушений норм литературного языка) | Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры(в пределах обозначенных в программе) | Демонстрация различных видов речевой деятельности |
VII. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Главным условием для реализации программы является сам педагог – воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.
Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного обучающегося.
Педагог должен:
- владеть методикой преподавания курса «Основы риторики», «Развитие речи», «Этикет» и «Культура речи», «Чтение художественной литературы» и др.;
- иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;
- знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости.
Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.
Для успешной работы студии «Основы риторики в детском саду» и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:
- Уютное эстетическое пространство для занятий
- Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)
- Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.
- Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).
- Медиатека по данному направлению деятельности.
VIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Феникс, 2007
- Метод М.Монтессори в России
- Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
- Скажи по –другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
- Виды работ по развитию речи. – М.: Министерство просвещения, 2003
7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. – М.: АСТ. Астрель, 2002
8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.– Я.: Академия развития. Академия К.,1998
9. Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.– М.: Академия. 1995
10. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Т.: Пеленг, 2003
11. Методика развития речи. – М.: Просвещение. 2000
12. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)
Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...
Дополнительная образовательная программа для детей ясельной группы детского сада "Здравствуй, детский сад"
Основная идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста с целью содействия адаптации ребенка к ДОУ и создания...
Внедрение новых авторских психологических программ в работе психолога в детском саду.
В нашем детском саду на базе оздоровительной программы «Здоровячок» , автор Л.С. Кротова, реализуются развивающие программы :...
Авторская образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» Составитель: воспитатель Яковлева О.А.
Автроская образовательная программа дополнительного образованиядля детей дошкольного возраста«Волшебный квадрат» Срок реализации: 4 года Автор-соста...
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЫЛИНА»
Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей – дошко...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей нетрадиционной аппликации, рисования, лепке и ручному труду
Каждый ребенок уникален, одни «физики»- другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится...
Дополнительная образовательная программа кружковой работы «Шахматы в детском саду»
Программа рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 10 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. На к...