Проект « Мой родной город»
проект (старшая группа) на тему

Голубцова Марина Анатольевна

Этапы работы над проектом

Методы ознакомления детей

с окружающей деятельностью 

Содержание проектной деятельности

по ознакомлению с родным городом с детьми старшего возраста

Анкета выявления интересов и потребностей родителей

Анкета выявления положительной динамики как результата работы

Личностное отношение ребенка к родному городу

Конспект «История родного города»

Викторина «Знай свой город» 

Стихи детей о Гагарине

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное  учреждение «Детский сад «Звездочка»

              Проект « Мой родной город»

Голубцова Марина Анатольевна

воспитатель

г.Гагарин

                                                                   2016г.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Проблема: Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой ребёнок проживает, с известными людьми, прославившими город. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с родным городом важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре родного города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям города Гагарина.

В современное время даже коренные жители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая её не важной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой родине.

« Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой родиной, городом Гагариным, в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Актуальность проекта: В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры, Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает корней. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям , детскому саду, к родному краю, родной стране играет огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или без нравственным. То какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.

И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его истории, культуре, природе.

Дошкольник должен прежде осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта:

Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу.

Задачи проекта:

  • Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
  • Расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
  • Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
  • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Проект « Мой родной город»

Вид проекта: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.

Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги, музыкальный работник.

По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

  1. Энциклопедичности.
  2. Краеведческий (региональный).
  3. Интеграции — установление соотношения между информацией естественно—научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф. Виноградова).
  4. Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
  5. Тематический — деление материала на основные темы (циклы).
  6. Наглядности — условно обозначенный как «принцип айсберга».
  7. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  8. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
  9. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для осуществления данного проекта использовались современные методы к ознакомлению детей с окружающей действительностью:

  • методы ознакомления детей с социальной действительностью С.А. Козлова;
  • методы, повышающие познавательную активность;
  • методы, направленные на повышение эмоциональной активности;
  • методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
  • методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков);
  • методы ТРИЗ (см. приложение № 1)

Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  • Формирование разносторонних знаний о рдном городе, любви и бережного отношения к нему
  • Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Итог работы

Вопросы к детям

- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

-Что вас удивило?

Что понравилось больше всего?

Воспитательная ценность

У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших  в его создании, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.

Умственная ценность

Расширился и систематизировался объем знаний детей об истории возникновения родного края

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ---------------------------------------------------------------стр.2

Этапы работы над проектом---------------------------------------------------------стр.7

Методы ознакомления детей

с окружающей деятельностью ------------------------------------------------------стр.8

Содержание проектной деятельности

по ознакомлению с родным городом с детьми старшего возраста----------стр.9

Анкета выявления интересов и потребностей родителей--------------------стр.14

Анкета выявления положительной динамики как результата работы-----стр.15

Личностное отношение ребенка к родному городу.---------------------------стр.16

Конспект ООД «История родного города»--------------------------------------стр.18

Викторина «Знай свой город» -----------------------------------------------------стр.24

Стихи детей о Гагарине------------------------------------------------------------- стр.27

Литература-----------------------------------------------------------------------------стр.30

Этапы работы над проектом

I этап   подготовительный

- создание информационной тематической базы; анализ теоретических материалов

II этап  основной

Система реализации целей и задач проекта: тематический план; конспекты занятий; перспективное планирование;

 - сотрудничество с родителями.

- создание предметно-развивающей среды;

Занятия;  игры; экскурсии;  праздники;  встречи с интересными людьми;  викторины,  выставки;  составление схем, карт, макетов

III этап заключительный

-конечная диагностика;

 - обобщающая викторина;

 - выводы.

Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью

Приложение №1

Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова)

Методы повышения эмоциональ- ной ак- тивности(С.А. Козлова)

Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова)

Методы обучения и развития творчества

(Н.Н. Поддьяков)

Методы ТРИЗ

Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логиче- ских задач; экс- периментирование и опыты.

Игровые вооб- ражаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка.

Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде дея- тельности прие- мов и навыков, полученных в других видах де- ятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятель- ности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассмат- ривать предметы и явления в дви- жении – прошлое, настоящее, бу- дущее); игровые примеры; юмор, шутка; детское эксперементиро- вание; проблем- ные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения.

Метод проб и ошибок (МП и О); метод проти- воречий; метод морфологическо- го анализа (МА); метод фокаль- ных объектов; метод мозгового штурма; метод синексики; метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный опе- ратор (СО); ресурсы; моделирование

Содержание проектной деятельности

по ознакомлению с родным городом с детьми старшего возраста

Приложение №2

Тема

Цели

Форма проведения

«Знаешь ли ты свой город?»

«Что такое малая родина?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

Беседа, анкетирование

(приложение 1,3)

«История родного города»

Познакомить детей с историей города. Рассказать о роли Гжатской пристани, о Ю.Гагарине. Пробудить любовь и гордость к истории города.

Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о христианстве.

Занятие

«Обычаи старого Гжатска» (Торги, ярмарки, смотрины)

Беседы :

«Жизненный уклад Гжатчан»;

«Как отмечали праздники на Руси»;

«Жилье и одежда горожан» (презентация)

«Знакомство с символикой города»

Познакомить с символикой города: флагом, гербом.

Раскрыть значение государственных символов.

Рисование «Герб города.

Аппликация «Флаг города»

Дидактическая игра

«Выложи герб из фрагментов»

«Любимый город»

Закрепить знания детей о Гагарине (символика: флаг, герб, местоположение на карте, достопримечательности)

Оформление стенда совместно с родителями

Акция с родителями по сбору краеведческой литературы, фотографий, открыток.

Домашний адрес

Закреплять знания домашнего адреса,

Беседа, проблемные ситуации

Ближайшее окружение (улицы, парки, скверы, памятные места и др.)

Уточнить, что находится в районе, где находится детский сад. Обратить внимание на различные учреждения: аптека, магазины, музеи. Понаблюдать за работой транспорта, пешеходов. Вспомнить об основных правилах перехода через улицу

Целевая прогулка по близлежащим улицам

Составление коллажа «Мой родной город»

«Угадай, где я нахожусь?»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города

Дидактическая игра

«Городские улицы»

Продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

Изготовление карты-схемы «Дорога из дома до д/с» (с родителями)

Рассказ воспитателя о том, как давали названия улицам

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод»

«Полюбуйтесь-ка друзья, это улица моя»

Учить передавать красоту родного города

(Фотовыставка)

Рисование

С/р игры: «Построим улицу города», «Наш театр»

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и современного города

Дидактическая игра

«Центральная улица города»

Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную

Беседа

«Город будущего»

Построй и придумай названия улицам и объяснить, почему так назвали

Конструирование

«Двор, о котором мечтаю во сне»;

Коллективная аппликация

«Достопримечательности родного города» (памятники, музеи)

Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города. Учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях ,познакомить со стихами о родном городе.

Занятие

«Как жили наши предки»

Познакомить детей с условиями жизни и бытом в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили, какую утварь использовали, как одевались, что ели и как веселились.

Посиделки в музее

«Что лишнее?»

Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города.

Дидактическая игра

«Знаменитые люди города»

Познакомить с биографией знаменитого земляка нашего города. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о Ю.А.Гагарине. Воспитывать уважение и гордость за своего земляка.

Целевая прогулка к школе №1 им. Ю.А.Гагарина . Посещение музея «Школьные годы Ю.А.Гагарина»

Дом-музей Гагарина

Музей полета первого космонавта»

Разучивание стихов

«Боевая слава нашего народа»

Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего города и памятниками боевой славы.

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений исторических фактов.

Экскурсия на мемориал

Встреча с ветеранами

ВОВ

Оформление альбома «Наши прадеды»;

«Природные и культурные объекты города»

«Места отдыха горожан»

Беседа

Рассматривание карты города

Беседа «Церкви города»

«Сделаем наш город чище»

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество

Выставка поделок сбросового материала совместно с родителями

Предприятия родного города

познакомить с предприятиями города, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям

Дидактическая игра «Предприятия Гагарина»

«Все профессии важны»…

«Хлебозавод

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Экскурсия

Оформление альбома

«Узнай на вкус»

Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий

Игра

«Булочная»

Сюжетно – ролевая игра

«Почта»

«Пожарную часть

Сотрудник ДПС

Расширять представления о профессиях родителей, воспитывать уважение к людям труда

Продолжать формировать представления о правилах поведения на дорогах (ОБЖ)

Экскурсии

Составление книжек-малышек об увиденном;

Фотовыставка родителей на рабочем месте.

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии города от профессий села.

Дидактическая игра

«Все профессии важны»…

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Знай и люби родную природу»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире района. Вызвать желание больше узнать об особенностях природы , учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Занятие

Экскурсия в музей

Вечер загадок «Кто у нас живет, что у нас растет?»

«Цветы и растения»

Изготовление лото совместно с детьми

«Птицы Смоленской

области »

Формирование знаний о птицах. Поиск необходимой информации совместно с родителями.

Изготовление альбома

Вечер загадок

«Знай свой город»

Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях

Викторина (совместно с родителями)

«Гагарин спортивный»

Дать детям знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта в родном городе. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного города, вызвать желание заниматься спортом. Рассмотреть символику обозначающую виды спорта.

Экскурсия на стадион,

спортивную школу

бассейн

Как мы занимаемся спортом»

Рисунки совместно с родителями

«Виды спорта»

Создание альбома (совместно с родителями)

«Полезные привычки»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа

«Гагаринские старты»

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья

«Спортивные состязания в ФОКе»

Приложение №3

Анкета выявления интересов и потребностей родителей

  1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к родному городу?
  2. Как проявляется этот интерес?
  3. Что именно интересует вашего ребёнка?
  4. Как часто вы совершаете с ребенком экскурсии по родному городу?
  5. Были вы с ребенком в музее? (Где?)
  6. Посещаете ли вы с ребёнком городские праздники?
  7. Что вы рассказываете ребенку о своем городе?
  8. Откуда вы получаете знания о родном городе?
  9. Что есть у вас дома, что помогло бы ребенку приобрести знание о своем городе?
  10. Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?
  11. Хотите ли вы сами больше узнать о родном городе?
  12. Достаточно ли хорошо для своего возраста ваш ребенок знает свой город?
  13. Для чего вашему ребенку могут пригодиться знания о родном городе?
  14. Готовы ли вы помочь работе детского сада по ознакомлению детей с родным городом? Какую помощь вы можете оказать детскому саду в вопросе ознакомления с родным городом?

Приложение № 4

Анкета выявления положительной динамики как результата работы

  1. Расширились ли знания о своем городе? Что вы узнали нового?
  2. Пригодились ли вам эти знания? Как?
  3. Увеличились ли знания ребенка? По каким признакам это заметно?
  4. Сказалось ли увеличение знаний на общем развитии ребенка? Как?
  5. Уточнились ли ваши знания о том, как можно знакомить ребенка с родным городом? Как вы применяете эти знания на практике?
  6. Усилился ли интерес ваш и ребенка к родному городу? Как вы это заметили?
  7. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок любит свой город? Как это заметно?

Приложение №5

Личностное отношение ребенка к родному городу.

  • Ты считаешь, что в твоем городе много интересного, необычного

Он такой, как все

  • Ты хотел бы больше узнать о своем городе

Ты и так о нем много знаешь

  • Ты думаешь, тебе пригодятся знания о своем городе

Они не пригодятся

  • Ты лучше бы посмотрел кино про свой город

Другой фильм

  • Ты хотел бы уехать из своего города, когда вырастешь

Постоянно жить в нем

  • Ты хотел бы узнать каким будет твой горд в будущем

Тебе это безразлично

  • Ты считаешь, что можно сделать твой город красивее

Он и так достаточно красив

  • Случалось ли тебе нанести вред красоте родного города (что-то сломать, намусорить)

Это никогда не случалось

  • Ты останавливаешь сверстников, когда они портят красоту города

Ничего им не говоришь

  • Тебе интересно, как жили люди твоего города в старину

Тебе это не интересно

  • Хотел бы стать знаменитым и прославить свой город

У тебя нет такого желания

  • Ты стал бы защищать свой горд , если бы на него напали враги

Пусть это делают другие

  • Ты хочешь узнать , как и где работают жители твоего города

Тебе это не интересно

  • Ты лучше поиграл бы с друзьями в музей и экскурсоводов

В корабль и капитанов

  • Мог бы стать мэром

Это очень трудно

  • Тебе нравится, что в твой город приезжают туристы

Не очень нравится

  • Ты считаешь, что надо беречь и охранять природу в твоем городе

Природе охрана не нужна

При оценке сравнивается количество вариантов ответов в левой и правой колонках.

Приложение №6

Конспект ООД  «История родного города»

Цель: Познакомить детей с историей города . Рассказать о роли Гжатской пристани , о Ю.А.Гагарине Вызвать интерес к истории родного города. Пробудить любовь и гордость к славной истории.

Ход занятия

- Ребята, как называется город, в котором мы живем?

-Правильно, наш город носит имя первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. Что вы можете рассказать о своем городе? Какой наш город? Давайте посмотрим, какой он красивый. (слайды презентации)

-Вы узнаете это место? Кто там был?

-Вы правильно сказали, что наш город красивый, и вы его любите.

Дети: Люблю тебя мой дивный город,

Люблю и летом и зимой,

И в день осенний ты мне дорог,

И дорог раннею весной.

Люблю я тихие рассветы

Любимых улиц и дворов,

Люблю широкие проспекты

И перезвон колоколов.

Люблю когда на праздник люди

На площадь главную идут,

А вечером, я знаю, будет

Чудесный, сказочный салют.

-Наш город очень древний. Что значит древний? (предположения детей)

-Древний, это значит, что он возник очень, очень давно.

Когда-то много лет назад на Гжатскую землю пришли люди и начали здесь осваиваться, им очень понравились места, и они здесь поселились. Как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? (предположения детей)

-Люди селились там, где была вода, которая им нужна для питья, приготовления пищи. А где можно было найти воду? (предположения детей)

-Да , вода – это реки. Какая река у нас в городе? В ней водится рыба.

- Как вы думаете, как наш город назывался раньше?

- А раньше, в давние времена наш город назывался Гжатск, т.к. он стоит на реке Гжать. Его основал очень давно, почти 300 лет тому назад великий царь - Петр I.

Он в ту пору правил в Российском государстве. Памятник, которому находится на набережной (показ слайда).

Это был великий и могущественный государь. Он очень много важных, нужных добрых дел сделал для государства Российского.

Одним из таких дел было строительство великого стольного града Санкт-Петербурга. И чем больше и величественней он становился, тем больше нужно было еды, одежды и прочих товаров, чтобы накормить одеть строителей и жителей города.

Но где их взять, ведь в то далекое время в государстве было полное бездорожье. Не было не асфальтных, ни железных дорог. Не было автомобилей, поездов, не летали в небе самолеты. Люди добирались из города в город, из деревни в деревню пешими, да на лошадях. Было это очень долго и неудобно.

Чтобы обеспечить С.-Петербург продовольствием, строительными материалами он искал водные пути, по которым можно было бы ее снабжать всем необходимым.

Внимание его привлекла река Гжать – приток Вазузы. Задумал царь построить водный путь и издал такой указ (слайд) в 1717году

«по рекам Гжати … да по Вазузе…сделать судовой ход, чтобы могли суда с пенькой и с хлебом и с иными товарами ходить без повреждения. Да на тех же реках в пристойных местах сделать амбары».

Ребята знакомо ли вам название реки Гжать? Где она протекает? Глубокая ли она? А какая река бывает весной, когда тает снег и лед? (обобщает ответы детей)

В то далекое время Гжать во время половодья становилась большой, глубокой рекой.(слайд)

Вскоре на Гжати стали строить пристани со складскими помещениями.

Сплав с Гжатской пристани осуществлялся на плоскодонных суднах - барках. Барка – это плоскодонное судно, которое имело 36 метров длины, 8 метров ширины. Поднимала барка 8 тысяч пудов груза. В первой четверти 18 века с Гжатской пристани отходило до полутора тысяч таких барок. Трюм барки был двойной. В верхнем трюме находились грузы, которые везли в С.-Петербург. Это-пенька , рожь, ячмень, овес, сало, говяжьи кожи и многое, многое другое.(Пенька –Это такая крепкая веревка, из которой которой плетут канаты для кораблей и судов.) В нижнем трюме барки собиралась вода и ее вычерпывали через специальное отверстие. Управлялась барка веслами, которых было 6 пар с каждой стороны и одно весло на носовой части и на корме. В С-Петербурге барки разбирались на дрова или на строительные материалы. Они строились для одной поездки. Сплав осуществлялся только одни раз в год по половодью, поскольку река Гжать и в то время была мелкой и плыли барки до С.-Петербурга около месяца.

Когда первый караван гжатских барж с хлебом приплыл к Ладоге, обрадованный царь наградил местных купцов и заявил, что отныне будет считать Гжатск «житницей Петербурга».

-Как вы понимаете «житница Петербурга»? (Предположения детей, обобщить)

Давайте послушаем, как говорится об этом в стихотворении местного поэта Михаила Чекусова

«Житница Петербурга»

1-й ребенок

Среди болот большой и сильный.

В глуши, где мхи ковром лежат,

Стоял сам Петр — глава России,

Пред ним струили воды Гжать

2-й ребенок

Смотрел волнением объятый.

Шептал восторга не тая.

«Ах, как вокруг земля богата,

Да это ж житница моя!»

3-й ребенок

Здесь быть селенью — царь великий

Сказал, метнув на волны взгляд.

Возить зерно, пеньку и лыко,

Отсюда будем в стольный град!

В знак своего расположения он приказал построить на левом берегу Гжати царский дворец из дубовых бревен. Дворец украшал город до 40 годов 19 века, но с течением времени обветшал и был разобран. От Смоленской дороги к дворцу вела аллея. Часть ее с вековыми вязами сохранилась и до наших дней. Она начинается напротив входа в городской парк культуры и отдыха. (Слайд)

Так была основана Гжатская пристань.

Основав ее - царь стал заботиться о заселении ее купцами и мастеровыми людьми. И поехали в Гжатскую пристань купцы со своими семьями. Стали они строить дома, торговлю налаживать. Застроен город был редко каменными домами и чаще деревянными.(слайд)

Из Петербурга купцы везли назад шелк, чай, сахар, да прочего "столишного товару навалом". Все это продавалось на гжатской ярмарке происходившей ежегодно в начале июля и называвшейся Казанской. На ярмарку съезжались купцы из Москвы, Смоленска, Калуги, Дорогобужа, Вязьмы, Ржева, Серпухова, и многих других городов. Здесь можно было видеть самые разнообразные товары, как местного производства, так и привезенные из других областей.(слайд)

В1737 году на главной площади была построена каменная церковь Казанской Божьей матери. Вот как она выглядела тогда и сейчас. (слайды)

В 1780 году Гжатск по указу Екатерины II стал уездным городом и получил герб: застывшую на серебреном поле, готовую к отплытию ладью, груженную хлебом.

К концу 19 века Гжатск представлял собой провинциальный городок 9 тысячами населения. Работали 2 небольших механических завода, один производил плуги для вспашки земли, другой занимался ремонтом различных орудий. Было 3 кирпичных завода, где производились кирпичи для постройки домов.1 пивоваренный завод, где варили пиво, и несколько кожевенных, где выделывали шкуры животных, из которых потом шили одежду и обувь.

Война обрушилась на Гжатск внезапно, как и на всю нашу страну.

В период Великой Отечественной войны Гжатский район явился ареной ожесточенных боев. Гжатск имел большое стратегическое значение, и немцы пытались использовать его как плацдарм для наступления на Москву. Советские войска взломали мощные укрепления противника и 6 марта 1943 г. штурмом овладели Гжатском. За период оккупации Гжатск был превращен в руины: уничтожено 844 жилых дома и 842 (из 862) др. зданий, 9 промышленных предприятий, 4 школы, кинотеатр, 4 клуба, 14 магазинов, больница.

Восстанавливать Гжатск помогала вся страна. Строились школы, учреждения культуры и отдыха.

Через 18 лет название Гжатска услышала вся планета. Майор Юрий Алексеевич Гагарин в один день сделал его знаменитым. С этого дня у города началась новая история. И в  1968 году Гжатск был переименован в город Гагарин в честь первого космонавта, уроженца .

Многие годы в Гжатск приезжали строительные студенческие отряды из разных городов нашего Отечества и даже из-за Рубежа. Деревянные домики постепенно уступали места высоким каменным домам. Появились новые красивые здания в центре города. Студенческие бригады возвели общественные здания (школы, Дом пионеров, поликлинику, типографию), построили спорткомплекс и многие жилые дома, участвовали в реконструкции центральной площади и в сооружении памятника Юрию Гагарину. В городском парке в 1979-81 гг. у главного входа (с ул. Гагарина) поставлен памятник уроженцу города Ф.Ф. Солнцеву, одному из 26 Бакинских комиссаров.
Город начинает расти хорошеть. Давайте посмотрим слайды с изображением нашего города.

Очень красив наш город. Мы здесь родились и очень любим его. Пусть он растет и процветает.

Викторина «Знай свой город»
Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - городе Гагарине через игровую мотивацию.
создать у детей и родителей праздничное, весёлое настроение, вызвать желание соревноваться.

Ход.

Под музыку «Звездный город» дети и родители заходят в зал, рассаживаются.

Ведущая.

У каждого из нас есть маленькая родина – то место, где человек родился и вырос. И если этот человек знает о достопримечательностях города, его традициях, подвигах, гордится своим городом, то про такого человека можно сказать, что он по-настоящему любит свою Родину, считается патриотом своего города.

Сегодня мы, взрослые и дети, на нашей викторине «Знай свой город»

В викторине сегодня участвуют две команды: «Гагаринцы», и «Гжатчане». Это команды не соперников, а друзей, земляков.  Команды прошу занять свои места. У каждой команды есть свои капитаны.

Сегодня мы поговорим о нашем городе и выясним, как вы знаете свой город.

Каждой команде придется отвечать на вопросы и выполнять самые разные задания. За правильный ответ вы будите получать жетон та команда, которая наберет больше жетонов – победитель.

Конкурс «Колесо истории» - вопросы к командам на историческую тему.

  1. .Наш город большой. Он разделен на районы. На какие? (Привокзальный, центр, северный, звероплемхоз, луч) В каком районе вы живете? Почему он так называется?
  2. Что изображено на гербе нашего города?
  3. Имя человека, который основал наш город?
  4. Что первое было построено в нашем городе?
  5. Что разделяет наш город на 2 части?
  6. Как называют жителей нашего города?
  7. Почему наш город так называется?
  8. Как раньше назывался наш город?
  9. -Главная улица города?
  10. -Как называется наш детский садик?
  11. -Как называется река нашего города
  12. Как называется церковь на центральной площади?
  13. Что является символом нашего города?
  14. Какой памятник стоит в парке?

Конкурс «Капитанов «Выложи герб из фрагментов»

Что изображено на гербе нашего города? Для чего лодка? Для чего пушка? Давайте представим, что вы защитники нашего города и на нас захотел напасть враг. Вы будите стрелять из пушки.

Конкурс «Город будущего»

На большом надувном шаре команды маркерами, рисуют город будущего.

Спортивная пауза.

  • Хождение на ходулях (Любимые игры Гагарина)
  • Соберем метеориты ( Детям одевают футболки взрослых. Родители стараются как можно больше засунуть под футболку надувных шариков.

Конкурс «Экскурсовод

1 команда.  Выберите из фотографий памятники нашего города; расскажите, где они находятся.

2 команда. Выберите из фотографий музеи города; расскажите, как они называются.

Конкурс «Страничка путеводителя»

1 команда.  Создает страничку улицы Гагарина (Музеи, памятники и памятные места)

2 команда.  Создает страничку улицы Ленина (Музеи, памятники и памятные места)

Жюри объявляет итоги викторины, награждает победителей и участников.

Родина у каждого человека своя, но она для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все.

Здесь в мире мы за годом год

Живем  друг другу помогая

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

СТИХИ ДЕТЕЙ О ГАГАРИНЕ

***

Весь мир облетел он в ракете «Восток»

Простой деревенский наш паренек.

Известным героем он стать не мечтал,

Мальчишкой, как мы, во сне лишь летал.

Потом он учился и много читал,

И только поэтому летчиком стал.

Успехов добился своим он трудом.

А мы на земле одной с ним живем.

И видим сейчас такие же сны

И этим гордимся — гагаринцы мы.

Иван Архаров 11 лет

***

Вселенная. Космические дали…

Дорогу к ним он первый проложил

Гордимся мы, что жил у нас Гагарин.

И подвигом мы Юры дорожим.

Румянцева Лена

***

В Гагарине родился я

Здесь вырос и учусь,

И земляком известным всем,

От всей души горжусь.

А. Боровков

***

Маленький город на карте земной

Юрий Гагарин прославил весной

Поле и речку, домик и сад

Школу в которой учусь я сейчас.

Может он здесь же за партой сидел?

Может он в это окошко глядел?

Сергей Неродовский

***

Он был веселый и задорный

Его улыбка и тепло

Всем поднимало настроенье,

А небо так к себе влекло.

Ефгшенко Алексей

***

Россия! Родина моя!

Любимая! Прекрасная!

Хочу, чтоб над тобой всегда,

Светило солнце ясное.

Светлана Буюклян

Звездный город"

Слова Михаила Чекусова

1. Под гром войны и перезвон проталин,
Ты сына скромно звездного растил.
Свое он имя доброе - Гагарин
Тебе, как символ славы подарил.

Припев:

Гагарин - город мой благословенный,
Основанный Петром в седых веках,
Повенчан ты Гагаринской Вселенной,
С времен Петра России служишь верно,
И твое имя вечно, как звезда.

  1. Вся жизнь твоя, как на орбите зыбкой,
    Под ласковым Божественным лучом,
    Озарена Гагаринской улыбкой,
    Овеяна Гагаринским теплом.

    Припев.

    З. К тебе всегда придут из поколений,
    С космической отвагою своей
    И космонавты, и Великий Гений -
    Конструктор межпланетных кораблей.

    Припев.

Литература

  1. Алёшина Н. В.  «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
  2. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом и страной».
  3. Гончарова Е. В. «Экология для малышей». Региональная программа экологического воспитания дошкольников.
  4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Технология экологического образования детей  старшей (подготовительной к школе) группы ДОУ.
  5. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
  6. Вахрушева А.А, Кочемасова, Е.Е.,Акимова Ю.А., Белова И.К.«Здравствуй мир»
  7. Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).
  8.  Госсударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
  9. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
  10.  «С  чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
  11. Журнал «Дошкольное воспитание»,  №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,-№3 за 2010., №11 за 2011г.,№1 за 2012г
  12. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
  13. Земскова-Названова Л. «Люби и знай родной свой край»
  14. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
  15.  Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
  16. Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  17. Куревина О.А.. Селезнева Г.Е Путешествие в прекрасное.
  18. Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
  19. Пантелеева Л. В..  «Музей и дети»(5-7 лет). М. 2000год.
  20. Программы «Детство», «Радуга» Доронова Т. А.  , «Развитие» Венгер Л. А.,  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др.,
  21. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы составители А.В., Л.И.Павлова, Е.В.Круглова, О.В.Шипицина, С.В. Низова .-Волгоград:Учитель, 2011.
  22. Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. Детям о космосе и Ю. Гагарине-первом космонавте земли  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект «Мой родной город Москва»

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и  программы, никакой иск...

Проект "Мой родной город Саранск"

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриоти...

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

Проект "Наш родной город - Раменское"

Долгосрочный проект с детьми старшего школьного возраста...

Долгосрочный,совместный,творческо-исследовательский проект "Мой родной город Архангельск"

  Цель проекта : обогащение знаний и представлений детей о родном городе ,воспитание гражданско-патриотических чувств.    Задачи:1.Дать детям доступные детскому восприятию сведен...

проект "Мой родной город Москва" для детей старшего дошкольного возраста

проект для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Мой родной город - моя малая родина"

По доминирующей деятельности: социальный По продолжительности: краткосрочный По колличеству участников: групповой Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной группы Автор: Бельтюкова Ма...