Организация кормления в инклюзивной группе
статья (младшая группа) на тему

Смирнова Елена Евгеньевна

Самостоятельно принимать пищу – первичная задача в процессе социализации для ребенка. Для детей инклюзивных групп и групп компенсирующей направленности это одна из первостепенных задач в ходе реабилитационных и абилитационных мероприятий. Организация питания – важная задача всего коллектива. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация кормления в группах инклюзивного обучения.

Самостоятельно принимать пищу – первичная задача в процессе социализации для ребенка. Для детей инклюзивных групп и групп компенсирующей направленности это одна из первостепенных задач в ходе реабилитационных и абилитационных мероприятий. Организация питания – важная задача всего коллектива. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения детей за столом. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Организация питания детей с синдромом Дауна.

Дети с синдромом Дауна могут начать есть пальцами в возрасте от десяти до двенадцати месяцев. В начале, это будет крекер или печенье, жевать, которое полезно в период прорезывания зубов. В течение нескольких следующих месяцев они могут научиться брать маленькие куски пищи, используя пинцетный захват.

При овладении ложкой необходимо дать малышу сначала просто подержать ее, постучать по предметам, по детскому стульчику во время кормления. Когда он заинтересуется процессом, необходимо вложить ложку в руку и  помочь ему зачерпывать пищу ложкой, подносить ко рту.

Для овладения навыка приема пищи с помощью прибора, необходима специальная посуда – тарелка с присоской, которая будет надежно зафиксирована на столе и специальные ложки: с ручками, которые легко держать в руке. У некоторых ложек ручки определенным образом изогнуты, и благодаря этому, для того чтобы поднести ложку ко рту, требуется меньшее движение запястья. Такие ложки особенно удобны для использования самыми маленькими детьми. Кроме того, легче есть из ложки  с плоским и мелким углублением. Лучше всего начать с плотной еды, остающейся на ложке, например с пудинга, овсянки, густых каш и протертого детского питания.

Встречаются тревожные дети, которые  грызут и сосут  все подряд. Если ребенок постоянно жует и сосет одежду, карандаши, игрушки или наслаждается экстремальными вкусами пищи, то это может быть признаком того, что его оральные сенсорные рецепторы нуждаются в тактильных стимулах в полости рта и жевание используется в качестве защитного механизма. В зависимости от ребенка, оральные сенсорные рецепторы могут быть чувствительны к определенным текстурами пищи  - ребенок мучается или даже давится во время принятия определенной пищи  (гиперчувствительность) или нечувствительны (гипочувствительны) и нуждаются в дополнительных тактильных стимулах. Такой ребенок нуждается в повышенной оральной стимуляции чтобы сконцентрироваться и остаться спокойным  - эта привычка распространяется и на прием пищи. Пробудить оральные рецепторы можно с помощью пищи различной температуры и вкуса. Когда вы поможете ребенку обнаружить чувствительность к горячей, холодной, пряной, соленой, кислой и сладкой пище, тогда и вам станет яснее, какая пища может помочь вам в сенсорной интеграции. Пища, которая требует облизывание губ или втягивания кроме сенсорных стимулов помогает в развитии речи и языка.

Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объем, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Ни в коем случае нельзя выполнять это действие за него. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более
самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу — это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное — разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание "приятного аппетита" — обязательно!

 

Возраст

Задачи

Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев). Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул. Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев). Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев). Приучить мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев)

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо"

Возраст

Задачи

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом



Предварительный просмотр:

Организация кормления в группах инклюзивного обучения.

Самостоятельно принимать пищу – первичная задача в процессе социализации для ребенка. Для детей инклюзивных групп и групп компенсирующей направленности это одна из первостепенных задач в ходе реабилитационных и абилитационных мероприятий. Организация питания – важная задача всего коллектива. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения детей за столом. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Организация питания детей с синдромом Дауна.

Дети с синдромом Дауна могут начать есть пальцами в возрасте от десяти до двенадцати месяцев. В начале, это будет крекер или печенье, жевать, которое полезно в период прорезывания зубов. В течение нескольких следующих месяцев они могут научиться брать маленькие куски пищи, используя пинцетный захват.

При овладении ложкой необходимо дать малышу сначала просто подержать ее, постучать по предметам, по детскому стульчику во время кормления. Когда он заинтересуется процессом, необходимо вложить ложку в руку и  помочь ему зачерпывать пищу ложкой, подносить ко рту.

Для овладения навыка приема пищи с помощью прибора, необходима специальная посуда – тарелка с присоской, которая будет надежно зафиксирована на столе и специальные ложки: с ручками, которые легко держать в руке. У некоторых ложек ручки определенным образом изогнуты, и благодаря этому, для того чтобы поднести ложку ко рту, требуется меньшее движение запястья. Такие ложки особенно удобны для использования самыми маленькими детьми. Кроме того, легче есть из ложки  с плоским и мелким углублением. Лучше всего начать с плотной еды, остающейся на ложке, например с пудинга, овсянки, густых каш и протертого детского питания.

Встречаются тревожные дети, которые  грызут и сосут  все подряд. Если ребенок постоянно жует и сосет одежду, карандаши, игрушки или наслаждается экстремальными вкусами пищи, то это может быть признаком того, что его оральные сенсорные рецепторы нуждаются в тактильных стимулах в полости рта и жевание используется в качестве защитного механизма. В зависимости от ребенка, оральные сенсорные рецепторы могут быть чувствительны к определенным текстурами пищи  - ребенок мучается или даже давится во время принятия определенной пищи  (гиперчувствительность) или нечувствительны (гипочувствительны) и нуждаются в дополнительных тактильных стимулах. Такой ребенок нуждается в повышенной оральной стимуляции чтобы сконцентрироваться и остаться спокойным  - эта привычка распространяется и на прием пищи. Пробудить оральные рецепторы можно с помощью пищи различной температуры и вкуса. Когда вы поможете ребенку обнаружить чувствительность к горячей, холодной, пряной, соленой, кислой и сладкой пище, тогда и вам станет яснее, какая пища может помочь вам в сенсорной интеграции. Пища, которая требует облизывание губ или втягивания кроме сенсорных стимулов помогает в развитии речи и языка.

Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объем, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше.

Прежде всего, следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Ни в коем случае нельзя выполнять это действие за него. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более
самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу — это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное — разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание "приятного аппетита" — обязательно!

 

Возраст

Задачи

Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев). Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул. Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев). Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев). Приучить мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев)

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо"

Возраст

Задачи

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.

Представление опыта по организации предметно-развивающей среды для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа организации коррекционно-логопедической работы группы инклюзивной направленности

Группа инклюзивной направленности-группа с детьми , имеющими разные сценарии развития. Программа коррекционно-логопедической работы заточена под детей как имеющих проблемы со здоровьем, так и детей с ...

Инновационная деятельность в образовательных организациях с реализацией инклюзивного образования

в статье описаны инновационые формы работы по физическому развитию дошкольников в дошкольной организации, реализующей инклюзивное образование сдетьми с ОВЗ....

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

«Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,  нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мир...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена проблеме  адаптации детей  дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Проанализированы факторы, влияющие на процесс адаптации детей с ОВЗ. Представлено содерж...