Педагогический опыт. Содержание проблемы и обоснование необходимости их решения.
статья на тему

Селякова Ирина Владимировна

Педагогический опыт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт. Содержание проблемы и обоснование необходимости их решения.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Перед вами на слайды обозначены противоречия современной социокультурной среды. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Социально коммуникативное развитие направлено на  присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;  формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.  Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его). Базовый принцип в программе «Радуга» – содействие психическому развитию ребёнка. 

Проблема социально-коммуникативного развития  ребёнка, приобщения его  к социальному миру  остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на  адаптацию личности  к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. По словам А.В. Запорожца, обучение дошкольников должно проходить в рамках  «детских видов деятельности». Таким видом деятельности является игра, как  отражение социального способа взаимоотношения с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, «социальный мир и окружающие взрослые являются  необходимым условием его  развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является». Современные дети стали меньше играть  в сюжетно-ролевые игры. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей, недооценивании педагогом сути противоречия между высоким потенциалом, которым обладают сюжетно-ролевые игры в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в условиях ДОУ. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы. В нашей группе компенсирующей направленности совместно воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ. Задача педагога -  помочь  детям с ОВЗ адаптироваться в среде здоровых сверстников, заложить основы социального здоровья - умения гармонично взаимодействовать со сверстниками и другими людьми. В процессе анализа наблюдений за игровым взаимодействием детей группы,  выделились следующие проблемы:

- слабое включение детей в игру и незнание игровых ролевых правил

-  неумение подкреплять условные действия ролевой речью при организации игровой ситуации

- неспособность  некоторых родителей создать условия для гармоничной социализации ребёнка, неумение организовать игру.

 Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Активное использование социоигровых и проектных технологий вобразовательном процессе является уникальным инструментом для поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Ведущая идея опыта. 

Ведущая идея опыта: помочь  детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в среде здоровых сверстников, обеспечить условия для  продуктивного  игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Цели, задачи, основные принципы опыта.  

Цель: обеспечить поддержку социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста  средствами игрового проектирования.

Задачи:

1.Создать условия для полноценного игрового взаимодействия детей,  освоения  различных социальных ролей.

2. Развивать положительное отношение ребёнка к себе, уверенность в своих возможностях.

3.Формировать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе (умения устанавливать и поддерживать контакты, воспринимать сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия).

4. Развивать  способность  использовать различные коммуникативные средства общения (визуальные, эмоционально-мимические,  жестовые, словесные) в процессе игрового взаимодействия, моделирования проектных ситуаций.

5.Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада.

Для успешной реализации исследования, в своей деятельности придерживалась следующих принципов:

1. Принцип комплексного и согласованного воздействия - он предполагает сотрудничество воспитателей и  родителей в процессе социализации ребенка.

2. Принцип социальной адаптации - включает формирование у детей  представлений об общечеловеческих ценностях,  уважении к человеку,  труду, культурному наследию, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.

3. Принцип многоаспектности подразумевает сочетание различных направлений деятельности по формированию социальной компетенции дошкольников.

4. Принцип культуросообразности -понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, включающей прошлый опыт воспитания и обучения;приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;

5. Принцип демократизации - взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников;вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса) иучастников макросоциума в организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.

Этапы накопления и систематизации опыта    

 1. организационно-диагностический

- обоснование основных целей и задач , разработка плана реализации;

- изучение  научно-методической литературы, нормативных документов,

 определяющих деятельность ДОУ  по направлению социально-коммуникативного развития  на современном этапе;

- изучение массового и передового опыта работы педагогов;

- подготовка анкетного и диагностического материалов для обследования родителей и детей;

анализ соответствия РППС ДОУ для организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

разработка примерной сетки комплексно-тематического планирования, образовательных игровых проектов.

2 . практико-ориентированный

апробация педагогически целесообразных методов и технологий социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (проектное обучение, социо-игровая технология (авторы А.П.Ершова, В.М. Букатов), технология коллективно-творческих дел (автор И.П.Иванов).

корректировка содержания комплексно-тематического плана, организация и проведение совместных детско-родительских акций, игровых проектов.

3. контрольно-коррекционный

проверка выводов и осмысление результатов опыта, его описание и обобщение.

Этапы и результативность проведения педагогического наблюдения (диагностики).

Для педагогической диагностики социально-коммуникативного развития детей  использовала нормативную карту индивидуального развития авторов Коротковой Н.А., Нежнова П.Г., в основе которой лежит педагогическое наблюдение за игровой и продуктивной деятельностью детей в ходе реализации проектов. Для оценки результативности работы по социально-коммуникативному развитиюза основу были взятыдве сферы:творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой; коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной продуктивной деятельностью. Способность к общению, или коммуникативная инициатива, включает три составляющих: 
мотивационную («я хочу общаться»), когнитивную («я знаю, как общаться»), поведенческую
 («я умею общаться»).

Этапы, сроки проведения

Исследовательские сферы инициативы

Творческая инициатива

наблюдение за сюжетной игрой

Коммуникативная инициатива

наблюдение за совместной деятельностью

1

2

3

1

2

3

Начальный

(октябрь 2015)

15 детей

67%

33%

47%

53%

Промежуточный

(январь 2016)

11%

63%

26%

27%

54%

19%

Итоговый

(май 2016)

3%

39%

58%

2%

68%

40%

Сравнительная диаграмма исследовательской сферы творческой инициативы

 (наблюдение за сюжетной игрой)

Сравнительная диаграмма исследовательской сферы коммуникативной инициативы

(наблюдение за совместной деятельностью)

Срезы за первый год показывают о сохранении низких показателей социально-коммуникативного развития детей:
- недостаточная инициативность в общении;
- предпочтение пассивных ролей;
- невладение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего состояния). 

Практическая база опыта, технологии, совокупности способов и приемов работы

Реализация игровых проектов осуществляется в соответствии с тематическим планом проекта и включает создание проблемно-игровой ситуации, вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, решение игровых  целей и задач.В процессе  проекта все направления  игровой деятельности связаны и осуществляются в комплексе, что позволяет  предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах игровой и творческой деятельности (придумывание собственных игровых сюжетов, их драматизация в процессе наблюдения, НОД, игры в режимных моментах, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения, коллективная продуктивная деятельность детей по изготовлению игровых атрибутов, созданию коллекций, мини-музеев).

Результативность педагогического опыта

Был осуществлен анализ и произведено  обобщение данных нормативной карты развития ребёнка, оформлены значимые результаты. Отслежена положительная динамика в развитии социально-коммуникативных отношений между сверстниками (с 19 % до 40 %), в мотивации к игровой деятельности (с 26 до 58 %). Сопоставление результатов на начальном и итоговом этапах педагогического наблюдения свидетельствует об увеличении количества детей, способных устанавливать контакт со сверстниками, участвовать в обсуждении проблем, находить их решение. Успешно апробирована модель взаимодействия с родителями. Создан банк игровых, исследовательских, творческих проектов, основанных на  интеграции, обеспечивающих взаимодействие всех участников образовательного процесса. Созданы условия для комфортного микроклимата в группе.( приложения)

Активное использование  социоигровых и проектных технологий позволило эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей: способствовало накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей.  Дети стали активны, проявляют интерес к окружающему. Полученные результаты  позволяют говорить об эффективности разработанной системы мероприятий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста и возможности ее  применения в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций.

                                                                                                       

Этапы, сроки проведения

Исследовательские сферы инициативы

Творческая инициатива

наблюдение за сюжетной игрой

Коммуникативная инициатива

наблюдение за совместной деятельностью

1

2

3

        1

2

3

Начальный

(октябрь 2014)

67%

33%

47%

53%

Промежуточный

(январь 2015)

11%

63%

26%

27%

54%

19%

Итоговый

(май 2015)

3%

39%

58%

2%

68%

40%

Начальный

(октябрь 2015)

20 детей (вновь прибывших 10)

20%

50%

30%

13%

67%

10%

Промежуточный

(январь 2016)

12%

59%

29%

13%

71%

16%

                                                                                                                 

                                                                                                               

 Организация взаимодействия с семьей в процессе игрового проектирования.

                                                                                                                                                       Сравнительная диаграмма исследовательской сферы творческой инициативы

(наблюдение за сюжетной игрой)

Сравнительная диаграмма исследовательской сферы коммуникативной инициативы

(наблюдение за совместной игрой)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...

Педагогический опыт по проблеме «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников...

Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о то...