Проект « Мой родной город»
проект (старшая группа) на тему
Этапы работы над проектом
Методы ознакомления детей
с окружающей деятельностью
Содержание проектной деятельности
по ознакомлению с родным городом с детьми старшего возраста
Анкета выявления интересов и потребностей родителей
Анкета выявления положительной динамики как результата работы
Личностное отношение ребенка к родному городу
Конспект «История родного города»
Викторина «Знай свой город»
Стихи детей о Гагарине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка по теме «Край мой Смоленский» | 65.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Звездочка»
Проект « Мой родной город»
Голубцова Марина Анатольевна
воспитатель
г.Гагарин
2016г.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Проблема: Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой ребёнок проживает, с известными людьми, прославившими город. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Гагарина.
В современное время даже коренные жители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её не важной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой родине.
« Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой родиной, городом Гагариным, в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Актуальность проекта: В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры, Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает корней. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям , детскому саду, к родному краю, родной стране играет огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или без нравственным. То какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.
И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его истории, культуре, природе.
Дошкольник должен прежде осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу.
Задачи проекта:
- Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
- Расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
- Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
- Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Проект « Мой родной город»
Вид проекта: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.
Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги, музыкальный работник.
По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
- Энциклопедичности.
- Краеведческий (региональный).
- Интеграции — установление соотношения между информацией естественно—научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф. Виноградова).
- Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
- Тематический — деление материала на основные темы (циклы).
- Наглядности — условно обозначенный как «принцип айсберга».
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для осуществления данного проекта использовались современные методы к ознакомлению детей с окружающей действительностью:
- методы ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козлова;
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
- методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
- методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков);
- методы ТРИЗ (см. приложение № 1)
Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Формирование разносторонних знаний о рдном городе, любви и бережного отношения к нему
- Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Итог работы
Вопросы к детям
- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
-Что вас удивило?
Что понравилось больше всего?
Воспитательная ценность
У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.
Познавательная ценность
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
Умственная ценность
Расширился и систематизировался объем знаний детей об истории возникновения родного края
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ---------------------------------------------------------------стр.2
Этапы работы над проектом---------------------------------------------------------стр.7
Методы ознакомления детей
с окружающей деятельностью ------------------------------------------------------стр.8
Содержание проектной деятельности
по ознакомлению с родным городом с детьми старшего возраста----------стр.9
Анкета выявления интересов и потребностей родителей--------------------стр.14
Анкета выявления положительной динамики как результата работы-----стр.15
Личностное отношение ребенка к родному городу.---------------------------стр.16
Конспект ООД «История родного города»--------------------------------------стр.18
Викторина «Знай свой город» -----------------------------------------------------стр.24
Стихи детей о Гагарине------------------------------------------------------------- стр.27
Литература-----------------------------------------------------------------------------стр.30
Этапы работы над проектом
I этап подготовительный
- создание информационной тематической базы; анализ теоретических материалов
II этап основной
Система реализации целей и задач проекта: тематический план; конспекты занятий; перспективное планирование;
- сотрудничество с родителями.
- создание предметно-развивающей среды;
Занятия; игры; экскурсии; праздники; встречи с интересными людьми; викторины, выставки; составление схем, карт, макетов
III этап заключительный
-конечная диагностика;
- обобщающая викторина;
- выводы.
Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью
Приложение №1
Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова) | Методы повышения эмоциональ- ной ак- тивности(С.А. Козлова) | Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова) | Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков) | Методы ТРИЗ |
Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логиче- ских задач; экс- периментирование и опыты. | Игровые вооб- ражаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка. | Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде дея- тельности прие- мов и навыков, полученных в других видах де- ятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность. | Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятель- ности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассмат- ривать предметы и явления в дви- жении – прошлое, настоящее, бу- дущее); игровые примеры; юмор, шутка; детское эксперементиро- вание; проблем- ные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения. | Метод проб и ошибок (МП и О); метод проти- воречий; метод морфологическо- го анализа (МА); метод фокаль- ных объектов; метод мозгового штурма; метод синексики; метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный опе- ратор (СО); ресурсы; моделирование |
Содержание проектной деятельности
по ознакомлению с родным городом с детьми старшего возраста
Приложение №2
Тема | Цели | Форма проведения |
«Знаешь ли ты свой город?» «Что такое малая родина?» | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа, анкетирование (приложение 1,3) |
«История родного города» | Познакомить детей с историей города. Рассказать о роли Гжатской пристани, о Ю.Гагарине. Пробудить любовь и гордость к истории города. Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о христианстве. | Занятие |
«Обычаи старого Гжатска» (Торги, ярмарки, смотрины) | Беседы : «Жизненный уклад Гжатчан»; «Как отмечали праздники на Руси»; «Жилье и одежда горожан» (презентация) | |
«Знакомство с символикой города» | Познакомить с символикой города: флагом, гербом. Раскрыть значение государственных символов. | Рисование «Герб города. Аппликация «Флаг города» Дидактическая игра «Выложи герб из фрагментов» |
«Любимый город» | Закрепить знания детей о Гагарине (символика: флаг, герб, местоположение на карте, достопримечательности) | Оформление стенда совместно с родителями Акция с родителями по сбору краеведческой литературы, фотографий, открыток. |
Домашний адрес | Закреплять знания домашнего адреса, | Беседа, проблемные ситуации |
Ближайшее окружение (улицы, парки, скверы, памятные места и др.) | Уточнить, что находится в районе, где находится детский сад. Обратить внимание на различные учреждения: аптека, магазины, музеи. Понаблюдать за работой транспорта, пешеходов. Вспомнить об основных правилах перехода через улицу | Целевая прогулка по близлежащим улицам Составление коллажа «Мой родной город» |
«Угадай, где я нахожусь?» | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города | Дидактическая игра |
«Городские улицы» | Продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города. | Изготовление карты-схемы «Дорога из дома до д/с» (с родителями) Рассказ воспитателя о том, как давали названия улицам Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод» |
«Полюбуйтесь-ка друзья, это улица моя» | Учить передавать красоту родного города | (Фотовыставка) Рисование С/р игры: «Построим улицу города», «Наш театр» |
«Найди отличия» | Сравнивать особенности старого и современного города | Дидактическая игра |
«Центральная улица города» | Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную | Беседа |
«Город будущего» | Построй и придумай названия улицам и объяснить, почему так назвали | Конструирование |
«Двор, о котором мечтаю во сне»; | Коллективная аппликация | |
«Достопримечательности родного города» (памятники, музеи) | Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города. Учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях ,познакомить со стихами о родном городе. | Занятие |
«Как жили наши предки» | Познакомить детей с условиями жизни и бытом в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили, какую утварь использовали, как одевались, что ели и как веселились. | Посиделки в музее |
«Что лишнее?» | Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города. | Дидактическая игра |
«Знаменитые люди города» | Познакомить с биографией знаменитого земляка нашего города. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о Ю.А.Гагарине. Воспитывать уважение и гордость за своего земляка. | Целевая прогулка к школе №1 им. Ю.А.Гагарина . Посещение музея «Школьные годы Ю.А.Гагарина» Дом-музей Гагарина Музей полета первого космонавта» Разучивание стихов |
«Боевая слава нашего народа» | Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего города и памятниками боевой славы. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений исторических фактов. | Экскурсия на мемориал Встреча с ветеранами ВОВ Оформление альбома «Наши прадеды»; |
«Природные и культурные объекты города» | «Места отдыха горожан» | Беседа Рассматривание карты города Беседа «Церкви города» |
«Сделаем наш город чище» | Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество | Выставка поделок сбросового материала совместно с родителями |
Предприятия родного города | познакомить с предприятиями города, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям | Дидактическая игра «Предприятия Гагарина» |
«Все профессии важны»… «Хлебозавод | Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. | Экскурсия Оформление альбома |
«Узнай на вкус» | Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий | Игра |
«Булочная» | Сюжетно – ролевая игра | |
«Почта» «Пожарную часть Сотрудник ДПС | Расширять представления о профессиях родителей, воспитывать уважение к людям труда Продолжать формировать представления о правилах поведения на дорогах (ОБЖ) | Экскурсии Составление книжек-малышек об увиденном; Фотовыставка родителей на рабочем месте. |
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» | Учить детей отличать профессии города от профессий села. | Дидактическая игра |
«Все профессии важны»… | Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда | Сюжетно-ролевые игры |
«Знай и люби родную природу» | Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире района. Вызвать желание больше узнать об особенностях природы , учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Занятие Экскурсия в музей Вечер загадок «Кто у нас живет, что у нас растет?» |
«Цветы и растения» | Изготовление лото совместно с детьми | |
«Птицы Смоленской области » | Формирование знаний о птицах. Поиск необходимой информации совместно с родителями. | Изготовление альбома Вечер загадок |
«Знай свой город» | Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях | Викторина (совместно с родителями) |
«Гагарин спортивный» | Дать детям знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта в родном городе. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом. Рассмотреть символику обозначающую виды спорта. | Экскурсия на стадион, спортивную школу бассейн |
Как мы занимаемся спортом» | Рисунки совместно с родителями | |
«Виды спорта» | Создание альбома (совместно с родителями) | |
«Полезные привычки» | Пропаганда здорового образа жизни | Беседа |
«Гагаринские старты» | Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья | «Спортивные состязания в ФОКе» |
Приложение №3
Анкета выявления интересов и потребностей родителей
- Проявляет ли ваш ребенок интерес к родному городу?
- Как проявляется этот интерес?
- Что именно интересует вашего ребёнка?
- Как часто вы совершаете с ребенком экскурсии по родному городу?
- Были вы с ребенком в музее? (Где?)
- Посещаете ли вы с ребёнком городские праздники?
- Что вы рассказываете ребенку о своем городе?
- Откуда вы получаете знания о родном городе?
- Что есть у вас дома, что помогло бы ребенку приобрести знание о своем городе?
- Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?
- Хотите ли вы сами больше узнать о родном городе?
- Достаточно ли хорошо для своего возраста ваш ребенок знает свой город?
- Для чего вашему ребенку могут пригодиться знания о родном городе?
- Готовы ли вы помочь работе детского сада по ознакомлению детей с родным городом? Какую помощь вы можете оказать детскому саду в вопросе ознакомления с родным городом?
Приложение № 4
Анкета выявления положительной динамики как результата работы
- Расширились ли знания о своем городе? Что вы узнали нового?
- Пригодились ли вам эти знания? Как?
- Увеличились ли знания ребенка? По каким признакам это заметно?
- Сказалось ли увеличение знаний на общем развитии ребенка? Как?
- Уточнились ли ваши знания о том, как можно знакомить ребенка с родным городом? Как вы применяете эти знания на практике?
- Усилился ли интерес ваш и ребенка к родному городу? Как вы это заметили?
- Можете ли вы сказать, что ваш ребенок любит свой город? Как это заметно?
Приложение №5
Личностное отношение ребенка к родному городу.
| Он такой, как все |
| Ты и так о нем много знаешь |
| Они не пригодятся |
| Другой фильм |
| Постоянно жить в нем |
| Тебе это безразлично |
| Он и так достаточно красив |
| Это никогда не случалось |
| Ничего им не говоришь |
| Тебе это не интересно |
| У тебя нет такого желания |
| Пусть это делают другие |
| Тебе это не интересно |
| В корабль и капитанов |
| Это очень трудно |
| Не очень нравится |
| Природе охрана не нужна |
При оценке сравнивается количество вариантов ответов в левой и правой колонках.
Приложение №6
Конспект ООД «История родного города»
Цель: Познакомить детей с историей города . Рассказать о роли Гжатской пристани , о Ю.А.Гагарине Вызвать интерес к истории родного города. Пробудить любовь и гордость к славной истории.
Ход занятия
- Ребята, как называется город, в котором мы живем?
-Правильно, наш город носит имя первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. Что вы можете рассказать о своем городе? Какой наш город? Давайте посмотрим, какой он красивый. (слайды презентации)
-Вы узнаете это место? Кто там был?
-Вы правильно сказали, что наш город красивый, и вы его любите.
Дети: Люблю тебя мой дивный город,
Люблю и летом и зимой,
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной.
Люблю я тихие рассветы
Любимых улиц и дворов,
Люблю широкие проспекты
И перезвон колоколов.
Люблю когда на праздник люди
На площадь главную идут,
А вечером, я знаю, будет
Чудесный, сказочный салют.
-Наш город очень древний. Что значит древний? (предположения детей)
-Древний, это значит, что он возник очень, очень давно.
Когда-то много лет назад на Гжатскую землю пришли люди и начали здесь осваиваться, им очень понравились места, и они здесь поселились. Как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? (предположения детей)
-Люди селились там, где была вода, которая им нужна для питья, приготовления пищи. А где можно было найти воду? (предположения детей)
-Да , вода – это реки. Какая река у нас в городе? В ней водится рыба.
- Как вы думаете, как наш город назывался раньше?
- А раньше, в давние времена наш город назывался Гжатск, т.к. он стоит на реке Гжать. Его основал очень давно, почти 300 лет тому назад великий царь - Петр I.
Он в ту пору правил в Российском государстве. Памятник, которому находится на набережной (показ слайда).
Это был великий и могущественный государь. Он очень много важных, нужных добрых дел сделал для государства Российского.
Одним из таких дел было строительство великого стольного града Санкт-Петербурга. И чем больше и величественней он становился, тем больше нужно было еды, одежды и прочих товаров, чтобы накормить одеть строителей и жителей города.
Но где их взять, ведь в то далекое время в государстве было полное бездорожье. Не было не асфальтных, ни железных дорог. Не было автомобилей, поездов, не летали в небе самолеты. Люди добирались из города в город, из деревни в деревню пешими, да на лошадях. Было это очень долго и неудобно.
Чтобы обеспечить С.-Петербург продовольствием, строительными материалами он искал водные пути, по которым можно было бы ее снабжать всем необходимым.
Внимание его привлекла река Гжать – приток Вазузы. Задумал царь построить водный путь и издал такой указ (слайд) в 1717году
«по рекам Гжати … да по Вазузе…сделать судовой ход, чтобы могли суда с пенькой и с хлебом и с иными товарами ходить без повреждения. Да на тех же реках в пристойных местах сделать амбары».
Ребята знакомо ли вам название реки Гжать? Где она протекает? Глубокая ли она? А какая река бывает весной, когда тает снег и лед? (обобщает ответы детей)
В то далекое время Гжать во время половодья становилась большой, глубокой рекой.(слайд)
Вскоре на Гжати стали строить пристани со складскими помещениями.
Сплав с Гжатской пристани осуществлялся на плоскодонных суднах - барках. Барка – это плоскодонное судно, которое имело 36 метров длины, 8 метров ширины. Поднимала барка 8 тысяч пудов груза. В первой четверти 18 века с Гжатской пристани отходило до полутора тысяч таких барок. Трюм барки был двойной. В верхнем трюме находились грузы, которые везли в С.-Петербург. Это-пенька , рожь, ячмень, овес, сало, говяжьи кожи и многое, многое другое.(Пенька –Это такая крепкая веревка, из которой которой плетут канаты для кораблей и судов.) В нижнем трюме барки собиралась вода и ее вычерпывали через специальное отверстие. Управлялась барка веслами, которых было 6 пар с каждой стороны и одно весло на носовой части и на корме. В С-Петербурге барки разбирались на дрова или на строительные материалы. Они строились для одной поездки. Сплав осуществлялся только одни раз в год по половодью, поскольку река Гжать и в то время была мелкой и плыли барки до С.-Петербурга около месяца.
Когда первый караван гжатских барж с хлебом приплыл к Ладоге, обрадованный царь наградил местных купцов и заявил, что отныне будет считать Гжатск «житницей Петербурга».
-Как вы понимаете «житница Петербурга»? (Предположения детей, обобщить)
Давайте послушаем, как говорится об этом в стихотворении местного поэта Михаила Чекусова
«Житница Петербурга»
1-й ребенок
Среди болот большой и сильный.
В глуши, где мхи ковром лежат,
Стоял сам Петр — глава России,
Пред ним струили воды Гжать
2-й ребенок
Смотрел волнением объятый.
Шептал восторга не тая.
«Ах, как вокруг земля богата,
Да это ж житница моя!»
3-й ребенок
Здесь быть селенью — царь великий
Сказал, метнув на волны взгляд.
Возить зерно, пеньку и лыко,
Отсюда будем в стольный град!
В знак своего расположения он приказал построить на левом берегу Гжати царский дворец из дубовых бревен. Дворец украшал город до 40 годов 19 века, но с течением времени обветшал и был разобран. От Смоленской дороги к дворцу вела аллея. Часть ее с вековыми вязами сохранилась и до наших дней. Она начинается напротив входа в городской парк культуры и отдыха. (Слайд)
Так была основана Гжатская пристань.
Основав ее - царь стал заботиться о заселении ее купцами и мастеровыми людьми. И поехали в Гжатскую пристань купцы со своими семьями. Стали они строить дома, торговлю налаживать. Застроен город был редко каменными домами и чаще деревянными.(слайд)
Из Петербурга купцы везли назад шелк, чай, сахар, да прочего "столишного товару навалом". Все это продавалось на гжатской ярмарке происходившей ежегодно в начале июля и называвшейся Казанской. На ярмарку съезжались купцы из Москвы, Смоленска, Калуги, Дорогобужа, Вязьмы, Ржева, Серпухова, и многих других городов. Здесь можно было видеть самые разнообразные товары, как местного производства, так и привезенные из других областей.(слайд)
В1737 году на главной площади была построена каменная церковь Казанской Божьей матери. Вот как она выглядела тогда и сейчас. (слайды)
В 1780 году Гжатск по указу Екатерины II стал уездным городом и получил герб: застывшую на серебреном поле, готовую к отплытию ладью, груженную хлебом.
К концу 19 века Гжатск представлял собой провинциальный городок 9 тысячами населения. Работали 2 небольших механических завода, один производил плуги для вспашки земли, другой занимался ремонтом различных орудий. Было 3 кирпичных завода, где производились кирпичи для постройки домов.1 пивоваренный завод, где варили пиво, и несколько кожевенных, где выделывали шкуры животных, из которых потом шили одежду и обувь.
Война обрушилась на Гжатск внезапно, как и на всю нашу страну.
В период Великой Отечественной войны Гжатский район явился ареной ожесточенных боев. Гжатск имел большое стратегическое значение, и немцы пытались использовать его как плацдарм для наступления на Москву. Советские войска взломали мощные укрепления противника и 6 марта 1943 г. штурмом овладели Гжатском. За период оккупации Гжатск был превращен в руины: уничтожено 844 жилых дома и 842 (из 862) др. зданий, 9 промышленных предприятий, 4 школы, кинотеатр, 4 клуба, 14 магазинов, больница.
Восстанавливать Гжатск помогала вся страна. Строились школы, учреждения культуры и отдыха.
Через 18 лет название Гжатска услышала вся планета. Майор Юрий Алексеевич Гагарин в один день сделал его знаменитым. С этого дня у города началась новая история. И в 1968 году Гжатск был переименован в город Гагарин в честь первого космонавта, уроженца .
Многие годы в Гжатск приезжали строительные студенческие отряды из разных городов нашего Отечества и даже из-за Рубежа. Деревянные домики постепенно уступали места высоким каменным домам. Появились новые красивые здания в центре города. Студенческие бригады возвели общественные здания (школы, Дом пионеров, поликлинику, типографию), построили спорткомплекс и многие жилые дома, участвовали в реконструкции центральной площади и в сооружении памятника Юрию Гагарину. В городском парке в 1979-81 гг. у главного входа (с ул. Гагарина) поставлен памятник уроженцу города Ф.Ф. Солнцеву, одному из 26 Бакинских комиссаров.
Город начинает расти хорошеть. Давайте посмотрим слайды с изображением нашего города.
Очень красив наш город. Мы здесь родились и очень любим его. Пусть он растет и процветает.
Викторина «Знай свой город»
Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - городе Гагарине через игровую мотивацию.
создать у детей и родителей праздничное, весёлое настроение, вызвать желание соревноваться.
Ход.
Под музыку «Звездный город» дети и родители заходят в зал, рассаживаются.
Ведущая.
У каждого из нас есть маленькая родина – то место, где человек родился и вырос. И если этот человек знает о достопримечательностях города, его традициях, подвигах, гордится своим городом, то про такого человека можно сказать, что он по-настоящему любит свою Родину, считается патриотом своего города.
Сегодня мы, взрослые и дети, на нашей викторине «Знай свой город»
В викторине сегодня участвуют две команды: «Гагаринцы», и «Гжатчане». Это команды не соперников, а друзей, земляков. Команды прошу занять свои места. У каждой команды есть свои капитаны.
Сегодня мы поговорим о нашем городе и выясним, как вы знаете свой город.
Каждой команде придется отвечать на вопросы и выполнять самые разные задания. За правильный ответ вы будите получать жетон та команда, которая наберет больше жетонов – победитель.
Конкурс «Колесо истории» - вопросы к командам на историческую тему.
- .Наш город большой. Он разделен на районы. На какие? (Привокзальный, центр, северный, звероплемхоз, луч) В каком районе вы живете? Почему он так называется?
- Что изображено на гербе нашего города?
- Имя человека, который основал наш город?
- Что первое было построено в нашем городе?
- Что разделяет наш город на 2 части?
- Как называют жителей нашего города?
- Почему наш город так называется?
- Как раньше назывался наш город?
- -Главная улица города?
- -Как называется наш детский садик?
- -Как называется река нашего города
- Как называется церковь на центральной площади?
- Что является символом нашего города?
- Какой памятник стоит в парке?
Конкурс «Капитанов «Выложи герб из фрагментов»
Что изображено на гербе нашего города? Для чего лодка? Для чего пушка? Давайте представим, что вы защитники нашего города и на нас захотел напасть враг. Вы будите стрелять из пушки.
Конкурс «Город будущего»
На большом надувном шаре команды маркерами, рисуют город будущего.
Спортивная пауза.
- Хождение на ходулях (Любимые игры Гагарина)
- Соберем метеориты ( Детям одевают футболки взрослых. Родители стараются как можно больше засунуть под футболку надувных шариков.
Конкурс «Экскурсовод
1 команда. Выберите из фотографий памятники нашего города; расскажите, где они находятся.
2 команда. Выберите из фотографий музеи города; расскажите, как они называются.
Конкурс «Страничка путеводителя»
1 команда. Создает страничку улицы Гагарина (Музеи, памятники и памятные места)
2 команда. Создает страничку улицы Ленина (Музеи, памятники и памятные места)
Жюри объявляет итоги викторины, награждает победителей и участников.
Родина у каждого человека своя, но она для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все.
Здесь в мире мы за годом год
Живем друг другу помогая
И вместе с нами здесь живет
История родного края.
СТИХИ ДЕТЕЙ О ГАГАРИНЕ
***
Весь мир облетел он в ракете «Восток»
Простой деревенский наш паренек.
Известным героем он стать не мечтал,
Мальчишкой, как мы, во сне лишь летал.
Потом он учился и много читал,
И только поэтому летчиком стал.
Успехов добился своим он трудом.
А мы на земле одной с ним живем.
И видим сейчас такие же сны
И этим гордимся — гагаринцы мы.
Иван Архаров 11 лет
***
Вселенная. Космические дали…
Дорогу к ним он первый проложил
Гордимся мы, что жил у нас Гагарин.
И подвигом мы Юры дорожим.
Румянцева Лена
***
В Гагарине родился я
Здесь вырос и учусь,
И земляком известным всем,
От всей души горжусь.
А. Боровков
***
Маленький город на карте земной
Юрий Гагарин прославил весной
Поле и речку, домик и сад
Школу в которой учусь я сейчас.
Может он здесь же за партой сидел?
Может он в это окошко глядел?
Сергей Неродовский
***
Он был веселый и задорный
Его улыбка и тепло
Всем поднимало настроенье,
А небо так к себе влекло.
Ефгшенко Алексей
***
Россия! Родина моя!
Любимая! Прекрасная!
Хочу, чтоб над тобой всегда,
Светило солнце ясное.
Светлана Буюклян
Звездный город"
Слова Михаила Чекусова
1. Под гром войны и перезвон проталин,
Ты сына скромно звездного растил.
Свое он имя доброе - Гагарин
Тебе, как символ славы подарил.
Припев:
Гагарин - город мой благословенный,
Основанный Петром в седых веках,
Повенчан ты Гагаринской Вселенной,
С времен Петра России служишь верно,
И твое имя вечно, как звезда.
- Вся жизнь твоя, как на орбите зыбкой,
Под ласковым Божественным лучом,
Озарена Гагаринской улыбкой,
Овеяна Гагаринским теплом.
Припев.
З. К тебе всегда придут из поколений,
С космической отвагою своей
И космонавты, и Великий Гений -
Конструктор межпланетных кораблей.
Припев.
Литература
- Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
- Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом и страной».
- Гончарова Е. В. «Экология для малышей». Региональная программа экологического воспитания дошкольников.
- Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Технология экологического образования детей старшей (подготовительной к школе) группы ДОУ.
- Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
- Вахрушева А.А, Кочемасова, Е.Е.,Акимова Ю.А., Белова И.К.«Здравствуй мир»
- Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).
- Госсударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
- «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,-№3 за 2010., №11 за 2011г.,№1 за 2012г
- Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
- Земскова-Названова Л. «Люби и знай родной свой край»
- Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
- Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
- Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Куревина О.А.. Селезнева Г.Е Путешествие в прекрасное.
- Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
- Пантелеева Л. В.. «Музей и дети»(5-7 лет). М. 2000год.
- Программы «Детство», «Радуга» Доронова Т. А. , «Развитие» Венгер Л. А., «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др.,
- Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы составители А.В., Л.И.Павлова, Е.В.Круглова, О.В.Шипицина, С.В. Низова .-Волгоград:Учитель, 2011.
- Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. Детям о космосе и Ю. Гагарине-первом космонавте земли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект «Мой родной город Москва»
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой иск...
Проект "Мой родной город Саранск"
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриоти...
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».
Тип проекта: долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...
Проект "Наш родной город - Раменское"
Долгосрочный проект с детьми старшего школьного возраста...
Долгосрочный,совместный,творческо-исследовательский проект "Мой родной город Архангельск"
Цель проекта : обогащение знаний и представлений детей о родном городе ,воспитание гражданско-патриотических чувств. Задачи:1.Дать детям доступные детскому восприятию сведен...
проект "Мой родной город Москва" для детей старшего дошкольного возраста
проект для детей старшего дошкольного возраста...
Проект "Мой родной город - моя малая родина"
По доминирующей деятельности: социальный По продолжительности: краткосрочный По колличеству участников: групповой Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной группы Автор: Бельтюкова Ма...