Формирование инициативности и самостоятельности у дошкольников в игровой деятельности
консультация на тему

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инициативности и самостоятельности у  дошкольников в игровой деятельности

        Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

        Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка: за ним признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития.

        Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все по-разному его понимают.

Многие авторы считают:

- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;

- способность рассчитывать только на свои силы;

- свобода выражения своих чувств, творческих замыслов;

- умение распоряжаться собой и своим временем;

- умение ставить перед собой новые задачи и решать их самому.

        Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека. Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность».

        «Самостоятельная деятельность» наиболее полно определяется А. И. Зимней. По её определению «самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

        Таким образом, «самостоятельная деятельность, или самодеятельность»– это субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

        На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.

        С понятием «самостоятельная деятельность» тесно связано понятие «самоактивация» – это субъектно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

        Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

        Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

        Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

– обогащение арсенала умений;

– побуждение детей через изменение условий;

– постановка новых задач.

        Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.

        Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности.

        Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

        Для выявления уровня проявления инициативы у детей в домашних условиях намибыло проведено анкетирование родителей.

        Результаты обработки данных показали, что уровень инициативности в игре сформирован недостаточно. Из графика в презентации видно, что лишь 10% детей умеют играть самостоятельно, без помощи взрослого. Только у 30% детей есть фаза подготовки игры, что показывает нам неумение большинства детей ставить цель в игре, а это один из главных компонентов самостоятельной деятельности. Но с другой стороны большая часть детей (60 и 70%) вступает в контакт по своей инициативе в игре с детьми и взрослыми.

        Все дети проявляют воображение в игре, что свидетельствует о сформированности начальных стадий сюжетно игровой деятельности.

        Итак, по результатам данного опроса родителей были выявлены те трудности, которые были проработаны с помощью организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада. А именно: развитие умения ставить цель игры, игровую задачу, развивать игровой сюжет, выполняя серию последовательных действий, брать на себя разнообразные роли, активизировать познавательную активность детей, добиваться результативности в игре. Все это было реализовано с помощью грамотного руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

         В результате реализации данного направления педагогического воздействия были получены следующие данные:

         Из данных графика видна однозначная положительная динамика: умение играть самостоятельно, без помощи взрослого было выявлено у 50% детей (увеличение на 40%, появилась фаза подготовки к игре у 60% детей (увеличение на 30%, увеличение на 20% количества детей, вступающих в контакт со сверстниками по своей инициативе в игре.

        Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы, что условиями развития самостоятельности и инициативности, а также социально-игрового опыта являются:

1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.

2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.

4. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.

5. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей: проектирование сюжетно-ролевых игр; подготовка предметно - развивающей среды; мониторинг развития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.

        Важной задачей является формирование умения самостоятельно распределять роли, используя различные жеребьевки.

        При руководстве сюжетно-ролевыми играми нами были использованы следующие приемы (как правило косвенные) :

1. Прямые:

внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения,

взятие на себя роли подсказка в ходе игры,

внесение нового атрибута,

направление игры в нужное русло,

переключение внимания на другую игровую ситуацию.

2. Косвенные:

чтение отрывков из газет и журналов,

рассматривание картин и плакатов,

изготовление атрибутов на занятиях по труду,

беседы, знакомство с трудом взрослых.

         Иногда при распределении ролей взрослый может назначить роли, руководствуясь определенной педагогической задачей (поощрение новенького, включить в игру робкого, или сам включается в игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Задачи:

- Обогащать игровой и личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.

- Использовать произведения искусств как источника информации и впечатлений.

- Формировать интерес к классической музыке.

- Активизировать в речи и уточнить название инструментов, медицинских профессий, учить понимать назначение профессиональных действий.

- Развивать социальные отношения детей за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

- Обогащать представления о работе врачей разных направлений (педиатр, лор, окулист, медицинская сестра и т. д.) .

- Учить называть и передавать в игре профессиональные действия медицинских работников.

 - Формировать грамматический строй речи, культуру общения, умение объяснять, отвечать на вопросы.

- Формировать диалогическую форму речи.

- Воспитывать уважение к труду профессии врача.

- Способствовать расширению круга ролевых действий.

- Учить выполнять действия, предусмотренные ролью, согласовывать их с интересами товарищей.

- Использовать в игре свои знания и опыт, взаимопомощь.

- Способствовать формированию коммуникативных навыков.

- Формирование доброжелательного и внимательного отношения друг к другу.

Подготовка к игре:

1. Изготовление атрибутов:

- изготовление справок из бумаги;

- изготовление таблеток и витаминов из пластилина;

- сбор пустых коробочек из-под лекарств и витаминов;

- изготовление медицинских карточек.

2. Обогащение впечатлениями:

- рассматривание иллюстраций к произведению А. Барто «Мы с Тамарой – санитары»;

- прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы»;

- рассматривание сюжетной картинки «На приеме у врача»;

- чтение сказки К. Чуковского «Айболит»;

- экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

- чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть»;

- предложить родителям с детьми сходить на экскурсию в поликлинику;

- дидактическая игра «Волшебный сундучок»;

- провести беседу по итогам экскурсии.

3. Обучение игровым приемам:

- научить пользоваться атрибутами;

- учить раскладывать атрибуты;

- учить детей взявших на себя роль врача, давать рекомендации «больным».

- учить объединяться в игре и использовать диалоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки для формирования инициативности и самостоятельности

Данное пособие поможет воспитать у ребенка такие волевые качества как инициативность и самостоятельность. А так же развить эмоционально волевую сферу ребенка...

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности....

Технология «Дети – волонтеры» как средство формирования инициативности и самостоятельности дошкольников.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жи...

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован...

Консультация "Исследовательская деятельность как условие формирования инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста".

Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...