Презентация "Проблемное обучение"
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Лаврова Светлана Михайловна

Суть проблемного обучения

заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsaya_problem_obuch.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П рименени е технологии проблемного обучения в детском саду

Слайд 2

« Проблема - это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». (Словарь С.И. Ожегова)

Слайд 3

Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса ). .

Слайд 4

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Слайд 5

Проблемная ситуация возникает , когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта . Характерные признаки проблемности : Возникает состояние интеллектуального затруднения; Возникает противоречивая ситуация; Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Слайд 6

Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми. 2. воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Слайд 7

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств: 1. подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; 2. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; 3. побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; 4. постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); 5. постановка проблемных задач.

Слайд 8

Этапы процесса решения проблемных ситуаций: 1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?» 2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний. 3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Слайд 9

Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

Слайд 10

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗНЫХ ТИПОВ Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью: - опыта, - рассказа об опыте, - различных наглядных средств, ТСО - практических заданий, в которых дети допускают ошибки или невыполнимых заданий

Слайд 11

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается. ПС: «Почему кактус без воды не вянет?»

Слайд 12

2. Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами. Предъявление факта: Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли. - Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый) - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие) После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

Слайд 13

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега? Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту. Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие). Снег тает долго и воспитатель задает вопрос: - Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие) Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.

Слайд 14

3. Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых: - фактов, явлений - мнений ученых, писателей, сказочных героев - мнений самих дошкольников различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств Проблемная ситуация : «Почему варежки мокрые?» - Какое время года на улице? (зима) - Мы видели на прогулке воду? - Зимой мы можем увидеть на улице воду? - Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

Слайд 15

4. Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды». Формулируем проблему: «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?». Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в пустыне?»

Слайд 16

5 . Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки. Проблемная ситуация : «Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?» - Как мы можем получить зеленую краску, если у нас только синяя и желтая краски?

Слайд 17

Вывод: итак, применение в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет вам, воспитателям, выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, - формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...