Экологический паспорт
проект на тему

Желибо Марина Анатольевна
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами НДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_ekologicheskoy_tropy.docx207.47 КБ
Файл plan_-_shema.docx390.38 КБ
Microsoft Office document icon proekt_aktualnost.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением православного духовно–нравственного развития «Иван да Марья» города Улан-Удэ Республики Бурятия

Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

 

Экологический паспорт

Экологической тропинки в НДОУ «Иван да Марья»

Составила:Желибо М.А


Экологическая тропа в детском саду

Пояснительная записка

Создание экологической тропы на территории НДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи  создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: г.Улан – Удэ Куйбышева 37 НДОУ «Иван да Марья» Год закладки: 2017

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные  экскурсии, исследования, занятия

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая, обучающая

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

                                         П.Гвездослав

1. Поздоровайтесь с хозяйкой тропы т.Совой!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

1. Детальное обследование территории экологической тропы и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям  указывающих маршрут движения.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В НДОУ «Иван да Марья» хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая тётушка Сова 

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории НДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально будут созданы нами  на территории НДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога



Предварительный просмотр:

8


11

10

9

7

6

5

4

3

2

1

  1. Хвойная тропа (хвойные деревья)
  2. Цветущий сад (черёмуха, сирень, яблоня, багульник, калина)
  3. По страничкам Красной книги(растения занесённые в Красную книгу)
  4. Лесной уголок (папоротник, ягоды, мох)
  5. Рябиновый мост
  6. В гостях у муравья Яши ( муравейник)
  7. Живой родник (водопад)
  8. Ягодная корзина (малина, облепиха, смородина, голубица)
  9. Тропинка здоровья (тропинка из гальки, песка, травы, речных камней для босохождения детей)
  10. Уголок «Тихая беседа» (место для отдыха и бесед)
  11. Березовая аллея



Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением православного духовно–нравственного развития «Иван да Марья» города Улан-Удэ Республики Бурятия

Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

ПРОЕКТ

Создание экологической тропы

«В ГОСТЯХ У ТЁТУШКИ СОВЫ»

Автор: Желибо М.А

Улан-Удэ

2017г

Актуальность.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами НДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Цель проекта: создание условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Задачи проекта:

  1. Создание учебной экологической тропы;
  2. Оказание методической помощи работникам НДОУ;
  3. Вовлечение родителей в совместную деятельность.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Подбор и анализ литературы по проблеме

Декабрь 2016-февраль2017

Желибо М.А

2

Назначение ответственных за площадки

Май 2017

Желибо М.А

2 этап. Основной

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Создание мини-проектов на группах в соответствии с выбранной площадкой

Сентябрь - октябрь

Воспитатели групп

2

Презентация проекта экологической тропы на общем собрании для родителей

Октябрь

Желибо М.А

3

Обустройство площадок в соответствии с мини-проектами

Май - сентябрь

Воспитатели групп, родители

4

Разработка маршрута экологической тропы

Май-август

Желибо М.А

3 этап. Заключительный

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Анализ учебной работы НДОУ с использованием экологической тропы.

Сентябрь

Желибо М.А

2

Определение дальнейших перспектив

Сентябрь2017-май2018

Желибо М.А

Савин А.А

Ожидаемы результаты:

Дошкольники овладеют нормами и правилами, а также ограничениями экологического характера. Нравственная позиция ребенка по отношению к природе будет проявляться в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Дети будут ознакомлены с правилами поведения в природе с учетом ее сохранения и защиты. Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

Таким образом, организация экологической тропы на территории детского сада будет способствовать:

- приобретению педагогами, воспитателями опыта воспитательно-образовательной работы с детьми в природных условиях;

-  изучению и наблюдению воспитанниками явлений природы;

-  формированию у детей экологического сознания;

- формированию у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

-  воспитанию гуманного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...

экологический паспорт ДОУ

Данный материал послужит образцом, опираясь на который можно оформлять собственные материалы по экологическому воспитанию....

экологический паспорт

Экологический паспорт2012г.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №61141370 Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково...

Экологический паспорт

Здесь представлен описательный материал объектов экологической тропинки, дающих большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПАСПОРТУ

ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ...

Экологический паспорт дошкольного учреждения

Экологический паспорт дошкольного учреждения...