Главные вкладки

    Конспект открытого познавательного занятия для детей среднего возраста с использованием ИКТ «Как обитатели леса готовятся к зиме».
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Шепель Валентина Казимировна

    Конспект занятия "Как обитатели леса готовятся к зиме".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого  познавательного занятия для детей среднего возраста с использованием ИКТ «Как обитатели леса готовятся к зиме».

    Воспитатель: Шепель Валентина Казимировна

    МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №6»

    Дата:16.10.2014г.

    Цель: обобщение знаний детей о подготовке животных к зиме.

    Задачи:

    1) обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе;

    2) расширять представления детей о перелетных птицах, устанавливать причинно-следственные связи между особенностями корма и его наличием;

    3) закрепить знания детей о подготовке животных к зиме;

    4) развивать познавательный интерес к событиям,  происходящих в живой природе;

    5) воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

    Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением лесных обитателей, картинки «времена года».

    Предварительная работа.

    - Дидактические игры: Природа и человек, что нужное, прилетели птицы, когда это бывает; звери, птицы; весной, летом, осенью, сложи животное.

    - Рассматривание иллюстраций животных в лесу.

    - Чтение художественных произведений:

    Генералова В.Ф. Друзья леса: Лит. Композиция /В.Ф.Генералова // Читаем, учимся, играем.

    Сладков Н. И. «Лесные сказки».

    Бианки В.В. «Лесные сказки и были».

    Шим Э.Ю. «Рассказы и сказки о природе»,

    Словарная работа:

    активизация словаря: перелетные птицы, зимующие птицы, спячка, наедает жир;

    обогащение словаря: хлопотунья, оседные птицы, лиса мышкуется.

    Ход ОД:

    Воспитатель: Давайте ребята все встанем в круг, друг другу улыбнемся и скажем ласковое слово. Мы недавно с вами путешествовали в осенний лес и любовались природой леса. А сегодня я вас приглашаю в осенний лес на экскурсию. Кто является хозяином леса?

    Дети: Старичок-лесовичок.

    Воспитатель: Давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас в невидимок на время, для того, чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса, как они подготавливаются к зиме. Расскажите пожалуйста как нужно вести себя в лесу?

    Дети: Вести себя хорошо-не нарушать тишину, не кричать, не ломать ветки, не трогать норки животных, не срывать цветы, не гонять птиц.

    Воспитатель: Молодцы, ребята послушайте какая тишина! Тихо, иногда с шуршанием упадет листок с дерева, не слышно птиц. Почему?

    Дети: Птицы улетают на юг.

    Воспитатель: Что происходит с природой осенью?

    Дети: Становится холодно, дует сильный ветер, идет дождь, облетают с деревьев листья, появляется лед на лужах.

    Воспитатель: Чем птицы питались лето?

    Дети: Мошками и жучками.

    Воспитатель: Наступила осень, не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно. А вы можете назвать птиц, которые первыми улетают на юг?

    Дети: Ласточки и стрижи.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Потому что эти птицы ничего, кроме насекомых не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают.

    Воспитатель: Зато тучи комаров и молекулы поедают в лесу. До миллиона штук за лето. Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низов летают над землей. Потому что крылья у насекомых под действием влажности становятся тяжелыми и они летают низко около земли и ловят их маленькие верные птички с раздвоенными хвостиками. А стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что могут стать в воздухе. Ловят они комаров высоко в небе. А кто из птиц улетают на юг последними?

    Дети: гуси и утки.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Они живут и питаются на водоемах, не улетают пока не замерзнут водоемы.

    Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

    Дети: Перелетные.

    Воспитатель: Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питаются. Поэтому не смешайте отыскивать себе корм, не гоняйте их. А какие птицы не улетают на юг?

    Дети: Вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири.

    Воспитатель: Этих птиц называют зимующие - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю и оседлые птицы, которые остаются целый год в местах гнездования. Когда пищи становится мало, они совершают перелеты по окрестностям.

    Ну что пошли гулять дальше? Ребята, а где все звери? Смотрите, кто это?

    Кто на ветке шишки грыз

    И бросали объедки вниз?

    Кто по елкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Дети: Белка.

    Воспитатель: Ребята, а как белка готовится к зиме?

    Дети: Собирает шишки, желуди, сушит грибочки и относит к себе в дупло.

    Воспитатель: Что происходит с шубкой белки?

    Дети: Она меняет свою рыжую шубку на более теплую серую шубку.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Деревья зимой серые и она меньше заметна среди деревьев.

    Воспитатель: Белка на зиму делает запасы, как можно назвать белку?

    Дети: Запасливая, хозяюшка, трудолюбивая, заботливая.

    Воспитатель: Еще белочку можно назвать хлопотунья, если вам попадется такая кладовая- не трогайте ее, белке она важнее. Как другие животные готовятся к приходу зимы.

    Вот бежит торопиться еж

    Весь в сухих листьях.

    Как вы думаете, как еж готовится к зиме?

    Дети: наедается жир, и спит зимой.

    Воспитатель: чем питаются ежи?

    Дети: Червячками и жучками.

    Воспитатель: Нет не жучков, нет червяков, попрятались они, кто еще впадает в спячку?

    Дети: Медведь

    Воспитатель: А чем питался весной, летом, осенью?

    Дети: Ягодами, медом, рыбой, чтоб быть сырым и спать всю зиму.

    Воспитатель: Да медведь как и еж не делает запасов, они наедают жир, чтобы спать а своей берлоге всю зиму, зимой берлогу закроет снежное одеяло и тепло в ней медведю. А сейчас я вам предлагают немножко поиграть.

    Физминутка.

    Я вам загадаю загадки о животных, вы должны не произносить ответ, а показывать их в движениях.

    1) На спине иголки длинные и колкие,

    А свернется в клубок нет ни головы, ни ног

    2) Серовато, зубовато по полю рыщет

    Телят, ягнят ищет

    3) А то рыжая, то серая

    А названьем белая

    4) Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берез

    А зимой он спит в берлоге

    От мороза прячет нос

    5) Какой зверь опасный ходит в шубе рыжей

    Снег разгребает, мышек хватает

    За собой следы заметает.

    6) Что за зверь такой лесной,

    Встал как столбик под сосной

    И стоит среди травы

    Уши больше головы.

    Воспитатель: Молодцы! ну что экскурсию дальше.

    А вот еще один лесной житель. Он тоже как и белка поменял губку, кто это?

    Дети: Заяц.

    Воспитатель: Сначала белеет хвост, затем задние лапы, потом белеет спинка, за ней уши, но не до самых кончиков, они остаются черными. Делает ли запасы заяц?

    Дети: Нет

    Воспитатель: Правильно, зайцы питаются корой деревьев и сухими опавшими ветками, которые они находят в лесу. Но у бедного зайца есть враги, кто же они?

    Дети: Волк и заяц.

    Воспитатель: Чем питается волк?

    Дети: Зайцами, охотятся на лосей, на мышек.

    Воспитатель: Правильно, волк тоже готовится к зиме, шерсть его за лето и осень отрастает, становится очень густой и теплой. Им это необходимо, ведь он спит прямо на снегу. А кто еще у зайца враг?

    Дети: Идет лиса очень тихо, не слышно, потому что у нее на лапах отрастает густая шерсть, и они не мерзнут.

    Воспитатель: Чем питается лиса?

    Дети: Мышами

    Воспитатель: Любит лиса мышей из снега доставать. Слух у лисы хороший, начинает она снег лапами разгребать, мышкует  лиса в народе говорится.

    Вот подошла к концу наша экскурсия. Видели в лесу и птиц и зверей. Рассмотрели,  как кто готовится к приходу зимы, кто делает запасы, кто впадает в спячку, кто утепляется на зиму. Теперь вы знаете, что звери и птицы занимаются хлопотами при подготовке к зиме. А теперь попросим старичка-лесовичка вернуться из леса в группу.

    Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилась экскурсия? что именно понравилось?

    Ответы детей.

    Шепель Валентина Казимировна  МБДОУ  МО г.Краснодар «Детский сад №6»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия для детей среднего возраста «Приключения мыльного пузыря»

    Автор: Муратова Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ №88, г.Тула.Цель: формировать представление о мыле и его разновидностях; развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, творческое м...

    Конспект игрового занятия для детей раннего возраста с использованием ИКТ "Снег пушистый"

    Конспект предназначен для воспитателей группы раннего возраста, с использованием ИКТ....

    Конспект интегрированного занятия для детей среднего возраста "Путешествие в осенний лес"

    Данное занятие интегрировано с такими областями как "физическое развитие", "социально-коммуникативное развитие", "речевое развитие". Сделан большой акцент на зания и умения детей, т.к. данное занятие ...

    Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме «В гости к нам зима пришла».

    Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме "В гости к нам зима пришла"...