Главные вкладки

    "День славянской письменности и культуры"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Палагина Татьяна Васильевна

    Конспект нод по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: «День славянской письменности и культуры»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palagina_t.v._konspekt_nod_den_slavyanskoy_pismennoti.docx21.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «День славянской письменности и культуры»

    Цель: воспитание патриотизма и духовной нравственности через ознакомление с историей и культурой своей Родины.

    Программные задачи:

    Обучающие: дать детям представление  о празднике - Дне славянской письменности, познакомить с историей русской азбуки, создания славянского алфавита, с ее основоположниками Кириллом и Мифодием Федоровым.

    Воспитательные: воспитывать патриотическое отношение к родине и ее истории.

    Развивающие: способствовать развитию интереса к возникновению алфавита, истории возникновения  письменности, развитию речи,  памяти, воображения и творческой активности  детей, их фантазии. Формировать художественный вкус.

    Методы: наглядные, словесные, практические.

    Оборудование: Икона Святых Кирилла и Мефодия, аудиозапись праздничного колокольного звона, изображения книг на старославянском языке, изображения букв старославянского алфавита для демонстрации детям и для творческого задания индивидуально для каждого ребенка, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки.

    Ход НОД

    Дети заходят в группу.

    I. Оргмомент.

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы понять, о чем мы сейчас будем говорить, отгадайте пожалуйста мои загадки:

    Черные птички на каждой страничке,

    Молчат, ожидают, кто их прочитает.

                                                                 (Буква)

    Тридцать три богатыря

    К нам при шли сюда не зря.

    Изучая их секреты,

    Ты найдешь на все ответы.

    Но скажи – ка нам пока,

    Как зовут их?...

                                      (Азбука)

    Ответы детей.

    Дети проходят и садятся на стульчики.

    II. Основная часть.

    Воспитатель: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи.

    А вы знаете буквы?

    Назовите их.

     (Ответы детей).

    Воспитатель: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если перенесемся на несколько веков назад в Древнюю Русь. Помогут нам совершить путешествие волшебные слова:

    В книге своя глубина,
    Кто доберется до дна,
    Тот и получит в награду -
    Слов драгоценные клады.

    Звучит праздничный колокольный звон.

    Воспитатель: Ну вот, мы и перенеслись в Древнюю Русь. Посмотрите, здесь сундучок стоит, давайте его откроем.

    (Педагог достает из сундучка иллюстрации книг на старославянском языке, изображение Святых Кирилла и Мефодия).

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

    Дети: Старинные книги, икона.

    Воспитатель: Правильно, это икона с изображением Святых Кирилла и Мефодия, людей, которые придумали нашу азбуку. А как это было, послушайте.

    Давным-давно, славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и смысле их”. Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку, которую назвали Кириллицей. Слово АЗБУКА состоит из двух начальных букв АЗ + БУКИ. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка, и создали для каждой буквы свой образ и смысл. Послушайте, как звучат буквы старославянского алфавита: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ……

    24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

    А вот так они изображались.

    Воспитатель показывает изображения букв.

    Тогда же появились первые книги на славянском языке. Книга на Руси пользовалась великим почитанием, она была произведением искусства. Для изготовления книги использовались самые лучшие материалы. Писались книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. После того как книга была переписана, ее помещали в специальный переплет – оклад. Переплеты изготавливали из досок – липовых или дубовых, поэтому в языке появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски». Доски обтягивали узорной тканью, бархатом, украшали золотыми и серебряными накладками, драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться.

    Для письма использовались гусиные перья, из левого крыла птицы (чтобы удобней было писать) и по особенному затачивались ножом, отсюда название «перочинный нож». Чернила готовились по специальным рецептам из природных материалов: ягод, плодов, других природных красителей с добавлением меда и растертых в порошок минералов. Цвет букв, поэтому не глухой черный, слегка коричневатый, теплый живой. В старинных рукописных книгах письмо сопровождалось десятками мелких украшений, а большие буквы украшались особо, и назывались буквицами или инициалами. Писали начальную букву красной краской– киноварью (отсюда и пошло выражение “красная строка”), а позже ввели желтый, голубой и зеленый цвета.

    Буква для русского человека была маленьким отображением мира, поэтому для украшения буквиц использовали образы разных животных (барса, гепарда, рыси, лошади, льва), птиц, человека. Эти пластические изображения украшались растительным орнаментом.

    Купить рукописные книги на базаре, в книжной лавке было просто невозможно – они не продавались, их делали только на заказ, а заказать себе книгу могли лишь очень немногие богатые люди. Поэтому книга в доме была огромной редкостью. Зато уж и ценили книги гораздо больше, чем сейчас, ведь в книгах сосредоточена вся мудрость человеческая.

    Звучит праздничный колокольный звон.

    Воспитатель:

    По широкой Руси нашей, матушке,

    Колокольный звон разливается.

    Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

    За труды свои прославляются.

    Вспоминают Кирилла с Мефодием,

    Братьев славных равноапостольных,

    В Белоруссии, Македонии,

    В Польше, Чехии и Словакии.

    Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

    В Украине, Хорватии, Сербии.

    Все народы, что пишут кириллицей,

    Что зовутся издревле славянскими,

    Славят подвиг первоучителей,

    Христианских своих просветителей.

    Воспитатель: 24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.  

    «Русский язык».

    Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех,

    Он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Он – язык луны и планет,

    Наших спутников и ракет,

    На совете за круглым столом

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.    

    Воспитатель: Ребята, в сундучке еще что-то лежит. Да это же на листках написаны первые буквы ваших имен. Давайте попробуем с фантазией украсить каждую букву. А поскольку работа предстоит трудная, нужно приготовиться.

    Физкультминутка.

    Раз — подняться, потянуться.

    Два — согнуться, разогнуться.

    Три — в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре — руки шире.

    Пять — руками помахать.

    Шесть — на стул тихонько сесть. (Выполнение движений по тексту.)

    Воспитатель: Ребята, проходите за свои столы. Будем трудиться.

    Далее дети украшают написанные буквы различным орнаментом. По окончании работы, организуется  выставка  детских рисунков.

    III. Рефлексия.

    Воспитатель: Ребята, скажите, понравилась ли вам наша работа?

    Ответы детей.

    Ребята рассматривают и оценивают работы друг друга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коментарии к слайдам мультимедийной презентации:"День славянской письменности и культуры." Беседа.

    Данный материал является приложением к мультимедийной презентации: "День славянской письменности и культуры". Я предлагаю комментарии к слайдам презентации, в которых рассказана история появления "Дня...

    День славянской письменности и культуры

    Конспект досуга, посвященного празднованию дня славянской письменности и культуры...

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».

    Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...

    Сценарий праздника в старшей группе "День славянской письменности и культуры"

    Цель: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, ...

    Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"

    Презентация к празднику "День Славянской письменности и культуры"...

    "День славянской письменности и культуры"

    quot;День славянской письменности и культуры"...

    Презентация: "День славянской письменности и культуры"

    quot;День славянской письменности и культуры"Цель: Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. Задача: Ознакомить воспитанников с истоками создания сл...