Картотеки для формирования инициативности и самостоятельности
картотека на тему

Исильбаева  Юлия Игоревна

Данное пособие поможет воспитать у ребенка такие волевые качества как инициативность и самостоятельность. А так же развить эмоционально волевую сферу ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dlya_formirovaniya.docx252.88 КБ
Файл kartoteka_dlya_emotsionalno_volevoy_sfery.docx129.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека для формирования волевых качеств: самостоятельности и инициативности.

Старший дошкольный возраст.

"Кино"

Если вы захотите провести со своими детьми эту игру, придется заранее приобрести проектор или подобрать "домашний кинотеатр". Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.

"Интервью"

При помощи считалки дети выбирают "журналиста", а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: "Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать "Кто ты?" он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством - это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: "Что вы варите?", "Кому вы хотите помочь?", "А станцуйте для меня!" - но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью

"Илья Муромец" и "Горыныч"

В этой игре дети делятся попарно на "Ильей Муромцев" и "трехголовых змеев". Для того чтобы "Горынычей" было видно, им надо дать три длинные палки, соединенные подвижно вместе, на конец каждой можно прикрепить маску змея. Игроки, изображающие "Муромцев", держат в руках пластмассовые кольца. Змеи должны коснуться любой из голов Ильи Муромца, чтобы убить его. Илья Муромец может накинуть на шею змею кольцо - "отрубить голову", поэтому задача Змеев - крутить головами.

"Плохой" и "хороший"

В первой части игры ведущий просит, чтобы дети самостоятельно выбрали для себя сказочного персонажа, и объясняет задание: после сигнала дети должны разбежаться в две стороны - сторону плохих и сторону хороших. Распределение заканчивается по свистку, неуспевшие делаются наблюдателями. Затем проигрываются сценку с ранжированием характеров (от более плохого/хорошего к менее), а затем проходит обсуждение, на котором дети должны объяснить, почему они характеризуют роли именно так, и подтвердить свои рассказы примерами из фильмов/книг.

"Дочки-матери"

Девочка – мама, куклы – дочки. Ей приходится самой спрашивать, самой отвечать, самой действовать и придумывать различные ситуации, то есть – участие принимает только один ребенок.
Игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть справедливой и хозяйственной, а главное – самостоятельной.
Играя с куклами, девочка старается скопировать действия и слова своей мамы, тети, бабушки, старшей сестры или кого-то из родственников, кто ей наиболее симпатичен. В зависимости от места действия, меняются ее настроение, голос, прическа. Необходимо в этой ситуации дать ребенку полную свободу.

"Дочки-матери"

Девочки играют между собой. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой, внучкой, сестрой или даже папой. Как и в обыденной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Например, "мама" отводит "дочку" в садик или в школу, сама идет на работу, дома хозяйничает "бабушка". Вечером они вместе собираются, пьют чай, беседуют. Потом "мама" садится за рукоделие, "дочь" идет рисовать, а "бабушка" включает ненастоящий телевизор, с работы приходит "папа". Он рассказывает о том, что с ним произошло. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается.

"Дочки-матери"

В игре принимают участие взрослые. Действие, например, происходит на улице. Взрослые – дети. А сыновья и дочки "уходят на работу", потому что они стали "мамами" и "папами", все заботы перекладываются временно на их плечи. По возвращении они отвечают на многочисленные вопросы своих "детей", говорят о правилах поведения и накладывают запрет на какие-либо действия, старательно объясняя, почему нельзя делать того или другого. Такой вид игры позволяет максимально приблизиться к волнующим проблемам "отцов" и "детей". Во время игры ребята и взрослые могут поведать друг другу веселые истории.

"Скорая помощь"

Дети находятся в разных частях комнаты или площадки.
Один из детей якобы плохо себя чувствует и вызывает по телефону "скорую помощь". Через три минуты появляется "доктор" с игрушечными медикаментами и оказывает "больному" первую медицинскую помощь, задавая вопросы: что болит, где, как сильно, что этому предшествовало, какие лекарства были использованы. При необходимости, "больного" направляют на лечение в "больницу".
Медикаментами могут временно стать конфеты, вафли, разные сиропы или просто вода.
Перевязочным материалом служат марля, бинты, ленты, обычные лоскутки. Дети в этом плане очень находчивы.

        "Детский сад"

Используются различные мягкие игрушки, детская посуда, кроватки и коляски для кукол.
Девочки распределяют роли "воспитателей" и "нянь", а кто-то будет "музыкальным работником".
Кукол озвучивают сами дети. Завтрак, прогулка, разучивание считалочек – все идет по порядку. События развиваются как в обычном садике:
1. Утром зарядка или танцы под веселую музыку.2. Завтрак.
3. Занятия (веселый счет, рисование, разукрашивание) 4. Прогулка.5. Обед.6. Тихий час (для кукол). 7. Подготовка к полднику – куклам необходимо сделать прически, нарядить.8. Полдник.9. Различные игры в комнате или на уличной площадке.
Хорошо, когда в игре принимают участие взрослые (в роли методиста или старшего повара).

"Веселый поезд"

Детям надо представить себя работниками железной дороги. Поезд собирается из стульев, скамеечек, больших коробок.
Главные действующие лица: машинист, проводники, пассажиры, дорожный патруль, повар в вагоне-ресторане. "Машинист" ведет состав и объявляет названия станций. "Проводники" проверяют наличие билетов, рассаживают "пассажиров", разносят чай. "Дорожный патруль" следит за порядком. Каждый ребенок в пути рассказывает какую-либо веселую историю или исполняет песенку.

"Зоопарк"

Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

"Веселое путешествие"

Воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

"Парикмахерская"

В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

"Аптека"

Проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

"В библиотеке"

 Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

"Космонавты"
Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

"Семья"


Воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

"Нам весело"


Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его награждают медалью «Весельчак».

"В кафе"


В гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

"Кругосветное путешествие"


Воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

"На дорогах города"
Детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

        "Правила движения"


Детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников заправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

        

"Сильные и слабые"


Воспитатель приглашает детей рассмотреть иллюстрации. Данную ситуацию вместе обсуждают, анализируют ее, делают выводы, что такое хорошо, а что такое плохо. Обыгрывают ситуации между собой: дедушке в транспорте стало очень плохо, или малыш потерял маму в магазине. Что нужно сделать, чтобы помочь им?

"Мы – спортсмены"


Воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

"В мастерской Самоделкина"


Вгруппу приносят письмо для детей от Самоделкина. Читаем письмо. Самоделкин просит детей помочь ему приготовить подарок для малышей. Им нужна шкатулочка, чтобы складывать туда мелкие картинки, пазлы от мозаики. У нас есть такая мастерская, и мы с удовольствием поможем Самоделкину. Дети по желанию становятся мастерами, помощниками и приступают к работе. По окончании работы они рассматривают свои поделки и готовят посылку, чтобы отослать ее Самоделкину.

"На станции технического обслуживания автомобилей"


Сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов)

"Экскурсия в оранжерею"


Воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости приехал специалист из оранжереи (ребенок, выбранный заранее воспитателем), который предлагает пройти в его оранжерею, где можно узнать много нового из жизни растений. В оранжерее работают садовники, они рассказывают детям, как правильно ухаживать за растениями, как часто их нужно поливать, какими полезными свойствами обладает то или иное растение.

"Почта"

Нужно провести беседу о том, зачем нужны почтовые услуги. Закрепляем знания о профессиях людей, работающих на почте, чем они занимаются. По желанию детей распределяем роли. Дети начинают играть. Воспитатель помогает детям выйти из затруднительного положения, следит за детскими взаимоотношениями. В конце игры дети делятся своими впечатлениями.

"Пограничники"


Воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

"Путешествие на самолете"
Воспитатель предлагает детям совершить полет на самолете. Дети распределяют между собой роли Пилота, Стюардессы, Радиста, Диспетчера, Грузчика. Желающие приобретают билеты в кассе, предъявляют их Стюардессе и садятся в самолет. Грузчики занимаются погрузкой. Диспетчер объявляет вылет самолета. Во время полета Пассажиры рассматривают из иллюминатора (изображения на картинах) различные виды – моря, горы, реки, лес, тундру. По возвращении дети делятся своими впечатлениями.

"Школа"


Воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

        

"Ателье"


Детям предлагается обновить кукольный гардероб – сшить новую юбку и кофточку для куклы. Эта работа выполняется в ателье. Люди, каких профессий там работают? По желанию распределяются роли Закройщицы, Модельера, Швеи. Дети начинают играть. Они совещаются, какую модель выбрать, как правильно выкроить ее и сшить детали. В конце работы дети наряжают куклу.

"Мир театра"


Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре. Дети приобретают билеты в кассе, проходят в зал, занимают места. Артисты уже распределили роли между собой. Они показывают настольный театр. Это могут быть или знакомая сказка, или вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами благодарят артистов за представление, дарят им цветы.

        

"В художественной мастерской"


Открылась художественная школа. Уроки рисования ведут настоящие художники, они научат детей красиво рисовать. Желающие могут пройти в художественную мастерскую. Дети-Учителя и дети-Ученики совместно создают картины, рисунки, помогают друг другу, советуются. Затем они рассматривают рисунки и анализируют их.

"Цирк"

Воспитатель показывает детям красочную афишу. Это приглашение на цирковое представление. Туда можно отвести своих маленьких друзей – кукол, медвежат, зайчат. По желанию распределяются роли Клоунов, Фокусников, Акробатов, Дрессировщиков. Артисты уходят в гримерную и готовятся к выступлению. Остальные дети подготавливают места в зале – расставляют стульчики, собирают своих друзей в цирк. Все готово, и конферансье приглашает всех занять места в зале. Он объявляет первый номер, и представление начинается. Игра продолжается до тех пор, пока не выступят все артисты и не появятся новые желающие выступить в роли цирковых артистов. В ходе игры нужно следить за взаимоотношениями между детьми.

        "В музее краеведения"
Воспитатель предлагает детям сходить в краеведческий музей, там можно узнать много нового и интересного о своем родном крае (городе). По желанию выбираются Гиды, остальные дети становятся Посетителями. Дети рассматривают иллюстрации разных периодов развития своего города, отмечают характерные отличия, называют главные достопримечательности края (города), какие отрасли производства особо развиты, чем славится родной город. В ходе игры необходимо следить за речью детей, за тем, чтобы дети не перебивали друга, высказывая свое мнение, правильно задавали вопросы. В конце игры нужно спросить, хотели бы они еще прийти в музей краеведения, чтобы еще больше познакомиться со своим городом.

"В музее искусств"
Воспитатель сообщает детям о том, что в детском саду состоится выставка картин знаменитых художников, и они не должны пропустить это мероприятие. Дети в кассе приобретают билеты и проходят в выставочные залы. В первом зале размещены картины, на которых изображены пейзажи, во втором зале – портреты, в третьем – картины со сказочными сюжетами. В каждом зале свой гид (ребенок). Дети-посетители рассматривают картины, переходя из зала в зал, высказывают свое мнение о картине, отмечают характерные особенности каждого жанра искусств, взаимосвязь цвета и настроения. Они благодарят работников музея за приятно проведенное время.

"На выставке народного творчества"
Воспитатель предлагает детям отправиться на выставку народного творчества. Автобус отправляется через 5 минут. Водитель уже ждет нас. Дети в кассе покупают билеты на автобус, а затем занимают места в автобусе. Чтобы не было скучно в пути, дети поют любимую песню. Наконец-то все на месте. Детей встречает экскурсовод и приглашает в зал хохломы. Дети рассматривают предметы, расписанные хохломой. В зале дымковской игрушки их встречает другой экскурсовод. Таким же образом дети посещают зал городецкой росписи и зал гжели. Экскурсия закончилась, дети на автобусе отправляются домой. По дороге они делятся своими впечатлениями.

"Космическое приключение"
Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля. Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

"Мы – военные разведчики"


Воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

"Парашютисты"

Ведущий предлагает самым смелым детям попробовать прыжки с самолета на парашюте. Совместно с воспитателем дети выбирают Пилота самолета, Тренера, остальные дети – Парашютисты. Пока самолет готовится к вылету, Тренер предлагает надеть парашюты и объясняет, как правильно надо прыгать и приземляться. Самолет взлетает, Парашютисты ждут команды Летчика. Тот докладывает высоту полета и готовность к прыжку. На земле Парашютистов ждет команда жюри. Они оценивают качество прыжка и вручают медаль за правильное выполнение прыжка и приземление.

"МЧС спешит на помощь"
Воспитатель предлагает детям поиграть и представить, что игровой зал – это центральный пункт МЧС. Здесь работают очень смелые, сильные люди, которые готовы помочь всем при любых несчастных случаях. Вот здесь сидит Диспетчер (выбранный детьми заранее) и принимает звонки от населения, которые просят помощи. У кого-то произошел пожар, где-то случилось, у кого сломалась дверь или замок и люди не могут зайти к себе домой. Кто-то забрался на высоту, спускаться боится. Диспетчеру сообщают адрес, где случилось несчастье, и бригада скорой помощи спешит на объект. Дети самостоятельно распределяют между собой роли Диспетчера, бригады Пожарников, бригады Врачей, бригады, работающей на высоте, на глубине и т. д. Дети обыгрывают разные ситуации. В конце игры они делятся своими впечатлениями.

"Давайте поздороваемся"

           В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой. Выдумать свой собственный, необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия, и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!



Предварительный просмотр:

                       

Картотека игр на развитие эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста


«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...

- любит бегать,- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

-  Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

        

«ОПИШИ ДРУГА»

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение  выполняется  в   парах   (одновременно   всеми  участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,

насколько ребенок был точен.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный

выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит

в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и

актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый

радостный день в прошлом месяце" и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят

лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит

около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле

спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем, в

процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки

мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзья

ми.

Обсудите, как проходило упражнение.

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

-  Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

-   Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его

ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством

понимания."

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или

яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю

вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож?  На какой цветок?  На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен. Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель

красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит

играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его

задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки

в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как

свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение

прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами или с новыми.

Примеры проигрываемых ситуаций:

-  Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

- Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

- Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

«НАСТРОЕНИЕ»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

«ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием.

2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

«Я  ХОРОШИЙ - Я  ПЛОХОЙ»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа.

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

«ВЕТЕР ДУЕТ НА...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных»,     «кто    много    плачет»,     «у    кого    нет

друзей»   и   т. д.

Ведущего  необходимо  менять,  давая  возможность

поспрашивать  участников  каждому.

«НАЙДИ ДРУГА»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг   найден,   игроки   меняются   ролями.

«РУКАВИЧКИ»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников    игры.    Ведущий    раскидывает    рукавички   с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«СОЧИНИМ ИСТОРИЮ»

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным,   и  упражнение  продолжается.

«ДРАКОН»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — * голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый  участник  не  побывает  в  двух  ролях.

«РЫЧИ ЛЕВ,  РЫЧИ;  СТУЧИ,  ПОЕЗД,  СТУЧИ»

Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!»,  пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче,   изображая  при  этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом,, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение»,   и  все  валятся  на  пол.

«ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?»

Играющие   встают   в   круг   и   берутся   за руки, ведущий   —   в   центре.   Он  объясняет  задание: они  согласны  с  утверждением,   то  поднимают вверх  и  кричат   «Да»,   если  не  согласны,   опус руки  и  кричат   «Нет!

Есть ли поле светлячки? Есть ли  в  море рыбки? Есть ли крылья у  теленка?

Есть  ли клюв  у поросенка? Есть  ли гребень у горы? Есть ли хвост  у петуха?

Есть ли ключ  у скрипки? Есть  ли рифма у стиха? Есть ли в  нем ошибки?

«ТЕНЬ»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию  за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень  и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий  меняется.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об  эмоциональном   неблагополучии.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕПКА»

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) — и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«ЗЕРКАЛО»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая  —  разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Технология «Дети – волонтеры» как средство формирования инициативности и самостоятельности дошкольников.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жи...

Консультация "Исследовательская деятельность как условие формирования инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста".

Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...

Мастер – класс для воспитателей «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».

Цель: привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

Формирование инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр

Формирование инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр...