Создание педагогических условий для подготовки детей с кохлеарной имплантацией к обучению в школе.
консультация на тему

Долгицкая Алла Борисовна

В докладе раскрыты проблемы, цели и задачи создания педагогических условий для успешной подготовки детей после кохлеарной имплантации к школьному обучению. Представлены результаты работы в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedusloviya_deti_ki_dolgitskaya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Создание педагогических условий для подготовки детей с кохлеарной имплантацией к обучению в школе.

Долгицкая А.Б.

воспитатель высшей квалификационной категории

КОУ «Нижневартовской школы для детей с ограниченными возможностями здоровья №1»

2016 г.

Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступил в силу с 1 января 2014 года, определяет, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Так же в стандарте представлены целевые ориентиры, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования. Таким образом, специфика дошкольного образования такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.  Именно целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий на этапе завершения ими дошкольного образования.

Предпосылки учебной деятельности старших дошкольников можно разделить на две основные группы:

  • психологические  (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.);
  • коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).

 Развитие этих качеств личности ребенка обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу, будет способствовать благополучной адаптации ребенка в 1 классе, развитию его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. Таким образом приоритетным направлением ФГОС ДО, является развитие потенциала личности ребенка.

На успешную адаптацию детей с КИ к условиям учебной деятельности в школе влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологические особенности, этап реабилитации после КИ, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), микроклимат в семье, а также личностные качества ребенка.

В условиях детского сада подготовка детей с КИ к школе обеспечивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, в тесном сотрудничестве сурдопедагога, воспитателей и семей воспитанников. И особенно интенсивно она проходит на 4 и 5 году обучения.

Я осуществляла воспитание и обучение дошкольников 5 года обучения, в возрасте от 6 до 8 лет. Все воспитанники имплантированы. 5 воспитанников в возрасте 3-х лет, 1 воспитанник - в возрасте 6 лет имплантирован на одно ухо, а в возрасте 7 лет на 2 ухо. Дети находились на разных этапах реабилитации, соответственно имели разное речевое развитие.

Для успешной подготовки детей с КИ к школе, нами была установлена целесообразность создания педагогических условий:

1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, способствующей обучению, воспитанию и развитию дошкольников с КИ;

2.  Применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.) и использование различных средств развития и обучения детей с КИ (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, проектирование и т.п.)

  1. Просвещение родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой для самостоятельной деятельности. Администрацией образовательной организации созданы все условия для воспитания и обучения детей. Постоянно обновляется предметно-пространственная среда  - приобретаются современные технические средства обучения в соответствии с ФГОС (индивидуальные ноутбуки с развивающим программным обеспечением, интерактивные доски и столы др.), обновляются и пополняются игровые уголки, дидактические и развивающие игры и пособия; созданы все условия для физического развития детей (современная площадка для баскетбола и волейбола, футбольное поле с искусственным покрытием, оборудованный спортивный зал и игровые центры в коридорах школы для развития двигательной активности и снятия психо - эмоционального напряжения). Образовательную среду в группе мы с коллегами усовершенствовали с учётом возрастных особенностей детей, сконструировали её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог занять себя каким- либо видом деятельности. Предметно-пространственная среда предполагала усовершенствование в группе уголков, имеющих отношение к готовности детей предшкольного возраста к обучению в школе.

В уголки сюжетно- ролевых игр мы включили следующие атрибуты:

– различные виды школьных принадлежностей: ранец, двухсторонняя доска, дневник, указка, тетради, ручки, (канцелярия) кукла-ребенок, кукла-мама, кукла-папа; предметы для сюжетно-ролевых игр семейно-бытовой тематики: "Семья", "Школа" и др.

В уголок самостоятельной художественно-продуктивной деятельности мы пополнили материалами для подготовки руки к письму:

- различного рода бланки с заданиями графического характера на развитие мелкой моторики ребенка (раскраски, перерисовки на разную тематику и т.д).

В уголок книги выставили детские энциклопедии («Животные России», «Лес», «Животные жарких стран», «Я-человек», «Транспорт» и др.) и познавательные журналы, направленные на умственное и познавательное развитие.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и проводится на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Специально-организованная деятельность выполнялась в соответствии с программными задачами Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования предъявляемыми к воспитанникам 5 года обучения. Занятия проводили по подгруппам, с учетом уровня интеллектуального, речевого, моторного развития. Образовательную деятельность организовывали так, чтобы ребенок активно действовал, решал вопросы проблемного характера, доступные его пониманию. Предъявление нового материала всегда связывалось с тем, что дети усвоили раньше.

Формированию положительного отношения к школе способствовали экскурсии в начальную школу, посещение концертов с участием учеников, рассматривание фотографий старших членов семьи в годы обучения. Особое значение имела организация сюжетно-ролевых игр по данной тематике, в процессе которой дети выступали в роли учителей и школьников, в ходе освоения ролей воспроизводили различные отношения, знакомились с формами организации школьной жизни (урок, перемена, посещение столовой, библиотеки и др.).

Особое значение в работе со старшими дошкольниками мы придаем организации коллективных видов деятельности, в которых каждый ребенок выполняет часть общей работы. В таких видах формируются предпосылки учебных действий - это и умение коллективно обсуждать план действий, распределять обязанности, выбрать необходимый инструментарий или материал. От ребенка требуется выполнение порученного задания в соответствии с общим темпом работы, контролирование своих действий, адекватная реакция на оценку работы педагогом, в том числе и на замечания или указания на ошибки. В процессе коллективной деятельности у детей формируется и ряд личностных качеств: активность, самостоятельность, ответственность за порученное дело. Важное значение для формирования произвольности и контроля за своей работой приобретает умение отчитаться о своей деятельности.

К школьному обучению ребенок с КИ должен подойти, имея определенный уровень сформированности познавательных процессов - дифференцированность восприятия, умение анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свойства и особенности. Для этого мы активно использовали метод проектов. Поисковая деятельность - это инициативное поведение, развитие мысли, фантазии, творчества. На протяжении года воспитанники участвовали в долгосрочном проекте, в результате которого научились определять пути поиска необходимой информации, расширили представления о представителях животного мира, обогатили активный и пассивный словарь. Участие в проекте способствовало развитию связной речи, тк дети делились достижениями на промежуточных этапах подготовки презентации. В итоге дети совместно с родителями представили презентацию семейных мини-проектов с учетом познавательных и речевых возможностей каждого ребенка (в виде дидактической игры о животных, стенгазеты, декламации стихотворения «Глупый мышонок»). Возможности проективной деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей мы активно использовали и на занятиях и в совместной деятельности – проект «Животные жарких стран», «Мастерская Деда Мороза» и др.

Для успешной социализации детей с КИ необходимо было создать условия для постепенного усвоения социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Решая задачи формирования способности к выбору жизненной позиции, развития творческих способностей, пробуждения социальной активности мы включали детей в культурно – досуговую деятельность школы и города. Воспитанники под руководством сурдопедагога активно участвовали в конкурсах стихов, воспитателями было организованно семейное выступление в творческом фестивале в номинации «Театр мод», неоднократно дети вовлекались в совместную деятельность со сверстниками не имеющими нарушения слуха (театры, библиотеки, концерты, выставки).

Для легкой адаптации детей с КИ к предстоящей учебной деятельности важно, чтобы и  родители были хорошо осведомлены в вопросах подготовки к обучению в школе. Работа с родителями проводилась в  нескольких направлениях: познавательном, информационно-аналитическом, наглядно-информационном, досуговом. На протяжении ряда лет в школе успешно функционирует «Университет для родителей».  Регулярно проводим  консультации с семьями воспитанников по темам: "Скоро в школу", "Подготовка руки ребенка к письму", «Ребенок с КИ в условиях массовой школы» с целью формирования у них представления о сущности подготовки детей к обучению в школе, дать необходимые советы и рекомендации по общению с ребенком на тему школьной жизни, расширять представления родителей о роли и значении подготовки детей к обучению в школе.  В течение учебного года мы провели  три родительских собрания, посвященных данным проблемам.

На родительских собраниях происходил обмен мнениями по вопросам подготовки к обучению в школе детей с КИ, имеющими разный уровень развития. Также для расширения и углубления знаний родителей нами был усовершенствован "Уголок для родителей", в который мы включали памятки по готовности к школе: "Первый раз в первый класс", "Советы родителям будущих первоклашек", Памятки "Что должен знать и уметь будущий первоклашка" и "Как воспитать произвольность поведения у детей". Активных родителей привлекали к участию в педагогическом совете с опытом развития творческих способностей ребенка с КИ в условиях семьи.

Таким образом, подготовка детей с нарушением слуха к школе - комплексная задача, охватывающая все стороны жизни ребенка и тесно связанная со всем содержанием коррекционно-воспитательной работы детского сада.   В целом, педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру. Благодаря проведенной работе 84 % выпускников дошкольного отделения готовы к школьному обучению, 16% (1 ребенок) - условно готов. 2 выпускницы обучаются в массовых школах.

По результатам психологических исследования отмечается легкая адаптация к обучению в школе у 50% первоклассников, средней степени – у 50%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...

консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.

Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...