Развитие режиссёрской игры у детей младшего дошкольного возраста посредством разыгрывания кумулятивных сказок
статья (младшая группа) на тему

Недосекина Людмила Леонидовна

В данной статье представлено краткое описание педагогического опыта по развитию режиссёрской игры у детей младшего дошкольного возраста. Для обучения младших дошкольников режиссёрской игре автор предлагает свою методику с использованием кумулятивных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rezhissyorskoy_igry_u_detey_statya.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

                    Развитие режиссёрской игры

         у детей младшего дошкольного возраста

 посредством разыгрывания кумулятивных сказок.

   Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, называют игрой.

   Что же это за игра, которая требует одиночества и уединения, которая долгое время оставалась вне поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания?

   Современные исследователи Короткова Н.Г., Михайленко Н.Я., Кравцова Е.Е. в своих работах определили этот вид игры как режиссёрскую. Показали, что ребёнок в ней поднимается от предметно – ролевых действий до оперирования целостными событиями. Выделили её основные особенности: индивидуальность, нахождение для игры удобного места, невмешательство взрослого.

   Наблюдения за своими воспитанниками в младшей группе (3 – 4 года) показали, что необходимо помочь детям реализовать себя. С целью обучения детей режиссёрской игре по сказкам создала предметно – пространственную среду. Предусмотрела, чтобы каждый воспитанник смог найти для себя укромное место для игры. Для осуществления этой цели были изготовлены ширмы – раскладушки, ширмы с прорезями для окон и дверей, ширмы с занавесями, картонные коробки, обтянутые разноцветной тканью с отверстиями разных форм, подобран разнообразный игровой и неигровой материал (по Кравцовой Е.Е.): кубики, коробочки, верёвочки, лоскутки, мелкие игрушки – машинки, разнообразные зверюшки, различные фигурки персонажей, деревья. Такой материал даёт детям полную свободу осуществления замысла. Определила свою позицию как взрослого. Режиссёрская игра по сказке характерна тем, что в ней ребёнок одновременно действует в двух планах: он играет за всех персонажей в сказке, последовательно исполняя роль каждого персонажа, и вместе с тем он находится как бы над всеми ролями – ребёнок одновременно и «актёр», и «режиссёр».

   Игра с одним ребёнком проводится в отрезок времени, предназначенный для совместной деятельности педагога с детьми.

   Каждую кумулятивную сказку («Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок») проигрываем 1-2 раза,; «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» - по 2-3 раза.

   Сказки должны быть хорошо знакомы детям. Педагог неоднократно рассказывает их в удобное для этого время. Если сказку рассказать перед началом игры ещё раз, это создаёт соответствующую атмосферу и облегчает «вход» в игру. Для разыгрывания сказки ребёнку дают только те игрушки и атрибуты, которые необходимы по данному сюжету.

                           Разыгрывание кумулятивных сказок.

   Необходимо дать ребёнку время для знакомства с игрушками, а затем предложить: «Сыграем, сейчас в то, что в этой сказке когда-то случилось. Здесь эта сказка будет жить (перед ребёнком очерчивается жестом круговое пространство на ковре на расстоянии вытянутой руки). Скажи или позвони, когда сказка должна начаться». Когда ребёнок отметит начало, взрослый начинает рассказывать сказку: «Жили-были…». Пересказав, обращается к ребёнку с просьбой продолжать самостоятельно, помогает ему при затруднениях – подаёт игрушки, если тот забывает сопровождать рассказ действиями; повествовательной или ролевой речью продвигает сюжет вперёд, просит ребёнка отметить конец сказки.

   Режиссёрская игра в младшем дошкольном возрасте имеет характер совместной деятельности взрослого и ребёнка. Необходимо участвовать в игре с ребёнком «на равных», а не управлять им. Педагогу не следует торопить ребёнка; он даёт ему время для следующего игрового действия, но вместе с тем должен удержать темп игры так, чтобы ребёнок даже изменённый по-своему сюжет сыграл до конца.

   Проследить за развитием игры каждого ребёнка педагогу поможет дневник. В дневнике, кроме фамилии ребёнка и проигрываемой сказки, педагог отмечает различные моменты согласованности рассказывания и игровых действий на протяжении всей игры, а также указывает на конкретную работу,  которую с тем или иным ребёнком следует проводить на определённом этапе.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "

Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок  ...

План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом....

Картотека консультаций для родителей по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятель...