Аналитический совет по сохранению жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса
материал на тему

Нагимова Лиана Мансуровна

тема: "Практика работы дошкольных образовательных учреждений города по формированию здоровья детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebenka_v_dou.docx47.41 КБ
PDF icon na_seminar_po_zdorovyu.pdf2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитание здорового ребенка в детском саду

“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В.А.Сухомлинский

“Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто” - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Это, не считая хронических заболеваний. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписание В.В.Путиным Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду имеется спортивный зал, в котором  регулярно проводятся  физкультурные занятия с применением новейших разработок и современного педагогического опыта. Инструкторы по физической культуре 1 раз в месяц проводят спортивные досуги и развлечения по разной тематике, участвуют с воспитателями в веселых стартах. Проводят большую работу по привлечению родителей для участия вместе с детьми в спортивных мероприятиях детского сада и города. На протяжении трех лет наша команда детского сада «Маугли» занимает первое место в городских соревнованиях «Губернаторские состязания».

 В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь (баскетбольный щит, волейбольная сетка, шведская стенка, дорожки различной функциональной значимости, нетрадиционное оборудование и др.) для физической активности детей. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Для оздоровления дошкольников в детском саду функционирует бассейн и фитобар. Бассейн дети посещают  с 3-х лет, где под контролем медсестры и инструктора по плаванию проходят занятия с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями на расслабление мышц позвоночника. Дети обучаются плаванию в стиле «брасс» и «кроль». Фигурное плавание в кружке «Рисунки на воде», представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому наш инструктор использует только элементы. Работу она строит в тесном контакте с музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, что способствует не только физическому, но и эмоционально-художественному развитию ребенка. Цель работы кружка: объединить все вышеперечисленные навыки детей одним общим, красивым рисунком на воде. Кружок проводится один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин.

Закрытый бассейн является одним из наиболее сильных по действию водных методов закаливания, используемых в течение круглого года. Благодаря тому, что вода в бассейне обрабатывается при помощи озона, а не хлора, резко увеличилось количество детей, посещающих бассейн. Дети, кто в течение года стабильно посещают бассейн, отмечается резкое снижение количество простудных заболеваний в 3-4 раза, заболеваний бронхолегочной патологии и носоглотки. Благодаря тому, что во время занятий в бассейне усиливается формированный вдох, за счет чего кислород глубоко проникает в легочную ткань, происходит очищение мельчайших бронхов от слизи. Кроме того, успокаивающее действие воды улучшает психоэмоциональное самочувствие ребенка.

 После посещения бассейна дети проходят в уютно оборудованный фитобар, где пьют фиточай, который заваривает медсестра бассейна по рецептам, разработанным врачом детского сада. Это общеукрепляющие, противовоспалительные, отхаркивающие, сосудоукрепляющие сборы из трав (не более 3-х видов). Сборы чередуются или заменяются отварами шиповника.

Результатом этого оздоровительного комплекса является закаливание детского организма, повышение его иммунологического свойства, улучшение адаптации к разнообразным условиям внешней среды, повышения общего тонуса организма и увеличение его выносливости.

На территории детского сада имеется спортивная площадка, оборудования с металлическими конструкциями, полоса препятствий, яма для прыжков, баскетбольные щиты для двигательной и игровой активности. Также имеется «Тропа здоровья», целью которой является оздоровление детей и приобщение их к здоровому образу жизни через использование естественных природных факторов в летний период. Занятия-тренинги проводятся ежедневно по 20 минут, начиная 3-х летнего возраста. На первом этапе дети делают разминку, затем с различными приспособлениями  или оборудованием идут по маршруту: ходьба по пенькам, колючему коврику, гальке, мостику (выпуклой поверхности), бревнам, следам, шишкам, песку, пенькам, керамзитной крошке, мху. Прохождение маршрута не менее 2-х раз.  Затем с детьми проводятся релаксационное упражнение «Отдыхаем». Заключительный этап занятия-тренинга – игры на асфальте.

Максимально используется территория участка для организации подвижных игр детей и ведения образовательной деятельности.

Основными задачами нашего детского сада являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия, плавание).

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы

Основными задачами, которые ставит перед собой учебно-оздоровительный блок, являются следующие:

  1. Общее укрепление организма, повышение сопротивляемости и выносливости к вредным факторам внешней среды в условиях Крайнего Севера.
  2. Обеспечение гармоничного роста и развития ребенка.
  3. Улучшение общего состояния и самочувствия детей.
  4. Снижение заболеваемости среди детей и сотрудников.
  5. Укрепление психоэмоциональной сферы детей.
  6. Осуществление коррекции патологического и предпатологического состояния опорно-двигательной системы у детей.

Для осуществления этих задач в детском саду имеется медицинский кабинет для работы с документацией, процедурный кабинет, кабинет врача, зал для ЛФК,кабинет для массажа; кабинет логопеда, кабинет психолога, зимний сад.

Вся работа медико-педагогического коллектива делится на следующие основные направления:

  1. Профилактическое.
  2. Лечебно-оздоровительное.
  3. Реабилитационное.
  1. Важнейшее направление в работе детского сада – осуществление профилактических мероприятий. Что сюда входит?
  1. За две недели до поступления детей в ясли-сад проводится беседа с их родителями о психоэмоциональной подготовке ребенка, об основных режимных моментах в дошкольном учреждении. Знакомство ребенка с детским садом начинается с  медицинского кабинета: врач проводит полный осмотр малыша, дает оценку его здоровья и назначает план профилактических оздоровительных мероприятий на адаптационный период. В детском саду используется ступенчатая система адаптации – начиная с двух часов пребывания ребенка в группе и до полного рабочего дня (в течение 2-4 недель), подходя к каждому ребенку индивидуально, с целью уменьшения действия стрессового фактора на организм. Тем самым сократив количество вирусных и простудных заболеваний на период адаптации.
  2. С целью повышения сопротивляемости организма к вредным условиям внешней среды, со всеми детьми проводятся закаливающие процедуры с использованием природных факторов: солнца, воздуха и воды.

В ясельных группах используется щадящий «рижский» метод. В младших группах применяются комбинированные методы закаливания: хождение босиком с контрастным обливанием стоп и голеней. Начиная со средней группы, добавляются «растирание варежкой», «вентилятор» и др.

Методы закаливания ежегодно обновляются, усложняются для каждой группы индивидуально. При помощи закаливающих мероприятий у детей улучшается настроение, самочувствие, появляется устойчивость к охлаждению. Утренний прием детей, если позволяют погодные условия, происходит также на улице, где проводится гимнастика с  дыхательными элементами. Благодаря прогулке ребенок становится более уравновешенным, спокойным, улучшается сон.

Для профилактики ангин и простудных заболеваний ротоносоглотки в течение всего года ежедневно дети полощут рот и горло водой комнатной температуры с использованием настоек календулы, эвкалипта, ромашки. Полоскание горла проводится после обеда. А в период вспышки гриппа и простудных инфекций 2-3 раза в день.

3. Важным фактором, обеспечивающим общую резистентность растущего организма ребенка, является рациональное, сбалансированное по белкам, жирам и углеводам питание, с достаточным содержанием в рационе витаминов, минеральных солей, микроэлементов, фитонцидов. Большое значение имеет регулярное употребление свежих овощей и фруктов. За меню и работу пищеблока отвечает старшая медсестра и врач детского сада. В течение всего года проводится витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой. Меню составляется с учетом совместимости продуктов. Постоянно введен второй завтрак в 10 часов в виде приема в весенне-летний период соков.

В течение всего года дети получают достаточное количество овощей и фруктов; а также поливитамины в виде ревита, гексавита, аскорбиновой кислоты с учетом возрастных дозировок. Круглый год добавляется в пищу свежий лук и чеснок.

4. Начиная со старших групп все занятия, в том числе и на компьютерах, проходят с использованием методики Базарного. Проводится гимнастика для снятия напряжения мышц глазного яблока в условиях укороченного светового дня.

Постоянно в течение года 1-2 раза в день все дети получают точечный самомассаж с целью повышения иммунобиологической сопротивляемости организма.

  1. За соблюдением санэпидрежима, кварцеванием, проветриванием групп и на пищеблоке отвечает старшая медицинская сестра.
  2. Ежедневно врачом и медсестрой по долечиванию ведется утренний прием детей после больничных листов на котором отслеживаются и выводятся дети с острым периодом заболевания. С этой целью и целью своевременного назначения профилактических мероприятий для предотвращения заболевания проводится ежедневное утреннее посещение групп врачом.

Во время вспышек ОРВИ, гриппа, инфекционных заболеваний воспитателями проводятся утренние «фильтры» с измерением температуры тела, осмотром кожных покровов.

С целью выявления предпатологических состояний у детей 2 раза в год проходит профилактический осмотр врачом детского сада и один раз в год углубленный осмотр узкими специалистами.

Врачом и прививочной медсестрой в течение всего года проводятся плановые прививочные мероприятия с целью профилактики детских инфекционных заболеваний. А также прививки по эпидемическим показаниям.

С целью знакомства родителей со всеми профилактическими и закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду, а также эпидемиологической обстановкой в группах оформлены «Уголки здоровья».

Одним из эффективных профилактических методов является посещение заведующей детским садом, врачом и медсестрами родительских собраний.

Благодаря проведению таких собраний решаются основные проблемы связанные, например, с тем, что наибольший процент начала заболеваний приходится на выходные дни. Сокращаются количество больничных листов и сроки пребывания на них. Улучшается посещаемость детей. Отсеиваются те дети, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад стабильно.

6. Одним из направлений профилактической деятельности в детском саду является санпросвет работа с коллективом детского сада, проводимая врачом и медицинскими сестрами. Это, прежде всего ежемесячный выход врача на педсоветы с докладом об оценке заболеваемости на текущий период по группам и в целом по саду, сравнительной характеристикой с периодом предыдущих годов, причинах роста или снижения заболеваемости. Выступление старшей медсестры о санитарном состоянии в группах, о всех замечаниях по режимным моментам. Ознакомление всего коллектива детского сада на общих собраниях с профилактическими мероприятиями и требованиями по технике безопасности и охране здоровья детей на данный временный период заведующей детским садом и врачом. Регулярное проведение лекций врачом и медицинскими работниками на темы профилактики и лечения наиболее опасных заболеваний таких, как ВИЧ-инфекция, гепатиты, кишечные инфекции, грипп, туберкулез и т.д. Обучение оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях: обморожение, судорогах, аспирации инородным телом и т.д.

7. Неотъемлемым разделом профилактической работы в детском саду является непрерывная и тесная связь с деятельностью детской поликлиники. Это, прежде всего, регулярное посещение всех лекций, конференций, собраний, выездных циклов усовершенствования, организованных детской поликлиникой или руководством Управлением образования с приглашением представителей от детской поликлиники г. Когалыма или других городов.

  1. Следующее направление работы медицинского коллектива  детского сада «Маугли» – это лечебно-оздоровительное. К нему относится:
  1. Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.
  2. Правильная и четкая формулировка диагнозов с адекватным и рациональным комплексом лечебных мероприятий детям, находящимся на амбулаторном лечении и в детском саду.
  3. Диспансеризация частоболеющих и детей с хроническими заболеваниями.
  1. Следующее направление работы – это реабилитационное, т.е. реабилитация детей после перенесенных острых или обострения хронических заболеваний в периоде остаточных явлений.

В зале проводится лечебная физкультура и массаж – наиболее значимые при реабилитации процедуры, поскольку они эффективны при различных заболеваниях и показаны всем детям. Дети с заболеваниями опорно-двигательной системы 2 раза в год по 10 сеансов получают массаж и посещают занятия ЛФК.

Лечебная физкультура и массаж дают возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показаны всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Лечебная физкультура и массаж оказывают:

  1. общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
  2. осуществляют своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояния;
  3. формируют и закрепляют навыки правильной осанки;
  4. повышают неспецифическую сопротивляемость организма.

Организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно-оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении показателей заболеваемости и улучшении физического развития детей.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

Профилактика

  1. Точечный массаж по методу Уманской
  2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
  3. Комплексы по профилактике плоскостопия
  4. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
  5. Дыхательная гимнастика
  6. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
  7. Прогулки + динамический час
  8. Закаливание:
  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  •  полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)

10. Оптимальный двигательный режим

Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

  1. Луковый напиток
  2. Лук, чеснок
  3. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок  во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Комплекс оздоровительных мероприятий

по возрастным группам

Группы раннего возраста

  1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
  2. Утренняя гимнастика – 8.10
  3. Точечный массаж в игровой форме
  4. Постепенное обучение полосканию рта
  5. Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
  6. Оптимальный двигательный режим
  7. Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем
  8. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток во время обеда
  11. Сон без маек и подушек
  12. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
  13. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2  младшая группа

  1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  2. Утренняя гимнастика в группе 8.15
  3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака
  4. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов
  5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  6. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  8. «Чесночные» киндеры
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток перед обедом
  11. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
  12. Оптимальный двигательный режим
  13. Сон без маек и подушек
  14. Дыхательная гимнастика в кровати
  15. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
  16. Закаливание: рижский метод закаливания
  17. Элементы обширного умывания
  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Средняя группа

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  8. Чесночные «киндеры»
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток во время обеда
  11. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  12. Оптимальный двигательный режим
  13. Сон без маек и подушек
  14. Дыхательная гимнастика в кроватях
  15. Закаливание: рижский метод
  16. Обширное умывание, ходьба босиком
  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Старший дошкольный возраст

  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом «Звёздочка»
  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  8. Чесночные «киндеры»
  9. Фитонциды (лук, чеснок)
  10. Луковый напиток во время обеда
  11. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
  12. Оптимальный двигательный режим
  13. Сон без маек и подушек
  14. Дыхательная гимнастика в кроватях
  15. Закаливание: рижский метод
  16. Обширное умывание, ходьба босиком
  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав

Рижский метод закаливания

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
  • В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
  • В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

  • Занятия по традиционной схеме
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия-тренировки в основных видах движений
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
  • Сюжетно-игровые занятия

Целью ЗСТ в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья. Для реализации цели были решены следующие задачи:

1. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным возможностям детей дошкольного возраста и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.

2. Разработать модель сочетания занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.

3. Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.

   Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанной учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования. Эта система имеет научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового и безопасного образа жизни.

   Реализация здоровьесберегающей технологии осуществляется по блокам:

Здоровьесберегающая инфраструктура

  • состояние и содержание здания детского сада и помещений в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • оснащенность спортивного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  • наличие и оснащение медицинского кабинета;
  • организация качественного питания;
  • необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с воспитанниками (медицинские работники, воспитатель физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

   Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию детского сада.

   Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности  воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
  • введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);
  • рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития).
  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

   Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.

Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;
  • организацию работы групп корригирующей гимнастики;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;
  • регулярное проведение оздоровительных мероприятий.

   Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей физической культуры, медицинских работников, психологов, всех педагогов.

Просветительско-воспитательная работа с воспитанниками, направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:

   · образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

   · проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

   · проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;

   · приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

   · привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

   · лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

   · приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

   · организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;

   · привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

   Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, родителей детей детского сада.

   Организация динамического наблюдения, проведение профилактики и систематического мониторинга здоровья.

   Показателями мониторинга являются: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

   · регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого педагога;

   · регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья детей и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение «Карты здоровья ребенка»;

   · создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям.

   Для внедрения ЗСТ в образовательный процесс дошкольного учреждения необходимы мониторирование и оценка физического развития, физической подготовленности, которую мы проводим с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки их уровня, степени гармоничности; оценки состояния здоровья; изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности; оценки эффективности оздоровительных мероприятий

   ЗСТ включает рациональную двигательную активность детей наряду с их самостоятельной деятельностью, которая обеспечивает многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. Каждое занятие решает задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых и семейный досуг.

   Физкультурно-оздоровительные технологии являются логическим продолжением развития воспитательно-оздоровительной и организационно-педагогической деятельности в детских учреждениях. Оздоровительные технологии должны сочетаться с другими процессами, как в детском учреждении, так и за его пределами. Каждый блок физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками содержит вариант конструктивной составляющей организации технологии здоровьесбережения.

   Структура и содержание программы оздоровительной физической культуры в детском саду компенсирующего вида (из опыта работы)

   При создании структуры и содержания программы оздоровительной физической культуры необходимо было решить задачу существенного повышения функциональных возможностей организма детей. На всех этапах обследования дошкольников проводились по следующей программе: 1) беседы с воспитателями, родителями, детьми; 2) анкетирование, сбор данных семейного анамнеза; 3) антропометрические измерения; 4) изучение состояния здоровья; 5) тестирование физической подготовленности. На основании практического опыта было доказано, что количество и разнообразие двигательных действий должно быть таким, чтобы можно было обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение дня, недели, учебного года.

   Технология здоровьесбережения предполагает настроенность на определенную цель, специализированные (оздоровительные) нормы с дозированием нагрузок и временным ограничением их действия, а также системное использование ряда методик.

   Методы по оценке эффективности развития и организации здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения на различных ее фазах предлагаются в виде экспериментальных проектов, диагностики, реализации, статистики, договоров о сотрудничестве всех инфраструктур дошкольного образования.

   Методика сочетания занятий физическими упражнениями с различными оздоровительными мероприятиями в нашем саду построена на основе базисного содержания дошкольного образования с учетом разнообразных форм занятий, описанных нами в программе оздоровительной физической культуры.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфраструктура, образовательные стандарты и здоровье участников образовательного процесса.

Сохранение и укрепление здоровья детей становится основным критерием качества образовательного процесса. Эффективнгость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит о...

Психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса - залог эффективной работы в детском саду.

            Задача  педагога - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, умение заботиться о своём здоровье и береж...

проект по сохранению здоровья участников образовательного процесса " Будь здоров!"

Проект по здоровьесбережению  дошкольников "Будь здоров!"...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

Статья: "Сохранение и укрепление здоровья участников образовательных отношений" VI Международная научно-практическая конференция.

Данная статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Автором рассмотрены компоненты здорового образа жизни и особенности создания благоприятных услов...

Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".

Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....