Проект "Мой родной город - моя малая родина"
проект (подготовительная группа) по теме

По доминирующей деятельности: социальный

По продолжительности: краткосрочный

По колличеству участников: групповой

Участники проекта: дети и воспитатели подготовительной группы

Автор: Бельтюкова Мария Николаевна, воспитатель МАДОУ №15, г. Томск

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_proekt_dlya_ns_portal.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «Мой родной город- моя малая родина»

Групповой, краткосрочный

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели

Автор: Бельтюкова Мария Николаевна, воспитатель МАДОУ №15, г. Томск

Проблема: дети мало знают о родном городе. Томск- город студенческий, здесь много молодых семей, где родители являются приезжими из других регионов и городов и сами имеют недостаточно знаний о городе, в котором сейчас живут и где родились их дети. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Соответственно  дети не владеют достаточной информацией.

Актуальность: каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым  городом  является то место, где человек родился и вырос. Для формирования  у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

 Не имея достаточного количества знаний, трудно  сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок  с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. 

Цель проекта:  

- расширение знания детей о родном городе;

- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;  

- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.

Задачи:

1. Формировать представления детей о родном городе.

2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.

3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.

5. Расширить знания детей о растительном и животном мире Томской области.

6. Развивать у детей  связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Гипотеза проекта: в результате целенаправленной и системной работы по расширению

знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям,  воспитываются  

любовь и уважение, а так же  привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому

осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма

 Этапы реализации проекта.

1. Концептуальный - обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.

2. Подготовительный

- Изучение методической литературы;

- Составление перспективного плана;

- Создание развивающей среды;

- Подбор игр и оборудования.

3.Формирующий -  деятельность в соответствии с тематическим планированием.

4. Итоговый - оценка уровня усвоенных  знаний о родном городе, сформированности нравственно-патриотических чувств.

     

Содержание проектной деятельности.

1 День ( понедельник, 25 ноября)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность ( коммуникативная) «Знаешь ли ты свой город?» ( с использованием иллюстраций «Виды города») Цели: - выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы: - Как называется город, в котором ты живёшь?

- Почему он так называется?

- Что является центром нашего города?

- Как называется эта площадь?

- В нашем городе много памятников, назови их.

- Чем отличается город от деревни?

- Где в городе люди лечатся?

- Где покупают продукты, лекарства? Где отправляют и получают посылки?

- Назови свой адрес

2) НОД Коммуникация. Развитие речи . Обучение рассказыванию «Город в котором я живу» Цели: - активизировать речевой материал по теме «Город»

- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;

- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах

- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память

3) Образовательная деятельность в режимных моментах Традиция «Утро радостных встреч» Детей встречает игрушка- инопланетянин. Расспрашивает детей, в какой стране и городе  они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе.

Цель: - выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире

4) Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.

    - настольные игры- пазы  с видами Томска

    - рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.

Вторая половина дня. 

1). Групповая/подгрупповая деятельность

     1. Коммуникативная. Д/и «Расскажи о родном городе,: какой он, г. Томск»

      Цели: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу

     2. ЧХЛ. Познавательное сообщение «Знаете ли вы, почему Томск так назвали?»

2) Образовательная деятельность в режимных моментах

    Д/И «Мы- строители города» (работа с контурной картой) Цели: - ознакомление с контурной картой города; - развития творческого потенциала

Ход игры: - предложить детям на карте «построить» город и стадион, расположить пляж, очистные сооружения, «распахать» поля; - учить размещать всё на карте при помощи определённых значков

3) Работа с родителями: Консультация «Улицы родного города»

2 День ( Вторник, 26 ноября)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

   1. 1. Коммуникативная. Рассказ- беседа об истории возникновения родного города.      

        Цели: - закреплять знания детей о Томске, - познакомить с историей возникновения  

        родного города и его основателем

  1. Познавательно- исследовательская. Развивающая игра «Путешествие»

      Цели: - при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей  

      города  Томска ; - воссоздать макет города который виден со стороны реки Томи

2) Образовательная деятельность в режимных моментах

     1. Д/И «Сложи картинку и назови» (виды города Томска)

     2. Познавательно- исследовательская ( работа с контурной картой)

         Цели:- познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по  

         цветам на карте расположены равнины (зелёный), горы (коричневый), реки и  

        водоёмы ( голубой)

  3) НОД. Рисование « Город, в котором я живу. Мой район, мой дом»

       Цели: - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения

        - побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности

         (цвет- форма)

Вторая половина дня. 

1).  Образовательная деятельность в режимных моментах . Коммуникативная. Беседа «Музеи Родного Города» Цель: - вспомнить какие бывают музеи, для чего их создают

- рассказать о тех людях, которые создавали музеи и дарили им свои коллекции

- поговорить о музеях, что расположены недалеко от детского сада

2) Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми посетить «Томский Краеведческий Музей»

3 День ( Среда, 27 ноября)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

   1. Коммуникативная. Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»

     Цель: - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города,

     своего домашнего адреса.

   2. Познавательно- исследовательская. Составление схемы улицы, где находится  

       наш детский сад.

2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).

3) НОД. Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад»

Цели: - расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад; – учить работать коллективно, обсуждать детали работы; - развивать воображение.

Вторая половина дня. 

1) СРИ «Улицы родного города»  Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, фабрика, аптека, милицейский участок, почта, детский сад);

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры

2) Д/и «Сложи памятник».

3) Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам нашего города.

4 День (Четверг, 28 ноября)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

    1.  Коммуникативная. Рассказ детей об интересных местах города Томска, где они уже  

        успели побывать

    2. ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном городе.

2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг о Томске "Деревянная архитектура Томска", «Томские просторы"

3) НОД. Познание Социализация  « История возникновения родного города»

Цели: - закреплять знания детей о родном городе; - познакомить с историей возникновения города и его основателем; - воспитывать интерес к истории родного края

Вторая половина дня. 

1) Познавательно- исследовательская  « Составление Красной книги родного края»

Цель: - рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в Томской области

2) Коммуникативная. Беседа: " Что интересного увидели и запомнили при посещении Тимирязевского музея Леса "

3) Рисование на тему   « Животные родного края»

4) Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.

5 День ( Пятница, 29 ноября)

Первая половина дня

1) Групповая/подгрупповая деятельность

 Коммуникативная. Составление и отгадывание загадок на тему « мои любимые места в  городе Томске

2) Самостоятельная деятельность детей.

 Познавательно- исследовательская. Рассматривание иллюстраций промышленных объектов нашего города

3) Поездка на экскурсию по городу « Томск в Легендах и Сказаниях»

Вторая половина дня. 

1) Коммуникативная. Беседа «Что больше всего мне запомнилось и понравилось сегодня на экскурсии по городу Томску»

2) ЧХЛ Познавательная сказка  Цель: - слушание сказок и заучивание малых жанров устного – народного творчества из сборника «В некотором царстве» фольклор для детей Томской Области

3) Продуктивная. Изготовление альбома «Мой город»

4) Д/и «Угадай, где я нахожусь».

Ожидаемые результаты:

- сформированность у детей представлений о родном городе

- закрепление знаний о названиях улиц, районов, ближайших социальных учреждениях

- знания о растительном и животном мире Томской области

- сформированность представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города

- умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;

- умение ориентироваться по карте – схеме города.

.

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.

 

Список использованной литературы:

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.

2. Заплавный, С. А. Рассказы о Томске. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во,

1984. – 407, [7] с.: ил.

3. История названий томских улиц / отв. ред. Г. Н. Старикова. – 2-е изд-е,

доп. и испр. – Томск: D.Print, 2004. – 401 с.: ил.

4. Легенды о Томске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mistland.ru/2010/08/legendy-o-tomske/, свободный.

5. Наш город родной: исторические и памятные места Томска / М. И.

Чугунов, В. А. Соловьева. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. –

210 с.

6. Познакомьте ребенка с родным городом: консультация для воспитателей

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac117.htm, свободный.

7. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического  воспитания. Дошкольное воспитание 2003,  №6,  с.45-55.

8. Экологическая Азбука для дошкольников и младших школьников "Животные Красной книги Томской области"   С.В. Шаляпин [Электронный ресурс]. – Режим доступа

http://ecoclub.nsu.ru/isar/books/edubook6/2-12.htm, свободный

9. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика,  2006,  №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой родной город Новоалександровск малая родина Ставропольский край " (региональный компанент)

Вид проекта позновательно-исследовательский , кратковременный, база внедрения МДОУЦРР Д/С №28 " КРАСНАЯ ШАПОЧКА"  В соответствии с ФГОС ДО приоритетное направление (ОО) " Сциально- коммуникативно...

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Кузбасс - наш родной край, наша малая Родина»

Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.Образовательные задачи:·...

«Мой родной город – моя малая родина».

Презентация: "Мой родной город - моя малая Родина" ....

Проект "Мое родное село - моя малая родина"

Проектная деятельность в ДОУ на тему "Мое родное село - моя малая родина" (календарное планирование совместной деятельности взрослого и детей в рамках проектной деятельности)...

Проект "Мой родной город - моя малая Родина"

Проект для детей подготовительного к школе возраста на тему: "Мой родной город - моя малая Родина!"....

Открытое занятие: "Путешествие по родному краю. Моя малая родина город Гусиноозерск"

Открытое занятие: "Путешествие по родному краю. Моя малая родина город Гусиноозерск"...