Педагогический опыт. Содержание проблемы и обоснование необходимости их решения.
статья на тему
Педагогический опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt._soderzhanie_problemy_i_obosnovanie_neobhodimosti_ih_resheniya.docx | 95.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт. Содержание проблемы и обоснование необходимости их решения.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Перед вами на слайды обозначены противоречия современной социокультурной среды. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его). Базовый принцип в программе «Радуга» – содействие психическому развитию ребёнка.
Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка, приобщения его к социальному миру остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности. Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. По словам А.В. Запорожца, обучение дошкольников должно проходить в рамках «детских видов деятельности». Таким видом деятельности является игра, как отражение социального способа взаимоотношения с другими людьми. Согласно позиции Л.С. Выготского, «социальный мир и окружающие взрослые являются необходимым условием его развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является». Современные дети стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей, недооценивании педагогом сути противоречия между высоким потенциалом, которым обладают сюжетно-ролевые игры в процессе социализации дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в условиях ДОУ. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы. В нашей группе компенсирующей направленности совместно воспитываются здоровые дети и дети с ОВЗ. Задача педагога - помочь детям с ОВЗ адаптироваться в среде здоровых сверстников, заложить основы социального здоровья - умения гармонично взаимодействовать со сверстниками и другими людьми. В процессе анализа наблюдений за игровым взаимодействием детей группы, выделились следующие проблемы:
- слабое включение детей в игру и незнание игровых ролевых правил
- неумение подкреплять условные действия ролевой речью при организации игровой ситуации
- неспособность некоторых родителей создать условия для гармоничной социализации ребёнка, неумение организовать игру.
Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Активное использование социоигровых и проектных технологий вобразовательном процессе является уникальным инструментом для поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.
Ведущая идея опыта.
Ведущая идея опыта: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в среде здоровых сверстников, обеспечить условия для продуктивного игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Цели, задачи, основные принципы опыта.
Цель: обеспечить поддержку социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста средствами игрового проектирования.
Задачи:
1.Создать условия для полноценного игрового взаимодействия детей, освоения различных социальных ролей.
2. Развивать положительное отношение ребёнка к себе, уверенность в своих возможностях.
3.Формировать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе (умения устанавливать и поддерживать контакты, воспринимать сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия).
4. Развивать способность использовать различные коммуникативные средства общения (визуальные, эмоционально-мимические, жестовые, словесные) в процессе игрового взаимодействия, моделирования проектных ситуаций.
5.Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада.
Для успешной реализации исследования, в своей деятельности придерживалась следующих принципов:
1. Принцип комплексного и согласованного воздействия - он предполагает сотрудничество воспитателей и родителей в процессе социализации ребенка.
2. Принцип социальной адаптации - включает формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях, уважении к человеку, труду, культурному наследию, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
3. Принцип многоаспектности подразумевает сочетание различных направлений деятельности по формированию социальной компетенции дошкольников.
4. Принцип культуросообразности -понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, включающей прошлый опыт воспитания и обучения;приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
5. Принцип демократизации - взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников;вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса) иучастников макросоциума в организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Этапы накопления и систематизации опыта
1. организационно-диагностический
- обоснование основных целей и задач , разработка плана реализации;
- изучение научно-методической литературы, нормативных документов,
определяющих деятельность ДОУ по направлению социально-коммуникативного развития на современном этапе;
- изучение массового и передового опыта работы педагогов;
- подготовка анкетного и диагностического материалов для обследования родителей и детей;
анализ соответствия РППС ДОУ для организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
разработка примерной сетки комплексно-тематического планирования, образовательных игровых проектов.
2 . практико-ориентированный
апробация педагогически целесообразных методов и технологий социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (проектное обучение, социо-игровая технология (авторы А.П.Ершова, В.М. Букатов), технология коллективно-творческих дел (автор И.П.Иванов).
корректировка содержания комплексно-тематического плана, организация и проведение совместных детско-родительских акций, игровых проектов.
3. контрольно-коррекционный
проверка выводов и осмысление результатов опыта, его описание и обобщение.
Этапы и результативность проведения педагогического наблюдения (диагностики).
Для педагогической диагностики социально-коммуникативного развития детей использовала нормативную карту индивидуального развития авторов Коротковой Н.А., Нежнова П.Г., в основе которой лежит педагогическое наблюдение за игровой и продуктивной деятельностью детей в ходе реализации проектов. Для оценки результативности работы по социально-коммуникативному развитиюза основу были взятыдве сферы:творческая инициатива: наблюдение за сюжетной игрой; коммуникативная инициатива: наблюдение за совместной продуктивной деятельностью. Способность к общению, или коммуникативная инициатива, включает три составляющих:
мотивационную («я хочу общаться»), когнитивную («я знаю, как общаться»), поведенческую («я умею общаться»).
Этапы, сроки проведения | Исследовательские сферы инициативы | ||||||
Творческая инициатива наблюдение за сюжетной игрой | Коммуникативная инициатива наблюдение за совместной деятельностью | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
Начальный (октябрь 2015) | 15 детей | 67% | 33% | 47% | 53% | ||
Промежуточный (январь 2016) | 11% | 63% | 26% | 27% | 54% | 19% | |
Итоговый (май 2016) | 3% | 39% | 58% | 2% | 68% | 40% |
Сравнительная диаграмма исследовательской сферы творческой инициативы
(наблюдение за сюжетной игрой)
Сравнительная диаграмма исследовательской сферы коммуникативной инициативы
(наблюдение за совместной деятельностью)
Срезы за первый год показывают о сохранении низких показателей социально-коммуникативного развития детей:
- недостаточная инициативность в общении;
- предпочтение пассивных ролей;
- невладение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего состояния).
Практическая база опыта, технологии, совокупности способов и приемов работы
Реализация игровых проектов осуществляется в соответствии с тематическим планом проекта и включает создание проблемно-игровой ситуации, вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, решение игровых целей и задач.В процессе проекта все направления игровой деятельности связаны и осуществляются в комплексе, что позволяет предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах игровой и творческой деятельности (придумывание собственных игровых сюжетов, их драматизация в процессе наблюдения, НОД, игры в режимных моментах, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения, коллективная продуктивная деятельность детей по изготовлению игровых атрибутов, созданию коллекций, мини-музеев).
Результативность педагогического опыта
Был осуществлен анализ и произведено обобщение данных нормативной карты развития ребёнка, оформлены значимые результаты. Отслежена положительная динамика в развитии социально-коммуникативных отношений между сверстниками (с 19 % до 40 %), в мотивации к игровой деятельности (с 26 до 58 %). Сопоставление результатов на начальном и итоговом этапах педагогического наблюдения свидетельствует об увеличении количества детей, способных устанавливать контакт со сверстниками, участвовать в обсуждении проблем, находить их решение. Успешно апробирована модель взаимодействия с родителями. Создан банк игровых, исследовательских, творческих проектов, основанных на интеграции, обеспечивающих взаимодействие всех участников образовательного процесса. Созданы условия для комфортного микроклимата в группе.( приложения)
Активное использование социоигровых и проектных технологий позволило эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей: способствовало накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Дети стали активны, проявляют интерес к окружающему. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной системы мероприятий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста и возможности ее применения в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций.
Этапы, сроки проведения | Исследовательские сферы инициативы | ||||||
Творческая инициатива наблюдение за сюжетной игрой | Коммуникативная инициатива наблюдение за совместной деятельностью | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
Начальный (октябрь 2014) | 67% | 33% | 47% | 53% | |||
Промежуточный (январь 2015) | 11% | 63% | 26% | 27% | 54% | 19% | |
Итоговый (май 2015) | 3% | 39% | 58% | 2% | 68% | 40% | |
Начальный (октябрь 2015) | 20 детей (вновь прибывших 10) | 20% | 50% | 30% | 13% | 67% | 10% |
Промежуточный (январь 2016) | 12% | 59% | 29% | 13% | 71% | 16% |
Организация взаимодействия с семьей в процессе игрового проектирования.
Сравнительная диаграмма исследовательской сферы творческой инициативы
(наблюдение за сюжетной игрой)
Сравнительная диаграмма исследовательской сферы коммуникативной инициативы
(наблюдение за совместной игрой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...
Консультация для воспитателей "Обоснование необходимости проведения физминуток на занятиях в детском саду"
Физминутка - форма активного отдыха во время малоподвижных занятий...
Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"
•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...
Педагогический опыт по проблеме «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников...
Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи
Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о то...