Заключительное музыкальное открытое занятие-игра «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Средний возраст.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Куприянова Татьяна Михайловна

Информация для родителей по итогам  музыкального развития детей на конец года

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Заключительное музыкальное открытое занятие-игра

               «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».

                                         Средний возраст.

           Сообщение-консультация для родителей перед проведением открытого занятия.

Добрый день, уважаемые родители! Мы сегодня собрались для того, чтобы провести заключительное музыкальное открытое занятие-игру «Музыкальное путешествие».

Всем родителям, наверное, интересно, как проходят музыкальные занятия: чем занимаются дети, какие у них успехи, а, может быть , и затруднения. За второе полугодие этого учебного года дети, несомненно, сделали успехи, но справляются они с выполнением музыкальных заданий по-разному,и, конечно, нам есть, куда расти и чего добиваться.

Что такое музыка? Великий русский мыслитель, психолог, знаток человеческих душ, писатель Л.Н.Толстой так определил понятие «музыка»: «Музыка-это стенография чувств».

Музыка прежде всего выражает различные чувства, настроения, состояния человека, хотя она может и изображать, например, дождик, грозу, порывы ветра, передавать походку медведя и прыжки зайчика. Получается, что быть музыкальным - это значит почувствовать и суметь выразить настроение, характер музыки  разными средствами: пением, движением, игрой на музыкальных инструментах, речью. Всеми этими видами музыкальной деятельности мы и занимаемся.

Слушая музыку, мы определяем её настроение, характер, темп, динамику, жанр (марш, танец, песня). Для родителей создано информационное дидактическое пособие «Музыкальный словарь», который информирует родителей о том, какая музыка была прослушана и какая речевая характеристика была дана ей.

Чтобы речь ребёнка развивалась, нужно с ним больше разговаривать и не только на бытовом уровне. Поинтересуйтесь, чем дети занимались на музыкальных занятиях, какую музыку слушали. Повторите с ним речевую характеристику музыки, увязывая её с образным содержанием, например, «Котик заболел».

Проще воспринимать контрастную по настроению музыку, например:

Гречанинов. Котик заболел. Котик выздоровел.

Песенки: «Весёлый жук». «Грустный жук».

Л. Бетховен. Весело - грустно.

Обобщив этот слуховой опыт, мы ввели понятия «мажор» и «минор».

Настроение определяли и в произведениях изобразительного искусства:  В.Васнецов. «Алёнушка». «Царевна-лягушка».

В ходе таких бесед мы учимся устанавливать причинно-следственные связи, связывая настроение произведения с его содержанием.

Развитие речи тесно связано с пением. Работаем над артикуляцией, координируем речь с движением, стремимся к активному, цепкому звукоформированию, лёгкому, напевному звуку, выразительной фразировке.

Движения тоже должны соответствовать музыке: её характеру, строению, динамике. В ходе занятия дети будут угадывать музыкально-двигательные загадки: самостоятельно определять тип движения, выразительно двигаться и останавливаться вместе с музыкой.

Чтобы детям было интереснее, в занятие внесён игровой сюжет, персонаж Скоморох, активно использован приём инсценировки.

Интеграция разных видов музыкальной деятельности: пения, движения, речи, игры на музыкальных инструментах – является средством  оптимизации музыкально-образовательного процесса.

Цель занятия: ознакомить родителей с успехами детей в музыкальном развитии на конец  учебного года.

Задачи.

Образовательные.

1. Формировать умение детей согласовывать свои движения с музыкой: передавать характер музыки, самостоятельно движением показывать музыкальный жанр, отражать движением темповые изменения, чувствовать и передавать метрическую пульсацию, простой ритмический рисунок.

2. В театрально-игровой форме освоить движения «всадник-лошадка»: высокий шаг, прямой галоп, движения и цокот копыт, характерные движения всадника, остановка лошадки и всадника.

3. Закреплять умение ориентировки в пространстве: двигаться парами по кругу, перестроиться в полукруг, встать врассыпную.

4. Формировать умение определять настроение, характер музыки, обусловленный содержанием, расширять словарный запас.

5. Закреплять понятия: композитор, поэт, мажор и минор, куплетная форма, запев и припев.

6. Формировать вокальные навыки: активную артикуляцию, правильное дыхание, умение петь лёгким, спокойным звуком, выразительно очерчивать фразу.

Развивающие.

Развивать:

  • чувство метроритма, ансамбля, звуковысотный слух, эмоциональность;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • музыкальную и слуховую память;
  • ловкость, точность движений, координацию речи с движением, умение ориентироваться в пространстве

Воспитательные.

1.Воспитание интереса и любви к музыкальным занятиям.

2.Воспитание умения чувствовать настроение музыки, передавать его разными средствами.

3.Воспитание культуры поведения во время занятий, умения согласовывать свои действия с действиями других.

Материал и оборудование.

Кубики, шапочки жуков, корзинка с конфетами, кукла, игрушечный термометр, бубны, ложки, костюм Скомороха, лошадка на палочке, музыкальный центр, кассеты, фортепиано.

Ход занятия

Дети входят парами (звучит песня «Деньки стоят погожие», муз. Е.Птичкина), встают полукругом.

Муз. руководитель:  Здравствуйте, ребята!

                                      Вот и небо посветлело, землю солнышко пригрело,

                                      Ручейки в лесу поют и подснежники цветут.

                                      Пробудилось всё от сна - это к нам пришла…

Дети:           Весна!

Дети:                            1. Как хорошо, что вновь пришла весна!

                                          Проснулись ручейки, опять запели птички.

                                          Блестит прозрачной капелькой роса,

                                          Берёзки расплели свои косички.                                                                                                                                

                                                                               М.В.Сидорова.

                                      2. Под окном запрыгали воробушки,

                                          Прилетели с юга журавли.

                                          И запел певец весенний скворушка

                                          Песенки весёлые свои.                                        

                                                                              Т.З.Прописнова.

                                       3. Уж верба вся пушистая

                                           Раскинулась кругом;

                                           Опять весна душистая

                                           Повеяла крылом.

                                       4. На солнечной опушке

                                           Фиалка расцвела-

                                           Лиловенькие ушки

                                           Тихонько подняла.                                                        
                                          В траве она хоронится,

                                           Не любит лезть вперёд,

                                           Но всякий ей поклонится

                                           И бережно возьмёт.

                                                                                Е.Серова.                                        

М.р: Вот такую красоту, ребята, нам приносит весна. Я предлагаю вам отправиться в весеннее музыкальное путешествие. На чём можно путешествовать?

(дети отвечают)

Едем на поезде, занимайте места.

Исполняется песня «Паровоз», музыка Эрнесакса.

Дети поют и стучат кубиками, отмечая изменение темпа.

1. Едет, едет паровоз,

    Две трубы и сто колёс.

    Две трубы, сто колёс,

    Машинистом рыжий пёс.

2. Мы на стульчиках сидим

    И в окошечко глядим.

    Паровоз, паровоз,

    Нас куда же ты привёз?

Мы с вами прибыли на станцию, которая называется «Музыкальная».

Мы с вами знаем, что музыка передаёт разные чувства. Как мы называем светлую, радостную, весёлую музыку?...(мажорной). А какие настроения передаёт минорная музыка?...(грустное, печальное, жалобное).

Я предлагаю поиграть в игру «Подскажи словечко».  

Я читаю стихотворение, а вы заканчиваете его в рифму.

                                  Лето снова наступило,

                                  Солнце всё позолотило.

                                  Не смолкает птичий хор,

                                  И тогда звучит…мажор.

                                  Лето радости полно,

                                  Но короткое оно.

                                  Умолкает птичий хор,

                                  И тогда звучит…минор.

Вот видите, ребята, у нас с вами тоже может быть настроение мажорным и минорным.

А сейчас я хочу загадать вам музыкальную загадку. Мелодию какой песни я сейчас сыграю? (Дети по мелодии узнают песню «Весёлый жук»).

Как вы думаете, мелодия этой песенки мажорная или минорная?....

Почему?

Исполняется песня «Весёлый жук», музыка Котляревского.

М.Р:   А по вступлению мы можем узнать песню?...(да).

(Дети узнают песню «Кукла Люся» по вступлению, характеризуют настроение).

Исполняется песня «Кукла Люся», музыка Девочкиной.

  Отправляемся дальше на воздушном корабле.

Исполняется логоритмическая композиция

«Мы летим над облаками», автор Е.Е.Соколова.

(Журнал «Колокольчик», 2002 год, №25).

М.р: Вот мы с вами и прилетели на станцию, которая называется «Загадочная».

Определять мы будем движение, которая вам загадывает музыка.

Как можно двигаться под музыку? (шагать, бегать, прыгать, «спать»)

Проводятся музыкально-двигательные загадки:

Марши: музыка Прокофьева, Шульгина.

Польки: музыка Слонова, М.Глинки.

Колыбельные: музыка   Спендиарова, Гречанинова.

Дети самостоятельно определяют тип движения и выполняют его.

М.р:  Отправляемся дальше, занимаем места.

Дети «едут на поезде».

Входит скоморох Егорка, «играет» на балалайке, поёт на мотив русской народной песни:

Вдоль по улице молодчик идёт,

  Вдоль по широкой весёлый идёт.

                                             Ой, жги, ой, жги, говори,

  Вдоль по широкой весёлый идёт.

Скоморох:    Всем внимание, привет честной компании!

М.р:               Ребята, я знаю, кто это.

                       Ох, и славно же он песенки поёт,

                       Ложками стучит и в бубен бьёт.

                       А ногами дроби сыплет как горох,

                       Плясун наш бойкий, развесёлый …скоморох!

Скоморох:   Да! Я развесёлый потешник,

                        Известный скоморох и насмешник.

                        Люблю шутки, люблю смех,

                        Спою частушки я для всех!

                        А вы помогайте,

                        В ложки, бубны ударяйте!

                        Обещаю: будет здорово!

                        Удовольствия с три короба!

Детям раздаются ударно-шумовые инструменты.

Скоморох поёт частушки-нескладушки, дети играют в проигрыше:

                                1.Вы, послушайте, ребята,

                                   Нескладушки буду петь:

                                   На дубу свинья пасётся,

                                   В бане парится медведь.                                            

                               2. Кабы, кабы, да кабы,

На носу росли грибы,

Сами бы варилися

Да и в рот катилися.

                                3. На болоте, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе,

                                    Умирает со смеху.

                 4.Сапоги шил из рубахи,

                    А рубаху из сапог.

                    Дом построил из опилок-

                    Вышел славненький домок.

                  5.Я частушки спел для вас.

                    Хорошо ли, плохо ли.

                    А теперь я попрошу,

                    Чтобы мне похлопали.

Музыкальный руководитель: Ну, ты нас и насмешил, скоморох!

Но мы тоже не лыком шиты, можем тебя повеселить.

Выходи стихи читать,

Скомороха удивлять!

Дети:          Повар готовил обед,

                    И тут отключили свет.

                    Повар леща берёт

                    И опускает в компот.

                    Бросает в котёл поленья,

                    В печку кладёт варенье.

                    Мешает суп кочерёжкой,

                    Угли бьёт поварёшкой.

                    Сахар сыплет в бульон-

                    И очень доволен он.

                    То-то был винегрет,

                      Когда починили свет!

Скоморох:   Ничего себе – безобразие!

                       И смех, и слёзы!

Музыкальный руководитель: А русский народ всегда ценил шутку.

Посмотри, как наши дети для тебя разыграют русскую народную    

потешку «Ваня-простота».

Исполняется инсценировка русской народной потешки «Ваняпростота».

                        Ваня, Ваня – простота!

                        Сел на лошадь без хвоста,

                        Сел он задом наперёд

                        И поехал в огород.

                        Цок, цок, цок, цок!

                        А лошадка хороша,

                        Ножку тянет не спеша,

                        Так красиво выступает,

                        Никого не обгоняет.

                        А теперь быстрей в галоп

                        Гоп-гоп, гоп-гоп!

                        Я до дома доберусь,

                        У ворот остановлюсь.

                        И-го-го! Тпру! Приехали.

(Дети проговаривают текст и выполняют движения: имитируют движения всадника и лошади. Закрепляются высокий шаг, прямой галоп).

Музыкальный руководитель: А лошадок любят все дети.

Ребята, давайте споём песенку «Скакунок».

Исполняется песня «Скакунок», музыка Девочкиной.

Ребята, на этом и закончилось наше музыкальное путешествие, а в группу мы все поскачем на лошадках.

Скоморох:   Лихие всадники, за мной!

Дети за Скоморохом как лошадки убегают в группу.

 

Стихи о мажоре и миноре.

(Можно обыгрывать в виде игры «Подскажи словечко»).

Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!

Жаркий день и час рассвета!

Речка, лес, цветы, костёр…

И тогда звучит…мажор!

Лето радости полно,

Но короткое оно.

Умолкает птичий хор-

И тогда звучит…минор!

К нам весна пришла с приветом,

Изменилось всё вокруг.

Солнце светит, пригревает,

На прогулку приглашает.

На деревьях почки

Превращаются в листочки.

Птички весело поют

И весною гнёзда вьют.

Не смолкает птичий хор-

И тогда звучит…мажор!

Вдруг погода изменилась,

Всё кругом переменилось:

Солнца нет-одни лишь тучи,

Дождик льёт- он нам наскучил.

Замолчал и птичий хор-

И тогда звучит…минор!

 

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по плаванию для среднего возраста "Лягушата"

Данное занятие способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения, способствовать укреплению здоровья, проявлению двигательных умений и навыков в нестандартных условиях,...

Музыкально-танцевальные игры для детей младшего (среднего) возраста

Цель: помочь педагогическим работникам ДОУ и ГОУ наиболее интересно организовать досуг детей».Задачи:обучить танцевальным играм детей младшего (среднего) возраста.развивать умение импровизи...

Открытое интегрированное занятие для детей среднего возраста "Путешествие в лес".

Конспект интегрированного занятия предназначен для детей 4-5 лет. Занятие проводится в игровой форме. Дети на занятии показывают и закрепляют ранее полученные знания....

Открытое занятие лепка для детей среднего возраста. Тема «Уточка и утята»

Открытое занятие лепка для детей среднего возраста на тему:Тема «Уточка и утята»Воспитатель: Крутько С.А.Дата проведения: 5 февраля 2019 г.1. Цель: Формировать умение лепить из пласт...

Занятие с использованием социально-игровых технологий в музыкальной деятельности дошкольников «Мы - дружные ребята» (средний возраст)

Создать положительный эмоциональный настрой.Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.Способствовать сплочению детского коллектива....