Легенды и сказки по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством
статья по художественной литературе

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

Представлены легенды, сказки, мифы, стихи по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово, русский народный костюм

Скачать:


Предварительный просмотр:

Легенды и сказки для знакомства детей

с русским декоративно-прикладным искусством.

Русский народный костюм.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании».

 (Знакомство со знаками народных орнаментов)

  • вариант.

Воспитатель: Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка:

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помоши просить. Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету» - «Хорошо, так уж и быть, помогу вам Пошлю я на землю своего старшего сына - богатыря Лучика».

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь - Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

Сказка о богатыре Иване.

(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

  • вариант.

Воспитатель: Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского

Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых... Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать рубаху богатырям.

После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображении различных знаков.

«Праздничный русский народный костюм». (беседа)

Скажите, дети, вы любите наряжаться? А одевать красиво своих кукол? Конечно, все и дети , и взрослые любят красиво одеваться. А куда мы наряжаемся? Верно, на праздники, в гости, в День рождения, в поездку, в кино и т.д. а знаете ли вы, как одевались раньше люди, когда наши бабушки и дедушки были еще маленькими? Хотите, я вам сегодня об этом расскажу? Тогда слушайте:

Национальная одежда может много рассказать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков, чем плотнее они были набиты - тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке. У донских казачек достаток мерялся, например, по числу юбок, которых бывало по 15 - 20 штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета. Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в тоже время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса - всему миру краса». Отсюда и различие: у девушек - легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин - глухие сороки, кики, повойники, платки.

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это - ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам На их изготовление использовали различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую одежду готовили к свадьбе И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же уводили и переодевали в менее дорогое платье. Народная праздничная одежда могла многое рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Давайте рассмотрим этот праздничный девичий костюм. Он включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» - так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет считался магическим. Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Это летний девичий костюм. В праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и так называемые душегреи - «епанечки», «коротены» - коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.

Традиционная для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во все времена когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики про запас имели даже меховую обувь Еще хочу показать вам мужской крестьянский костюм. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве отделки материала и отделки.

Мужские рубахи обычно шились из тканей одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.

Дополнительные вопросы для детей во время беседы:

С какой одеждой мы сегодня познакомились? Какай наряд понравился? Назови, какие элементы костюмы запомнил. Назови знакомые элементы узоров.

Если бы ты шила для себя праздничный костюм, то какой и как бы его уерасила?

Словарь старинных русских слов русского костюма. Армяк - крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.

Душегрея - женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда с мехом и застежкой спереди.

 Зипун - крестьянский кафтан из грубого сукна.

Китайка - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр. Кожух - верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы.

Косоворотка - мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине, а сбоку.

Крашенник - специалист, умелец в краске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.

Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.

Кушак, или пояс - обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времена пояса выполняли много разных функций - служили показателем благосостояния своего владельца оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.

Онучи - кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого надевали лапти и перевязывали веревками. Позумент - золотая, серебряная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.

 Рубище - грубая, толстая будничная одежда.

Сафьян - тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.

Сермяга - так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна - сермяжным.

 Убрус - нарядный женский головной убор, свадебная фата.

Телогрея - женская верхняя одежда которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.

Пословицы для использования при знакомстве с праздничным русским народным костюмом:

Хвалят на девке шелк, когда в самой есть толк.

 По одежке встречают, по уму провожают.

У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь, положи.

Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.

Девичья коса - всему миру краса.

Друг лучше старый, а платье новое.

Шуба тепла и мохната - жить вам легко и богато.

Городец.

Сказка для знакомства детей с Годецким промыслом.

 «Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами- выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер...». А дальше сказку придумаем вместе... .

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

                          «Веселый Городец»(беседа)

Есть на Волге город древний,

По названью - Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты.

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки.

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит-

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись. Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с Городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И бьша у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами- выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у гего вороной конь, быстрый как ветер...». А дальше сказку придумаем вместе...

Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется - «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре - самый крупный и красивый цветок - «розан» или «купавка», по бокам - цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом.

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера

Из липы доски сделаны.

И прялки, и лошадки...

Цветами разрисованы.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники.

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сейчас нам ребята споют частушки о Городце:

  • Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мыс улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

 

  • Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всв для красоты!

 

  • Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо - конь и чудо - птица –

Значит это ГОРОДЕЦ!

 

  • Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Городецких мастеров!

 

  • Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

 

  • Городец да Городец,

Кто от туда - молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Как ты думаешь, что означает утверждение «Городецкая резьба тесно связана с живописью»? Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям Городецкого промысла?

Художественное слово о Городце.

Из липы доски сделаны,

 И прялки, и лошадки

 Цветами разрисованы,

 Как будто полушалки.

 Там лихо скачут всадники,

 Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

 На солнышке блестят.

 

Городецские узоры,

Сколько радости для глаз.

 Подрастают мастерицы,

 Может быть и среди нас!

                             И.В.Кадухина

 

Ох, Россия, ты, Россия,

 Славы не убавилось,

Городцом, ты,Городцом

На весь мир прославилась.

Листья, горлицы и кони,

 Петухи, скворцы, цветы

Городуцкие узоры,

 Небывалой красоты!

                            О. Хренова

 

 

Велика Россия наша

 И талантлив наш народ,

 О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

                          И.В.Кадухина

 

В городце у нас все двери,

В городце весь детский сад

 Городец у нас все любят,

Все в саду: и стар и млад

                                    О.Хренова

 

Любовались гости чудом

Громко восхишалися,

Городецкой красотой

 Сражённые остапися

 

Городецкие узоры,

 Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас

 

Ты, играй гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

 Мастеров Руси великой

 Во весь голос прославляй.

                            И.В.Кадухина

 

Веселись наш детский сад,

 Веселее нет ребят!

 Мы с улыбкой на лице

 Вам споем о ГОРОДЦЕ!

 

Кто рисует Городец –

 Ах, какой он молодец!

 И листочки и цветы –

Это всё для красоты!

 

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо - конь и чудо - птица –

Значит это ГОРОДЕЦ!

 

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Городецких мастеров!

 

Рисовали мы цветы

 

Небывалой красоты.

 Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

 

Городец да Городец,

 Кто от туда - молодец!

 Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

 

А я тоже молодец

 Тоже еду в Городец.

 А когда вернусь назад –

 Разрисую детский сад!

 

Уезжаю в Городец –

Все мне так советуют.

 Дайте кисточку одну

И рюкзак с конфетами!

 

Передаём вам привет

И подарки свои

 Со сторонки родной.

Где живут журавли,

 С мест, где Волгой омыты,

 Где рассвет золотой,

Где омыты ракиты

 Голубою водой.

 

Есть на Волге город древний,

По названью - Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городуцкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

 

Городецкие кони,

 Молодецкие кони.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Городецкие цветы

 Чудо, как хороши.

Они душу веселят

 И на нас с тобой глядят

Хохлома.

Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.

 1 вариант.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез...

// вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной - она была из солнечных лучей.

              «Золотая Хохлома» (беседа)

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела сума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью .Посмотрите на эти изделия

и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете что необычного в этой посуде?

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома - это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез...

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду.

 Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы. А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

И чего здесь только нету:

 Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума!

 Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий.

Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина русский шаровидный сосуд XVI - XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братничных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова - деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш - широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).

Вот Ладья: цветущий хвост - корма,

Нос - петуишная головка.

Плывёт по лесу Хохлома.

Расписанная очень ловко.

 

Наши ложки хохломские -

Самый лучший сувенир.

С позолотой - не простые

Прогремели на весь мир.

 

А вот утица по реченьке плывёт.

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

 

Братина солнечна весьма.

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто - краснолика.

Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит» )

 

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

 В сказочную песню просится сама.

 И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

 

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»?

Из какого материала делали посуду в Хохломе?

Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.

О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

Художественное слово о Хохломе.

Роспись хохломская,

 Словно колдовская,

 В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

 

Терем, терем, теремок.

 Он не низок, не высок

 Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит по утру,

 Звери к терему идут.

 

ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,

 Наше чудо дивное.

 Мы рисуем хохлому,

 Красоту невиданную.

 Рисовали травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

 Красной краской от зари.

 Сколько здесь прекрасных чаш –

 Это Вам подарок наш!

Кисть хохломская, большое спасибо!

 Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

 Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                              В.Боков

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

 Яркая, лучистая, узоры золотистые!

 Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

 А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост - корма,

Нос - петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

 Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

 Семёновская Хохлома

 Вся золотисто - краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

 Родную, милую сторонку!

                  Н. Глазков

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

 Отголоски лета

В зелени травы.

Шёлковые всплески

 Солнечно-медовой

Золотой листвы.

 У красы точёной

 Сарафан парчовый,

 По волнам узоров

 Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

 В этот несказанный

 Праздничный наряд.

           П.Синявский

 Все листочки как листочки,

 

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –

 Разукрашу все дома.

 А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

 

 

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

 

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

Тут груды чашей и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов,

Там лыки, вёдра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты...

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

 

 

Надою я молока,

Напою котёнка.

Разрисую хохломою

Милую Бурёнку.

 

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

 По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся

 Попробуй, сумей-ка...

 А где-то Кудрины по чёрному полю

 Мерцают как звёзды

 В небесном раздолье.

 

Наши ложки хохломские –

 Самый лучший сувенир.

 С позолотой - не простые

 Прогремели на весь мир

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

 Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

 

Я всё небо разрисую,

 Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой.

 

Как волшебница Жар-птица,

 Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

 Золотая Хохлома.

 И богата, и красива.

Рада гостю от души.

 Кубки, чаши и ковши.

Гроздья огненных рябин,

 Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

 И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют не редея,

 Ог дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

 В мир волшебной Хохломы.

                       П.Синявский

Жостовский промысел.

Сказка-легенда «Цветок - Огонь и цветок «Снежинка»

 (жостовский промысел)

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней — так начинается наша сказка Вся земля наша - земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень - в украшение или в шкатулку, глину - в игрушки забавные или посуду, железо - в подносы, красоты невиданной.

Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спраи/ивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок - огонь, а другой цветок - снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же

вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села

Как взмахнул цветок - огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой - разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

Оглядитесь вокруг: удивительной красоты цветы! Все они вот на этих красивых подносах. Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

Гжель.

 Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

 В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

                                 П.Синявский

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда - сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми.

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе - гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине - белое чудо», или «нежно-голубое чудо».

Голубизну небесную.

Что сердцу так мила.

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

 

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни, в гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных

мастеров. Продолжают славную традицию - лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

                                     П .Синявский

 

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Художественно слово о Гжели.

Фарфоровые чайники,

 Подсвечники, часы,

 Животные и птицы

Не виданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

 Её названье - ГЖЕЛЬ!

 

                                  П.Синявский

 

Есть в Подмосковье такое местечко

 Белая рощица, синяя речка

. В этой негромкой российской природе

 Слышится эхо волшебных мелодий.

 И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

 Незабудковая Гжель!

                                 П.Синявский

 

 

Гордятся в Гжели жители Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы Красоты такой!

                                                                 П.Синявский

 Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

 И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

 Нежными, красивыми.

 

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

 Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

 Умельцы в той деревеньке живут.

 Расписную посуду они мастерят,

 Синим по белому чудо творят.

                                                 П.Синявский

 

Ритмы чудных сине-белых красок:

Неба синь и белая метель,

 Подмосковье, ты всегда прекрасно.

Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!

В нашей мастерской,

Чистота, уют, покой.

 В печке обжигаются,

 На весь мир прославятся

Гжельские поделки:

Кошки, мышки, белки..

 Под кисточкой волшебной мастериц

 Оживают стайки Разноцветных птиц.

 Машут лепестками волшебные цветы,

Гжельские картины Чудесной красоты!

                                                            Н.Кутузова

 

Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий.

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных поделок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

                             Н Кутузова.

Дымка.

«Дымковская сказочная страна»

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду, там вы увидите очень красивые вещи. Он я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.)

Итак. Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются? Называют ее «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась.

Ели спят у большака

 В инее седом

Спит деревня, спит река.

 Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

 Вьётся голубой дымок,

 Дым идёт из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

 Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

 Все игрушки не простые,

 А волшебно- расписные!

Нравится ли вам эта игрушка?

Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы Раньше люди верили, что у них есть много богов- покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг - символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название - «Свистунья»

Вятка вздрогнула от свиста

. Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник - «Свистопляска».

 И в наше время в самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.

 

Если зайти туда, от сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, другая с козлятами, все это - настоящее чудо!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани.

Медведь с гармошкой.

Солдат с усами.

Козёл - золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

 Ну-ка за работу, чудо-мастера!

 Слепим, высушим –и в печь!

А потом распишем!

Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг — символ солнца, каравай- хлеба; точка - звезды, волнистая линия - вода; прямая линия - дорога.

Все игрушки не простые,

 А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

 Но отвести не в силах взор.

Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие - просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Посмотрите, чем еще отлична эта игрушка? Что такое необычное есть у нее? Да, эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики». Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки... вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.

Петушок, петушок.

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

 Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

 

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

 

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

 -Ты играй, мой Ванечка,

- Просит друга Танечка.

 

Зонтик грибком, руки крендельком.

Ходит девица-краса по улице пешком.

 

Барашек - свисток.

Левый рог - завиток.

Правый рог - завиток.

На груди — цветок.

 

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани.

Медведь с гармошкой.

Солдат с усами.

 Козёл - золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке. (Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.)

Вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими9

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

Стихи о Дымковской игрушке.

Весёлая белая глина,

 Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

 А ну, отгадайте, кто я?

 

Ели спят у большака

В инее седом

 Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

 Мягко падает снежок,

 Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

 В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

 И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные:

 Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

 Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

 Поведём сейчас рассказ.

 

Конь бежит Земля дрожит.

В поле травушка-муравушка, Ничком лежит.

 

Водоноска

За студёною водицей

 Водоноска - молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

 На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

 Эта девица - краса,

Туга чёрная коса

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

 Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

 

Индюк.

Вот индюк нарядный,

 Весь такой он ладный,

 

У большого индюка

Все расписаны бока.

 Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

 Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост 

Точно солнечный цветок,

 А высокий гребешок.

 Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

 Птица важная - индюк!

 

 

Поглядите, каковы!

 И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл - золотые рожки

 Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Няня.

В кокошнике няня.

На руках Ваня.

 И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастёшь.

 

Весёлая Дымка

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-посёлок,

Окаймлён лесами уголок весёлый.

Лет ему за двести,

Триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали -

Пели, не скучали...

Как-то вятичи-дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками глина-

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки, бывало...

Глину щупать, глину мять -

Жирная, как сало!

 

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка -

Распушённые бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу -

Сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы

Живут в Дымкове - селе!

                  А.Дьяков

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

 Через тёмный лесок.

 Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

 

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

 Сундучок не простой:

 Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой, А на спине - Егорка.

 

 

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень

. -Ты играй, мой Ванечка,

- Просит друга Танечка.

 

Зонтик грибком, руки крендельком.

Ходит девица-краса по улице пешком.

 

 

Барашек - свисток,

 Левый рог - завиток,

 Правый рог - завиток,

На груди – цветок

 

 Через горные отроги,

 Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

 Мчится глиняный олень.

 Кони глиняные мчатся

 На подставках, что есть сил,

 И за хвост не удержаться,

 Если гриву упустил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"...

Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством"

Информационно-коммуникативные  технологии способствуют повышению качества образовательного процесса, служат развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ф...

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»Программное содержание:1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысла...

Особенности организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Особенности организации организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством...