Конспект ООД по познавательному развитию "Путешествие в зимнюю сказку" с презентацией
методическая разработка (младшая группа) на тему

Чеснокова Ирина Александровна

Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми второй младшей группы, при подготовке организованной образовательной деятельности на тему "Зима".
Презентацию прилагаю(к сожалению, пришлось запаковать в несколько томов, иначе не получилось разместить).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему: «Путешествие в зимнюю сказку»

для детей 3-4 лет.

Приоритетная образовательная область
• «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
• « Социально-коммуникативное развитие»
• « Речевое развитие»
• « Физическое развитие»
Цель: Формирование представлений о зиме, о признаках и приметах зимы, накопление  у детей знаний о жизни диких животных и птиц зимой.
Задачи:


Обучающие: 

1. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: обогащать и систематизировать представления детей о зимующих птицах, диких животных, обобщать представления детей о признаках зимы (зимой идет снег; солнце светит, но не греет; деревья стоят без листьев; на улице холодно; люди тепло одеты).

2. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность.

3. Обогащать активный словарь (корм, кормушка, холодно, голодно, приглашение, путешествие); способствовать развитию связной, грамматически правильной речи.

4. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки; способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

5. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающие:

1.Развивать познавательные интересы и словесно-логическое мышление у детей.

2.Способствовать развитию речевого слуха и фонематического восприятия.

3.Способствовать приобретению опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений. 

Воспитательные:

1.Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

2. Воспитывать интерес детей и заботливое отношение к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

Предварительная работа:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами, беседы о деревьях, животных и птицах зимой.

Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме.

Взаимодействие с родителями: оформление родительского уголка по теме «Зимушка-зима» – рекомендации, как одевать ребенка в зимний период времени, в какие подвижные игры можно поиграть с ребенком на улице зимой.

Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.


Методические приёмы
1.Организационный момент перед занятием.

2.Игровой приём (использование сюрпризных моментов, дидактической игры, физкультминуток).

3.Наглядный приём (использование компьютерной презентации, работа с магнитно-маркерной доской).

4.Словесный приём (объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы).

5.Анализ ООД.


Планируемые результаты ООД:
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок следует правилам в разных видах деятельности, соблюдает правила безопасного поведения в лесу; ребенок  подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Материалы и оборудование:

- Мультимедийный проектор, экран,
- Ноутбук,

- Компьютерная презентация,
- Макеты лиственных деревьев,

- Искусственные елочки,

- Магнитно-маркерная доска,

- Избушка Лесовичка,

- Кормушка для птиц,

- Крошки хлеба, семена подсолнечника, ягоды рябины,

- Раздаточный материал  для дидактической игры  «Найди пару»,

- Телефон,

- Веточки березы, черемухи,

- Ваза,

- Корзина для теплых вещей,

- Аудиозаписи звуков ветра, скрипа снега, шума леса, зимней музыки,

- Имитированные сугробы, дорожки, замерзшая лужица.

Путешествие в зимнюю сказку.

Вход под легкую музыку. (Установление эмоционального контакта).

Воспитатель: Ребятки, к нам сегодня пришли гости. Давайте, мы их поприветствуем.

Приветствие «Здравствуйте».

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, беленький снежок.

Здравствуйте, детишки –

Девчонки и мальчишки.

Здравствуйте, гости,

Мы вас всех приветствуем!

                 

Воспитатель: Детки! Наступило волшебное время года! Отгадайте загадку:

Снег идет,
Под белой ватой.
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята —
Снова к нам пришла … (Зима)

Воспитатель: Зима – это одно из самых красивых времен года! Какая же она, зима?

( Ответы детей).

Воспитатель:  Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли вы сказали?

1, 2, 3, 4 слайды: Зимний пейзаж

Воспитатель: Как красива зимняя природа! (1)

В морозный день небо  ярко-синее; ели, сосны в инее. (2)

На земле, на деревьях лежит снег. Он белый, холодный, блестящий, пушистый! (3)

Зимой солнышко светит, но не греет. Дни становятся короче, а ночи  длиннее. Природа будто засыпает. (4)

5 слайд: Падает снег.

Воспитатель:

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

                                     (И. Суриков).

6 слайд: Снегопад.

Воспитатель: Посмотрите, когда  с неба падает много снежинок - это называется снегопад. В безветренную погоду они  падают на землю спокойно, укрывая землю пушистым одеялом.

7 слайд: Вьюга.

Воспитатель: Но стоит подуть ветру, как поднимается снежная вьюга, оставляя после себя сугробы.

Воспитатель: Ребята, а как воет вьюга?

Дети: у-у-у-у-у-у-у.

8 слайд: Снежинки.

Воспитатель: Снег состоит из множества снежинок. Вот какие они красивые, если на них посмотреть близко-близко.

9 слайд: Заснеженный лес.

Воспитатель: Деревья сбросили свои листочки, нарядились в белоснежные шубы и уснули до весны. Снег защищает их от замерзания.

10 слайд: Замерзшая речка.

Воспитатель: Зимой в реках, прудах и озерах замерзает вода, образуется лед.

11слайд: Животные меняют шубки.

Воспитатель: С приходом зимы некоторые  животные  меняют свои шубки на теплые, пышные. Шерсть у них становится более густой, поэтому они в холода не мерзнут.

12 слайд: Зимняя спячка.

Воспитатель: Другие звери всю зиму спят. Перед этим они утепляют свои норки, много кушают  и накапливают жир, это позволяет им пережить трудные дни.

13 слайд: Птицы зимой.

Воспитатель: Зимующие  птицы не улетают в теплые края. Для них наступило самое трудное время. Им холодно и голодно. Поэтому зимой птиц обязательно нужно подкармливать ягодами рябины, семенами, зернышками, крошками хлеба.

Давайте мы немножко отдохнем и покажем, как живется зимой в лесу.

Физкультминутка.

В лесу по снегу скачет зайка.       Прыгаем.

И летает птичек стайка.                Машем руками, как крыльями.

Вот  лисичка за кустом.                Руки на пояс, вертим «хвостиком».

Там в дупле бельчонка дом.          Встаём на носочки, поднимаем руки вверх.

И по следу волк бежит.                  Бегаем на носочках.

А медведь  в берлоге спит.            Приседаем, «спим».

Звонит телефон. Воспитатель снимает трубку.

Воспитатель: АЛЛО! Здравствуйте!

Лесовичок: Здравствуйте. Это город Воронеж? Детский сад № 173? Группа  «Ручеёк»? Наконец-то я до вас дозвонился. Меня зовут Лесовичок. Наступила зима, в лесу стало холодно. У меня к вам большая просьба, принесите мне, пожалуйста, тёплые вещи для лесных жителей. Буду очень рад встрече с вами!

Воспитатель: Ой, ребятки, поможем Лесовичку? Отправимся в зимний сказочный лес?

Дети: Конечно, поможем!

Воспитатель: Только там морозно. Как нам нужно одеться для путешествия?

Теплые штаны наденем,     (ладонями проводим по ногам).

Шапку, шубу, валенки        (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами).

Руки в варежках согреем    (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ).

И завяжем шарфики            (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи).

Воспитатель: Молодцы, все оделись. А теперь нам нужно взять теплые вещи для лесных жителей. Для этого необходимо разложить все по порядку.

Дидактическая игра «Найди пару»

Дети подходят к столу, на котором разложены варежки, носки, шарфики, шапочки. Их пары  висят на магнитно-маркерной доске. Детям по очереди предлагается подобрать пару к рукавичке ( носку, шапке, шарфику ) и сказать, какого она цвета, какая геометрическая фигура изображена на ней.

Затем 2 ребенка подходят и собирают все в корзинку.

Воспитатель: Ну что, готовы?

Дети: Готовы.

Физкультминутка.

Вот и все мы собрались,

В лес отправились.–                     Ходьба.

По сугробам мы идем,

Ноги поднимаем,–                        Ходьба с высоким подниманием бедра.

А по льду легко-легко

Тихонечко шагаем.–                     Ходьба на носках.

Вот снежинки полетели,

Под ногами захрустели.–              Ходьба на пятках.

Деревья змейкой обойдем,

К лесной полянке мы придем.–    Ходьба змейкой.

Вот и наш зимний лес

Он полон сказок и чудес. –           Ходьба.                        

Воспитатель: Как здесь красиво! Снег искрится, хрустит под ногами. Деревья укутаны им как покрывалом. А посмотрите, какая избушка стоит вдалеке! В ней живет Лесовичок. Он охраняет  лес и его жителей.

Ой, взгляните, перед нами две дорожки. Какие они? Правильно, узкая и широкая. А по какой мы с вами пойдем?(Ответы детей) Мы пойдем по широкой тропе, потому что она приведет нас прямо к домику Лесовичка. А узкая тропка уходит в другую сторону.

Медленно идем по широкой дорожке.

А сколько вокруг деревьев. Здесь и береза , и ели, и осинка.

Обратите внимание, на деревьях нет листьев. Почему?

Дети: Потому что зима, в это время  листьев на деревьях не бывает.

Воспитатель: А куда же они исчезли?
Дети: Осенью опали, лежат под снегом.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, сколько веточек лежит на снегу, давайте их соберем.

Дети собирают веточки и идут дальше.

Воспитатель: Вот и домик Старичка – Лесовичка. Маша, постучи в окошко.

Постучали, из домика выходит грустный Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель с детьми: Здравствуй, Лесовичок! Мы принесли теплые вещи для тебя и лесных жителей. Возьми, пожалуйста.

Лесовичок: Спасибо Вам, друзья. Ох-ох-ох.

Воспитатель: Почему ты такой грустный? Что случилось?

Лесовичок: Не все ладно в моем лесу. Кто-то обломал и раскидал веточки с деревьев.

Воспитатель: Не переживай, мы все собрали и принесли тебе.

Лесовичок: Спасибо! Зимой деревья живые, но они засыпают, отдыхают, набираются сил, чтобы весной вновь расцвести. А вы хотите увидеть, как веточки оживают?

Дети: Хотим!

Лесовичок: Для этого их нужно занести в тепло и поставить в воду. Через некоторое время вы увидите, что на ветках сначала набухнут почки, а позже появятся листочки.

Воспитатель берет вазу, ставит в нее веточки и говорит: Смотрите, какой чудесный букет у нас получился! Мы возьмем его в группу и будем ухаживать за ним.

Лесовичок: (грустно) Ох, ребятки, спасибо вам.

Все звери приготовились к трудным временам, раздобыли себе припасы. А вот птичкам, которые остались зимовать, трудно найти корм. Как им тяжело! Не могли бы вы помочь мне наполнить  кормушку для птиц?
Воспитатель: Можем помочь?
Дети: Да.
Лесовичок: Напомните, пожалуйста, что едят птицы зимой. Чем мы можем их покормить?
Дети: Они едят хлебные крошки, зернышки, ягодки, семечки.
Лесовичок: У меня все это есть! Только налетел ветер и все перемешал. Давайте разложим лакомство для лесных жителей по тарелочкам.

Ягоды рябины для снегиря – в синюю тарелку,

Семечки подсолнечника для синицы – в зеленую,

А хлебные крошки для воробья – в желтую.

Дети все вместе подходят к столику и раскладывают корм по тарелочкам.

Какие вы молодцы, справились и с этим.

Воспитатель: Это все потому, что наши детки очень дружные, ловкие и умелые!

Как мы сегодня потрудились!

Пальчиковая гимнастика:

Мы сегодня на опушке

Ритмичные удары кулак о кулак.

Корм насыпали в кормушку.

Пальцы щепоткой - «насыпаем корм».

Для щеглов и для синичек,

Соединять большой палец левой и правой руки с

другими пальцами рук.

И для всех голодных птичек.

 

Не едите вы с ладошки

Погрозить указательным пальцем.

Зерна, семечки и крошки.

Загибание пальцев левой руки с помощью
указательного пальца правой руки.

 

Прилетайте на опушку,

Взмах руками вверх-вниз.

Угощенье ждет в кормушке.

Показывают ладони обеих рук, слегка
наклоняя корпус вперед.

В это время Лесовичок  вешает кормушку и берет за ширмой корзинку с угощением для детей.

Лесовичок: Смотрите, лесные жители приготовили для вас гостинцы.

Воспитатель: Давайте поблагодарим Лесовичка и скажем ему: « СПАСИБО»! (хором)

А наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад и пробовать угощение. До свидания!

Физкультминутка:

С лесом нам пора прощаться,               Ходьба и прощальный взмах рукой

В детский садик возвращаться,

Холодно в лесу зимой,                          Ходьба и руки крест-накрест

Нам уже пора домой.

Тропка змейкой под ногами                 Ходьба змейкой.

Мы домой вернемся с вами.

В это время Лесовичок закрывает домик шторой.

Дети с воспитателем становятся  на 1 ковер лицом к гостям.

Воспитатель: Ой, ребятки, смотрите, мы вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Где же мы были? А с кем познакомились? Какое настроение вы принесли с собой? ( Ответы детей о своих впечатлениях)

Дети: Хорошее! Хлопают в ладоши.

Воспитатель: А давайте подарим наше хорошее настроение гостям!

Дети с воспитателем сдувают «настроение» с ладошек.

Воспитатель:

Всем спасибо за внимание!

Говорим вам «До свидания!»

Дети с воспитателем под музыку уходят из зала в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по познавательно-речевому развитию на тему «Зимние виды спорта»

Даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии зимних видов спорта. Необходимо, чтобы дети понимали, что представляет собой тот или иной вид зимнего спорта, какой спортивный инвентарь ...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми разновозрастной группы от4 до 6 лет "Путешествие в зимний лес"

Занятие формирует представление у детей  о диких животных средней полосы, вопитывает понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесоообразно....

Конспект НОД в подготовительной группе тема:"Зимние загадки"+презентация к занятию.

Конспект  НОД в подготовительной группе тема:"Зимние  загадки"+презентация к занятию....

Конспект занятия по познавательному развитию "В зимнем лесу"

Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных в лесу зимой...

Конспект занятия по познавательному развитию "В зимнем лесу"

Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных в лесу зимой...

Презентация к конспекту НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зима и зимние забавы»

Приложение к конспекту НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Зима и зимние забавы"...