Дидактические игры для детей старшей группы
статья (старшая группа) на тему

Ячник Светлана Александровна

Эта статья предназначена для воспитателей детского сада, а также родителей моих воспитанников. Наиболее оптимальной и доступной формой обучения  детей старшего возраста являются дидактические игры. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didakticheskie_igry_dlya_detey_starshey_gruppy.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ячник С.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Дидактические игры для детей старшей группы

Дидактическая игра (от греч. didaktikos - поучительный) – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, приучается преодолевать трудности, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра помогает детям познать жизнь и самих себя.

Классификация дидактических игр, используемых в старшей группе:

  • игры с предметами (игрушками, реальными предметами, природным материалом);
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры;
  • музыкально-дидактические игры.

           Игры с предметами или игрушками: направлены на развитие тактильных ощущений, на умение манипулировать с различными предметами и игрушками, на развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?»«Найди и назови»«Магазин»«Чьи это детки?»«Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?», «Сложи квадрат» и др.

           Настольно-печатные игры: используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»«Что сначала, что потом?»«Что кому нужно?»«Лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Логический поезд»«Где это я видел?», «Городецкие узоры» и др.

           Словесные игры: способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Кому что нужно?»«Назови три предмета»«Назови одним словом», «Найди лишнее слово»,  «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?», «А что потом?», «Так бывает или нет?», «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»,  «Найди и назови нужное слово» и др.

           Музыкально-дидактические игры направлены на развитие ритмического и тембрового слуха, музыкальной памяти, восприятия музыки: «Определи по ритму», «На чём играю?», «Весёлые подружки», «Колокольчик», «Слушаем музыку», «Какая музыка?» и др.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактические и игровые задачи;

2) игровые правила;

3) игровые действия;

4) результат.

Дидактические игры должны:

  • отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;
  • обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку или небольшой группе детей, так и коллективу в целом;
  • позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
  • материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

         Сегодня дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей.

         Если в младшем дошкольном возрасте правила помогают развивать у детей способности торможения и воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением, то у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, она помогает развивать умение самостоятельно организоваться, подчиняться правилам, согласовать свои желания с желаниями товарищей, высказывать оценочные суждения, чувство самоконтроля.

         В старшем дошкольном возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Основные признаки предметов должны выступать менее заметно, а порою быть скрыты за внешней схожестью объектов. И, наоборот, за внешними различиями предметов должно быть сходство.

         Большое место в играх занимают мотивы соревнования; дошкольникам предоставляется большая самостоятельность как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

         Роль воспитателя в самой игре в старшей группе тоже меняется, она сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Но и здесь педагог чётко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за их действиями, выступает в качестве арбитра в спорных, конфликтных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм. Поскольку в старшей группе игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, педагог, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий. Он должен хорошо знать игру от начала и до конца. Закончить игру надо эмоционально, организованно, чтобы дошкольники захотели вернуться к ней. В конце игры воспитатель должен оценить не только правильное решение детьми игровых задач, но и их нравственные поступки, поведение; отметить успехи; вселить уверенность тем, у кого еще не все получается хорошо.

 Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Приемы и методы руководства дидактическими играми:

  • привлечение  внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.);
  • краткость и ясность речи воспитателя;
  • участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает);
  • коммуникативная направленность.

При использовании дидактической игры в старшей группе необходимо следовать определённым педагогическим принципам:

1) Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;

2) Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3) Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4) Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5) Конкретно и чётко объяснять правила.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста можно проводить  дидактические игры со всей группой или подгруппами. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования (кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии). В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).

         Планировать  дидактические игры в старшей группе можно: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в непрерывной образовательной деятельности, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Примеры дидактических игр в старшей группе на прогулке: «Природа и человек», «Найди листок, как на дереве»,  «Закончи предложение», «Найди предмет той же формы», «Расскажи без слов», «Какая? какой? какое?», «Вчера, сегодня, завтра», «Загадай, мы отгадаем», «Что происходит в природе?» и др.

Дидактические игры в старшей группе очень важны. Они учат детей вниманию, фантазии, мышлению. Даже инертных детей можно заинтересовать необходимым материалом. Когда подбираются игры, взрослые должны помнить, что они должны всесторонне развивать дошкольников, прививать ребёнку интерес к познавательной деятельности, формировать у него навыки к разнообразным видам деятельности, пополнять словарный запас, развивать всесторонние способности (клеить, лепить, вырезать, рисовать, конструировать и т. д.). А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.

            Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Для детей старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребёнок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

           Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

          Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

          Дидактическая игра помогает дошкольникам осваивать опыт и сноровку, а также формирует их психику, эмоции, волю, развивает таланты. Она делает учебную программу занимательной, веселой, создает жизнерадостный настрой, а позитивные переживания способствуют пониманию и запоминанию. Для детей это часть их жизни, поэтому учебные действия происходят гораздо легче с использованием дидактической игры.

          Дидактические игры для детей старшей группы обучают дошкольников разумно применять полученные и усвоенные знания на практике: отыскивать типичные и специфические черты в реалиях жизни или окружающем мире; сопоставлять, систематизировать и разграничивать предметы по конкретным показателям; проводить безошибочные заключения и обобщения.
        Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Занятия в форме дидактических игр позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка; активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения; делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей старшей группы

дидактические игры по математике для детей страшей группы...

Интерактивная дидактическая игра для детей старшей группы "Времена года"

Данная игра предназначена для систематизация знаний у детей о последовательности наступления времен года, для закрепления умений по существенным признакам и предметам определять времена года. Игра с...

Картотека дидактических игры для детей старшей группы

В дидактических играх  обучение носит  игровой характер...

Дидактическая игра для детей старшей группы «Опиши игрушку»

Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета....

Дидактическая игра для детей старшей группы «Магазин игрушек»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость)....

Дидактическая игра для детей старшей группы «Прятки с игрушками»

Цель данной игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста....