доклад «Лепбук- как эффективная форма работы с дошкольниками ОВЗ»
статья (подготовительная группа) на тему

Лескова Оксана Николаевна

 описана работа детей с лепбуком, положительные стороны развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик» поселка Беркакит Нерюнгринского района

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт и перспективы»

ДОКЛАД

Тема: «Лепбук- как  эффективная форма работы с дошкольниками ОВЗ»

Направление конференции: «Организация и содержание психолого-педагогической реабилитации»

                               Подготовила:

воспитатель:

Лескова Оксана Николаевна

2017г.

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации  детей. 

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями  мы  используем гибкие  формы психолого-педагогической  работы. Педагоги стараются создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психолого-педагогичской  коррекции. Обобщая опыт педагогов ДОУ, изучая педагогическую литературу, мы пришли  к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции речевой и познавательной функции, способность  помочь  детям с ограниченными возможностями: увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды.  Китайская пословица гласит: «Расскажи -и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать-  и я пойму».

В работе с детьми с ОВЗ  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги  ищут новые подходы, технологии и приёмы, Используем  разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности.  Стараемся чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, ролевые игры. В основе планирования любого занятия используем наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка.Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.  Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, мы искали новые формы, методы, средства обучения, которые могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности речевого и социально –коммуникативного  взаимодействия всех участников образовательного процесса – детям имеющим  тяжелые речевые нарушения и задержку психического здоровья. Нас заинтересовал метод с модным названием «лепбук».  Лепбук-  с английского- наколенная книга или  самодельная , инрерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками гармошками, которые ребенок может достать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Получается эффективная работа над любой заданной темой лепбука, которая чрезвычайно нравится детям.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Значение ЛЭПБУКА:

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования — способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

В  группах  комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель — логопед, педагог — психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.  Самый первый лепбук был разработан для детей  старшей группы  с ЗПР на тему «Родной поселок».  Этот лепбук сделан в виде пирамиды. Каждая сторона его имеет определенные дидактические задачи: с  фото значимых мест поселка, для развития памяти имеются  пазлы значимых мест поселка. Ребенок рассматривает фото образец  и старается собрать разрезную картинку(пазл), а так же книжка гармошка с изображением природы, животных и птиц  родного края. Главная сторона –это карта местности (республики, поселка), символика. Для более глубокого изучения поселка на одной из сторон размещена информация  об истории возникновения поселка, его традиций. Для продуктивной и  творческой  деятельности дошкольникам предложены шаблоны для раскрашивания с изображением природы, символики родного края и  поселка. Для того чтобы детям легче можно было запомнить информацию предлагается дидактическая игра «Путешествие по родному поселку», где дошкольники угадывают  и называют по изображению (фото) значимые места, улицы поселка. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Содержание лэпбука может быть разнообразным:  отражать тематику праздника, времени года, дедактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и тд.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Нетрадиционный прием (использование лэпбука) в коррекции речи познавательном  развития, позволяет: — уточнить,   активизировать, обогатить словарь, а так же развить психические функции такие, как память, внимание, мышление.

Лэпбук — это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»

ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»...

Доклад - "Использование различных форм работы по организации труда дошкольников"

Описание форм работы по организации труда дошкольников....

Презентация Лепбук как эффективная форма работы с дошкольниками ОВЗ.

краткое описание значения Лепбука в развитии детей с ОВЗ...

Доклад на педсовете "КОЛЛЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Цель: создать коллекции разных предметов и активно использовать  их в образовательной деятельности с детьми при реализации содержания  разных образовательных областей....

Доклад "Фестиваль - инновационная форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156

laquo;Фестиваль – инновационная  форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156 Подготовил: музыкальный...

Стендовый доклад Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

В докладе описаны формы и методы работы по ранней профориентации, используемые в нашем ДОУ...

Лепбук - новая форма работы по музыкальному развитию дошкольников.

Методическая разработка представлена в виде презентации. Освещает основные цели и этапы изготовления лэпбука....