Методическая разработка проект: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)
проект

Кудинова Светлана Ивановна

На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэтому в своей работе по духовно-нравственному воспитанию я беру за основу православный церковный календарь. Православные праздники занимают значимое место в духовном воспитании детей, ведь они вводят дошкольников в светлый, радостный мир православия, благодаря чему для ребенка по-новому открывается жизнь людей и природы.Вследствие этого, была поставлена цель:возрождение традиций и приобщения дошкольников к православным праздникам при взаимодействии с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudinova_konkurs.docx77.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Лучшая методическая разработка по предметам:

 Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ),

Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)»

Методическая разработка проект:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками (Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы)

 Пояснительная записка

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день»,

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков

Актуальность проекта

«Всякий, получивший чисто русское воспитание, непременно отыщет в душе своей глубокие неизгладимые впечатления множества церковных песен и священнодействий, службы Великого поста и Страстной недели, встречи Светлого праздника, Рождества, Крещения и всех тех годичных церковных торжеств и служб, которые составляют эпохи в годовой жизни каждого чисто русского семейства».

К. Д. Ушинский.

 Вопросы духовно-нравственного воспитания личности ребенка-дошкольника сегодня становятся особенно актуальными.

В настоящее время, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического возрождения российского народа.

Мы живем в едином информационном пространстве, где рядом соседствует добро и зло, и современным детям как никогда необходим духовный иммунитет, который защитит от негативных воздействий, поможет осознанно и добровольно выбрать то, что ведет к истине, добру и красоте.

Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. Необходимо выделить духовно-нравственную составляющую  в качестве приоритетной и  создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности.

Одной из задач Стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.Тесное взаимодействие Организации с Семьей становится обязательным условием педагогической деятельности.

Усугубление кризиса семьи снижает ее нравственно-воспитательный потенциал. Институт семьи не в состоянии в полной мере обеспечить духовно-нравственное воспитание детей. Современная семья утратила контроль за свободным временем детей. В семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в том числе безнравственными средствами. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные проблемы, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Поэтому очень важно повышение статуса семьи в духовно-нравственном воспитании, создание условий для эффективной реализации воспитательного потенциала семьи. «Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт». Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека: нравственных ценностей (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В 2013 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором вводится понятие «Духовно-нравственное развитие», что нормативно обосновывает использование программ духовно-нравственного воспитания и развития в системе дошкольного образования.

Для дошкольных образовательных учреждений базовым является программа и учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» (автор Шевченко Л.Л.), предназначенный для дошкольников 5–7 лет. Программа «Добрый мир» дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС материалами духовно-нравственного характера, обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и начального образования в соответствии со стандартами нового поколения. Тип программы «Добрый мир» культурологический, что позволяет всем детям независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

В нашем дошкольном учреждении эта программа реализуется в рамках парциальной программы совместно с образовательной программой «От рождения до школы» Н.Веракса.

На сегодняшний день мы имеем много пособий по духовно-нравственному воспитанию, которые необходимы в нашей работе. Для меня, как человека православного, очень близок православный календарь. Именно поэтому в своей работе по духовно-нравственному воспитанию я беру за основу православный церковный календарь. Православные праздники занимают значимое место в духовном воспитании детей, ведь они вводят дошкольников в светлый, радостный мир православия, благодаря чему для ребенка по-новому открывается жизнь людей и природы.Вследствие этого, была поставлена цель:возрождение традиций и приобщения дошкольников к православным праздникам при взаимодействии с семьей.

Наши дети уже имеют представление о православных праздниках и традициях их проведения. Рождество Христово, Пасха Красная, День славянской письменности и культуры, День Святой Троицы – все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание, помогают формированию духовной жизни ребенка и становятся почвой и фундаментом для его действий в будущем.

В теплой домашней обстановке проходят все календарные православные праздники. Дети осознают смысл, историческое значение и традиции празднования православных праздников.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и ДОУ
  • обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Цели проекта:

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение

дошкольников к основам православной культуры.

Задачи проекта.

  • Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).
  • Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
  • Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Для реализации проекта использовались следующие методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Наглядный метод:

наблюдение;

просмотр сказок, презентаций;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий к храму, целевые прогулки.

Словесный метод:

чтение литературы;

разучивание стихотворений;

беседа с элементами диалога;

загадывания загадок;

рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

разбор ситуаций;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод:

организовывать продуктивную деятельность;

проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

организовать постановку конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Участники реализации проекта

Дети.

Педагоги.

Родители.

Социум.

Мониторинг уровня готовности дошкольников по ознакомлению материала «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ».

В основу диагностики положена система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «От рождения до школы», разработанной Н.Е. Вераксы  и др., и система оценки развития ребенка, предложенная Н.В. Верещагиной.

Условия реализации проекта

Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

В основу реализации проекта положено блочно-тематическое построение содержания, которое представлено в разных видах деятельности. Каждой теме отводится 2-3 занятия, на которых организуются различные виды деятельности детей по данной теме.

Последовательность реализации каждой  темы проекта включает несколько этапов, на которых педагог использует комплекс словесных, наглядных и практических методов и форм работы с детьми:

1. Ознакомительный этап:

  • рассказ воспитателя по тексту книги-хрестоматии;
  • беседа - знакомство с понятиями православной культуры;
  • работа с иллюстрациями – рассматривание, обсуждение по вопросам;
  • игры;
  • разучивание стихотворений;
  • чтение пословиц, поговорок;
  • слушание музыки.

2. Аналитический этап:

  • чтение рассказов;
  • обсуждение прочитанного;
  • работа с иллюстрацией - составление рассказа по картине на основе понятий по теме;
  • повторение стихотворений, пословиц, поговорок, загадки по теме.

3. Закрепляющий этап:

  • ситуации нравственного выбора;
  • содержательное обобщение «Обсуждаем – размышляем»;
  • выполнение творческих заданий из рабочей тетради;
  • практические творческие работы (рисование, аппликация, конструирование поделок);
  • музыкальное сопровождение творческой деятельности;
  • выставка творческих работ.

В рамках проекта педагог организует другие формы работы с детьми и родителями:

Особенно хочется рассказать о том, как мы отмечаем праздники. Уже сложилась традиция, что в праздник Рождества и Пасхи в детском саду устраиваем выставку творческих работ воспитанников и их семей. В выставке участвуют все члены семьи: родители, дошкольники и их старшие братья и сестры, поэтому наши выставки становятся теплыми и домашними.

В день славянской письменности и культуры совместно с воспитанниками и родителями проводим конкурсы чтецов и литературные чтения художественной и православной литературы.

К Троице готовятся всей семьёй. Девочки с мамами плетут красивые венки, а мальчики создают красивые букеты из цветов. И, конечно же, в каждый праздник проводятся интегрированные занятия или музыкальные развлечения.

На празднике дети всегда узнают много нового и знакомятся с традициями празднования Рождества, Пасхи и Троицы на Руси, с традиционными детскими играми, песнями и хороводами. Родители также не остаются в стороне. Все участники праздника с удовольствием принимают участие.  После таких праздников дети и родители начинают делиться своими впечатлениями, говорить о духовности и нравственности, берутся за руки и всей семьей идут в храм.

Активное участие наши воспитанники принимают в открытых епархиальных фестивалях православной культуры и творчества «Свет Рождества», «Пасха Красная», «Пасхальное яйцо», «Красота Божьего мира».

Пока мы находимся только на начальном этапе работы по приобщению к православным праздникам, но перспективы на будущее уже намечены. Наша задача в том, чтобы сохранить это наследие для себя и потомков, ведь православные праздники – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое.

Особое внимание хочу уделить, соработничеству с храмом Державной иконы Божьей Матери (при проведении православных праздников педагоги приглашают священнослужителей, имеются благодарственные письма от Благочинного за вклад в воспитании основ духовной нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста). Воспитанники детского сада посещают с экскурсией державный храм, проводят занятия в воскресной школе. Участвуют в праздниках и конкурсах Донецкого благочиния.

На базе духовного клуба «Веков связующая нить» (детская библиотека им. Гайдара) проходят творческие выставки, литературные чтения, познавательные занятия.

В целях распространения педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию педагоги ДОУ оформили публикации в электронном педагогическом сайте ДОУ, на сайте одноклассников для воспитанников и их семей в группе духовного родительского клуба ДОУ «Свет Добра».  Помощник Донецкого благочинного  Фартанова Р.И. публикует опыт работы нашего ДОУ на сайте Шахтинская епархия Донская митрополия.

Итогом всей работы по духовно-нравственному воспитанию являются следующие результаты:

  • начало развития нравственных чувств у детей: милосердия, сострадания, сопереживания, любви к семье, к Родине, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы;
  • у детей расширились представления о том, как заботиться о близких, о послушании старшим, об обязанностях по отношению к родителям;
  • у детей расширились представления о родной стране как стране православной культурной традиции;
  • дети познакомились с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан;
  • у детей обогатился словарный запас понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, послушание, милосердие, христиане, храм, бог, Ангел Хранитель);
  • у детей сформировался элементарный объем базовых понятий православной культуры: Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Воскресение Христово. Грех. Душа. Крест. Крещение. Колокол. Любовь. Молитва. Рождество Христово. Святой. Православный храм. Христиане;
  • у детей развились изобразительные навыки, способность к творческой деятельности, умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности.

Отмечаются положительные изменения в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, сорадование, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим. Также проведенная работа помогла автору наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи.

Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Выводы

Мы живем в России, и каждый из нас должен знать историю своих предков, их обычаи, обряды, поэтому дополнительные занятия по проекту: Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками необходимы в дошкольных учреждениях. За время работы по данному проекту, мы накопили достаточный опыт и можем дать некоторые рекомендации тем, кто пожелает использовать наш проект  или его отдельные элементы у себя в детском саду.

Ребенок-дошкольник с легкостью усваивает знания и приобретает умения, если это дается в игре, интригует его, активизирует двигательную и интеллектуальную деятельность. Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствуют поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивая запоминание. Но следует помнить, что при планировании занятий важно не перенасытить их излишне эмоциональным материалом, чередуя активные формы деятельности с пассивными. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Только увлеченные делом взрослые могут «заразить» детей желанием узнавать о культуре предков, заниматься фольклором. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.

Считаем целесообразным дать рекомендации и по наглядности. У детей в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, поэтому поддерживать его следует посредством современных наглядных пособий и ТСО. Наш проект, помимо иллюстративного материала, предусматривает использование видео и фотопрезентаций.

В заключении хочется сказать, что нами была проделана большая работа по изучению темы, составлению конспектов занятий и сценариев православных и народных праздников, всего того, что постепенно складывалось в систему. Ведь жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Сделать ее таковой нам помогал фольклор. Возможно, со временем полученные в детском саду знания о народной культуре, истории, искусстве потеряют свою яркость, но приобретенные вместе с ними и вросшие в личность ребенка духовно-нравственные качества останутся с ним навсегда. И тогда мы с гордостью сможем сказать, что вырастили достойное поколение.

Именно поэтому так важно вести работу по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном возрасте и закладывать в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей.

Список литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.

5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.

7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.

8.Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 23.

9. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

10. Шевченко Л.Л.«Добрый мир. Православная культура для малышей». Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011г.

11. Дзюба П.П. Пасха красная. Ростов н/Д., 2006.

12. Дзюба П.П. Православные праздники в воскресной школе: постановки, мюзиклы, пьесы. Ростов н/Д., 2006.

13. Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников.  М., 2010.

14. Чудакова Н. Энциклопедия праздников. М., 2008.

15. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7  г. Донецк Ростовской области

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Рождество Христово»

старшая группа

Подготовил:

Кудинова С.И.

воспитатель высшей категории

Донецк

2018г

Цель: Знакомить детей с русскими народными традициями и празднованием православного праздника Рождества Христова.

Задачи:

Обучающая: формировать духовно - нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории (Рождеством Христовым); расширять представления детей о культурном наследии своего народа.

 Развивающая: способствовать развитию восприятия образа  Господа Иисуса Христа, как воплощения любви бога на земле.
Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия.
Развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности (изготовление рисунков  - подарка к Рождеству);

Развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание. 

Воспитательная: воспитывать стремление к доброте, скромности, любви к ближнему, бережное отношение к природе, послушание, трудолюбие, вежливость. Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году.

Предварительная работа.

Разучивание  стихотворений, колядок, рассматривание иллюстраций.

Словарь: Рождество Христово, Иисус Христос, Иосиф, Святая Мария, Вифлеем, ясли, Святки, колядки.

Оборудование.

Проектор, иллюстрации, детские мультфильмы о Рождестве Христовом, цветные карандаши, рождественские раскраски, выставка рождественских поделок.

Воспитатель: У христиан есть особенно радостные дни - дни православных праздников. Они посвящены Богу. Одним из самых главных праздников христиан стал праздник рождения Бога - Рождество Христово. Сегодня я расскажу, откуда дал истоки данный праздник.

Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но, ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила Своего Сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли - так называлась кормушка для скота. В это время на небе появилось множество ангелов. А перед Рождеством Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду назвали - Вифлеемская звезда.

Воспитатель: Так пошла традиция, украшать рождественскую ёлочку звездой. А какими еще игрушками можно нарядить нашу елочку? Я буду называть разные украшения, а вы, кто поймает мяч, отвечайте коротко«да» или «нет».

Физкультминутка с мячом «Да – нет». Дети становятся в круг, воспитатель в центре круга держит в руках мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку, задает вопрос, тот ловит, отвечает, бросает мяч обратно.

Воспитатель:

Бывают на елке игрушки (да)

Веселые Петрушки (да)

Большая хлопушка (да)

Сушеная лягушка (нет)

Разноцветные флажки (да)

Мясные пирожки (нет)

Яркие картинки (да)

Рваные ботинки (нет)

Рыбки золоченые (да)

Колбаса копченая (нет)

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы! Справились на славу.

Воспитатель: Увидев эту рождественскую звезду, волхвы и мудрецы узнали о рождении Иисуса и пошли к нему поклониться и принести подарки.

Воспитатель:  В это же время совершилось и другое удивительное событие: на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель. И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

Ангел:

Пастыри! Не бойтесь понапрасну

Радость я великую принес!

Этой ночью благодатной, ясно

В мир пришел Спаситель наш Христос!

Позабудь тревогу,

Беспокойный мир!

Слава в вышних Богу,

И на земле мир!

Воспитатель: Почему же Всевышний открыл эту тайну простым людям, пастухам? Чем они заслужили эту милость Божию и почему первые из всего рода человеческого поклонились новорожденному Спасителю мира? Потому что пастухи были добрые люди, чистые сердцем и душей, занятые простым, мирным трудом, они искренне верили в Бога!

Рождество!

И на душе светло от счастья.

В детский праздник наш прославим Христа,

Пусть всех коснется его красота!

Чтение детьми стихов о Рождестве.

1.  «Христос рождается», - поют

На небе ангелы святые.

И тихий свет оттуда льют

На землю звезды золотые.

2. «Христос рождается», - поют

Ребята, обходя селение,

И слышит православный люд

О Рождестве Христовом пение.

3. Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землей зажглась Звезда.

4. С той поры через столетья

Нам она, как солнце светит.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

5. Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом.

Поздравляем с Рождеством!

6. Я сорвал с календаря

Лист шестого января.

А под ним два слова:

«Рождество Христово»!

Что же делать? Как же быть?

Начались мученья:

Что мне Богу подарить

В день Его рожденья?

Книгу? Карандаш? Конфету?

Может быть, коробку эту?..

Мишку? Саблю? Или пушку –

Мою лучшую игрушку?

Отложил я карандаш:

Разве Богу что-то дашь?

Ну, чего у Бога нету?

И зачем Ему – конфету?!

Полистал альбом для марок –

Это тоже не подарок!

Бросил в ящик саблю, пушку –

Мою лучшую игрушку…

Целый день прошел в возне.

И уже почти во сне

Я шепнул до самых слез:

– С днем рождения, Христос

7. Белый снег – белешенький 

Постели дороженьку,

Чтобы мы играли,

Рождество встречали!

Воспитатель: К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее. Украшают ёлку, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают гостей. Люди поют в храмах радостную песню:

"Христос родился! С Рождеством!"- поздравляют люди друг друга.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Яркая звёздочка на небе горит.

Мама у ёлочки детям говорит:

"В целом мире торжество:

Наступило Рождество!

Наступило Рождество!"

С праздником, с праздником взрослых и ребят!

Даже проказникам это говорят.

Потому что торжество,

Потому что Рождество,

Потому что Рождество!

Воспитатель: Ребята, хотите я вам расскажу, про главный символ рождества? Никто его не знает? Но все наверно видели.

 Главным символом Рождества является ангел. Он всегда приносит людям хорошие вести. А как вы думаете, как изображали ангелов?

Обычно их изображали как приятного ребенка с крылышками за спиной.

А какое лицо должно быть у ангела? (Доброе, радостное.)

Вы знаете, к нам прилетел маленький ангелочек и оставил вам вот такие красивые рождественские раскраски. Хотите я вам покажу?

 Хотите, чтобы у вас дома или у ваших друзей появились красочные рождественские картинки? Тогда, давайте сядем за столы и каждый из вас разукрасит свой рисунок, а потом подарите их кому захотите. Ведь рождественские подарки от близких людей,  самые лучшие, самые ценные и дорогие, ведь к ним прилагается ваша любовь и доброта.

- Выбирайте себе любое место и разукрашивайте.

- Теперь давайте рассмотрим ваших рисунки.

Приложение 2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7  г.Донецк Ростовской области

Конспект НОД в старшей группе

Тема: ««Красная голубка» - пасхальная кукла»

старшая группа

Подготовил:

Кудинова С.И.

воспитатель высшей категории

Донецк

2018г

НОД «Красная голубка» - пасхальная кукла, старшая группа.

Области познания: познавательная и художественно-эстетическая.

Цель занятия: Формировать и развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры, через изготовление традиционной народной куклы. 

Задачи: Познакомить детей с историей и традициями на Руси;

Прививать интерес и уважение к народной культуре;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;

Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.

«Речевое развитие»

- воспитывать у детей коммуникативную культуру:  

- умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения.

 «Познавательное развитие»

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности.

 «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

 «Художественно-эстетическое развитие»

- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей о народных праздниках и об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

В НОД использованы методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ

Приемы: художественное слово,  рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Материалы: квадрат и круг из ткани красного цвета, золотая лента,  красные нитки и небольшой кусочек холофайбера.

Ход совместной деятельности:

(Муз.1 Край родной) Дети заходят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!

 -Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь! Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. А теперь:

 - Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь (дети садятся на стульчики полукругом)

 - Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине, о её красоте и традициях русского народа. Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос: «Что такое Родина? Как называется?» (Ответы детей)

- Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка. (Слайд 1 Россия)

       Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу - время, потехе - час». Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье».

"А кто из русских не любит хорошие праздники?!".

Праздники бывают государственные, когда вся страна отмечает этот день и считается выходным днём. А какие государственные праздники вы знаете? (Ответы детей).

Среди популярных и горячо любимых государственных - Новый годДень защитника Отечества, Международный день 8 Марта, ПервомайДень Победы и так далее. Несколько лет назад к ним прибавилось Рождество Христово. И хотя статуса официального и государственного у него нет, праздник объявлен выходным.   (Слайд 2 Гос. Праздники)

А сколь много у нас профессиональных праздников - День стоматолога, День российской науки, День транспортной полиции, День космонавтики, День Военно-Морского Флота, День инженерных войск, День танкиста, День ракетных войск  и др. (Слайд 3. Проф. Пр.)

Какие же народные праздники вам знакомы? (Ответы детей).
Среди народных праздников популярны - Троица, Масленица, Вербная, Покров день, Святки, День Петра и Февронии (день семьи), Крещение Господне, Пасха и другие.
(Слайд 4,5 Нар. Праздники)

- Молодцы ребята! Много праздников вы знаете.

     Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются как среди сельских жителей, так и среди горожан. И по сегодняшний день, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Традиции русского народа особо соблюдаются во время празднования Пасхи. (Слайд 6 Пасха)

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. 

Ребёнок:

Светлеет небо, льётся свет,

Он наступил – святой рассвет:

И будет всё вокруг сиять,

И будут люди повторять:

- Случилось чудо из чудес,

Вы видите – Христос Воскрес!

         Для нас этот праздник имеет особое значение. Каждый год мы узнаём что-то новое и всей семьёй готовимся к Светлой Пасхе, а в саду проводим праздники и выставки народного творчества.

Хочу предложить вам путешествие по реке времени. Давайте вспомним, как мы встречаем этот праздник.

  (Слайд 7 Группа Весёлые человечки и Пасха) (Муз.2 Пасха)

Группа «Весёлые человечки представляет!»

(Слайд 8 Куличи и яйца)

 Перед наступлением этого праздника все пекут куличи и красят яйца. Не только верующие, но и люди, далекие от религии, участвуют в этом обряде.

(Слайд 9 Саша с семьёй у церкви)

Ночью все собирают пасхи и крашеные яйца в корзины, берут всякую снедь, наготовленную к празднику, и несут в церковь. Священник ходит с ведром и веником, и, брызгая святой водой на снедь и прихожан, произносит: «Христос Воскреси!», а все люди вторят ему: «Истинно Воскреси!». Это означает радость от воскресения Христова, которое и празднуется в этот день.

(Слайд 10 Глеб за пасхальным столом) 

Затем все идут «разговляться», то есть вкушать скоромную пищу, которую нельзя было есть в течение всего Поста. 

 ( Слайд  11 пасхальные выставки)

Стало уже доброй традицией, проведение творческих пасхальных конкурсов-выставок. Где вы, всей семьёй показываете своё творчество.

( Слайд 12 пасхальные рисунки и интернет конкурс)

И какой праздник проходит без рисунков с семьёй и работ в детском саду. Творческая мастерская всегда радует всех посетителей. Хочется вспомнить полюбившийся конкурс «Как мы семьёй празднуем Пасху» на сайте одноклассников в группе «Весёлые человечки».

( Слайд 13 пасхальные праздники в детском саду)

В довершении всего пасхальные праздники с играми, стихами, песнями и танцами.

( Слайд 14 Пасха светлая)

Так мы здорово отмечаем Христово Воскресение!

Ребёнок:

Проснулась я и вижу –

Яички на столе,

Причудливые, яркие…

Я точно не во сне?

В окно стучится птичка,

Как будто ангелок,

И небо очень чистое,

Как новенький листок.

Ура, сегодня Пасха!

Ура, Христос Воскрес!

Желаю всем я счастья,

Здоровья и чудес!

- Что- то вы засиделись. На Пасху все радовались, пели и плясали. Приглашаю вас потанцевать, свою удаль показать!

(Танец «Христос Воскрес!», Муз. 3, исполняет Пелагея)

- Вы уже знаете, что Пасху 40 дней празднуют, ходят в гости. Есть у меня знакомая Бабушка Дуняша, я её каждую Пасху поздравляю. Приглашаю и вас к ней в гости. Вы согласны? Вот и хорошо! Только ребята, с пустыми руками в гости не ходят. Я знаю,  Бабушка Дуняша любит подарки, сделанные своими руками. Как вы думаете, что мы можем подарить? Хороший выбор, думаю кукла – оберег ей понравится! А сейчас в путь, это недалеко. (Муз. 4, пасхальная) Дети идут в гости.

Б.Дуняша: - Здравствуйте, гости дорогие Христос Воскреси!

Дети: Воистину Воскреси!

Б.Дуняша: Проходите ко мне в избу… Посмотрите убранство в избе.

У русского народа гостям всегда рады… Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.  После трудового дня люди  на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.

   Когда появилась первая кукла, никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.

Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Воспитатель: А мы пришли к вам в гости не с пустыми руками. Ребята изготовили обереги и хотят вам подарить.

Б.Дуняша: Вижу, вы знакомы с народными оберегами. Спасибо вам за подарок!

А у меня в сундучке есть одна кукла – оберег, особенная. Сейчас весь народ празднует Пасху светлую или как её ещё называют -  красную. Посмотрите – это «Красная голубка», пасхальная кукла. Это единственная кукла полностью красного цвета. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем этих кукол дарили, отдавали паломникам и на следующий год делали новых.

Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?

Перед работой необходимо немного размяться. Предлагаю вам поиграть в игру «Моталочка».

Проходите и в рядок друг напротив друга становитесь. Вот вам карандашик с верёвочкой, посередине – узелок. Пусть два участника возьмут палочки и по сигналу быстро начнут наматывать на них веревочку.

Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

(Муз. 5 Пасхальная «Божья коровка»  Игра «Моталочка»)

Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!

 Мы с вами сегодня будем делать куклу «Красную голубку».

Эта куколка – не для игры, а вешалась в красный угол под образа. Красная голубка напоминает голубя (Символ благой вести о Воскресении Христа). Дарят её с пожеланием любви и согласия в «семейном гнезде».

     Посмотрите, у вас есть квадрат и круг из ткани красного цвета, золотая лента,  красные нитки и небольшой кусочек холофайбера.

(Звучит пасхальная мелодия 6 и7)

За работу! Берем кусочек холофайбера и скатываем в небольшой шарик. Берем квадрат и складываем его в треугольник. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой.

Расправим  концы, чтобы получился треугольник. Углы сбоку – это будут руки, а нижний угол – это туловище. Возьмите  угол для рук и сложите его в середину – это и будет длинна руки. Затем боковые края складываем в середину – это толщина руки. Получившийся край руки взять пучком и обмотать ниткой. Отрезаем кончик нитки и завязываем узелком. Вторую руку выполняем так же. Расправляем руки и формируем туловище. Собираем в пучок, обматываем и завязываем ниткой. Круг с крестообразным надрезом надеваем на туловище, захватываем уголки разрезов и обматываем все на уровне пояса – это юбка. Возьмем золотую тесьму и украшаем голову, и затем туловище куколки. Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?

Какую куклу мы с вами делали сегодня?

Почему кукол делали без лица?

Воспитатель: Вы, очень сегодня постарались, а у нас - то сегодня гости. В этот светлый праздник Светлой Пасхи давайте подарим гостям «Красных голубок», а себе мы сделаем еще в группе.

Дети поют а капелла песню «Как на Пасху» и вручают кукол гостям:

Как на Пасху

Ой, да на красную!

Как на Пасху

Ой, да на красную!

Прилетели голубки

Прилетели голубки

Среди них одна голубка

Среди них одна голубка

Не простая – красная

Не простая - красная

Они сели ворковали

Они сели ворковали

Христа Бога прославляли

Христа Бога прославляли

Воспитатель: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7  г. Донецк Ростовской области

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «День славянской письменности и культуры»

старшая группа

Подготовил:

Кудинова С.И.

воспитатель высшей категории

Донецк

2018г

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
• Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Ход занятия

Воспитатель:

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

 Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности

  • День славянской письменности и культуры — это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.
  • Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.
  • По своему содержанию День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником, объединяющим всех нас, сплачивающим духовно.
  • В России, как и во всех славянских странах, праздник отмечают 24 мая. В светском календаре он назван Днём славянской письменности и культуры, а в календаре церковном - это День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

  Когда вы листаете страницы книги, вряд ли задумываетесь о том,

кто трудился над ней. Может, немножко, поразмышляете об авторе, написавшем ее, или о художнике, чьи иллюстрации украшают книгу.

И не придет в голову думать о тех, кто придумал эти буквы- знаки, кто научил вас читать. Вы, наверное, скажите сейчас, что читать вас научили учителя, родители. Но были и еще два человека, научившие весь славянский народ азбуке.

Этих людей звали Кирилл и Мефодий. Это два брата, два святых монаха, научившие наших предков – славян письменности. Мы благодарны этим людям за то, что они донесли до нас самый драгоценный дар, который есть у человека это слово.

А чем прославились Кирилл и Мефодий? Они создали первую славянскую азбуку.

Ребёнок:

Без букв нация наша исчезла бы с лица Земли. 
Без букв не было бы у нас ни одного 
великого имени, ни одной великой даты, 
ни одной мысли, пронёсшейся в веках...
Стефан Продев

Воспитатель: Создатели славянского алфавита. ( Воспитатель вывешивает фотографию Кирилла и Мефодия)

- Существует библейская легенда о строительстве Вавилонской башни. Строители хотели построить башню выше облаков, выше самого неба. Господь решил наказать людей за их строптивость. Люди разучились говорить на одном языке. Все заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Так Вавилонская башня и не была достроена, и время сравняло её с землёй. Как же трудно, когда люди не могут понять друг друга!

- сегодня не просто день святых Кирилла и Мефодия, но и день единства народа. Ведь до Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности.

-Кто же были Кирилл и Мефодий? По древнейшим жизнеописаниям известно, что отец их, по имени Лев, был греческим чиновником, а мать Мария была родом славянка. Братья с детских лет слышали греческую и славянскую речь. Жили они в греческом городе Солуни.

-Старший, Мефодий, 10 лет прослужил в должности военачальника. Успехи младшего Константина в науках были поразительны: он в совершенстве знал несколько языков, преуспел в изучении риторики, астрономии, геометрии и других науках. Когда он стал монахом, то принял имя Кирилл.

-За большие заслуги, за создание славянской Азбуки Кирилла и Мефодия причислили к святым. Их изображали даже в храмах, на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держал славянскую азбуку.

Воспитатель: Славянская письменность и первые книги. (Воспитатель показывает наглядный материал)

-А вместе с христианством на Руси появились первые книги - Библия и Евангелие. Так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди, которые помогли бы перевести их – это были два монаха Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку на основе греческой. Первой азбукой была глаголица – от слова “глаголь” (речь). А мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей – в честь Кирилла. В ней 43 буквы. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. В России этим двум знаменитым людям поставили памятники в Москве, Владивостоке, Дмитрове и других городах. Памятники стоят и в других странах...

 Исторические изменения в алфавите.

Кириллица стала основой современного алфавита. Как это происходило?

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они понимали о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

-Лишь во времена царя Петра I были внесены в алфавит изменения.

-Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

-В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.

- По истечению многих лет славянская азбука утратила некоторые буквы, и теперь мы ее видим вот такой. Славянской письменности уже 1000 лет! Наша азбука удивительна! И сейчас она не перестаёт поражать нас простотой и удобством.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что и писали в давние времена не ручкой? Кто знает как и на чем писали? (Дети дают свои ответы)

Воспитатель: Много интересных произведений написал наш русский поэт А.С. Пушкин. А писал поэт обыкновенным заточенным на конце птичьим пером и чернилами. Перо обмакивали в чернильницу и аккуратно чтобы не было клякс писали на бумаге. Предлагаем вам почувствовать себя человеком из прошлого и написать пером своё имя. (Дети подходят к столу с принадлежностями и воспитатель показывает технику письма пером).

Воспитатель: Пока чернила немного подсохнут хочу познакомить вас с буквами . (Демонстрационный материал вывешивается на доску).

Каждая буква в древней славянской азбуке была Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни:

«добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.

В народе так говорят: « Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний!

Много пословиц в народе посвящены слову.

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете? (Дети дают свои ответы).

Слово серебро, молчание – золото.

Не велико дело – велико слово.

Говорит красиво, да слушать тоскливо.

С тобой говорить – решетом воду носить.

Красно поле пшеницей, а беседа – умом.

Ну и шепоток – во весь роток.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы! Сейчас мы с вами посмотрим, как у вас получилось писать пером. Скажите: Сложно писать пером? (Дети дают свои ответы). Конечно, новейшие разработки позволяют облегчить письмо в наше время.

 Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Воспитатель: Вот такие красивые буквы, со своими витиеватыми узорами вам в подарок. В свободное время вы сможете окунуться в те далёкие времена и сами создадите неповторимые буквы. И презентация об этом празднике поможет вам закрепить всё о чём вы узнали сегодня.

Приложение 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7  г.Донецк Ростовской области

Конспект музыкального развлечения в старшей группе

Тема: Обрядовый праздник «Троица»

Подготовил:

Кудинова С.И.

воспитатель высшей категории

Донецк

2018г

Цель развлечения: Познакомить детей с православным праздником «Святая Троица», с народными традициями, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к русским хороводам, играм, желание их исполнять. Так воспитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Задачи:

способствовать формированию гармонически развитой личности;

развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;

воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Оборудование: платочки, ленточки, фонограммы русских народных песен, оформление поляны, скатерти, кружки с соком и круглый хлеб.

Предварительная работа: чтение литературы о народных традициях в России, изучение иллюстраций  и видео презентаций из серии «Православные праздники».

Ход праздника:

Дети под русскую народную музыку приходят на поляну берёзовой рощи детского сада и их встречает Воспитатель в русском костюме.

Воспитатель:

Здравствуйте, люди добрые!

Всем здоровыми быть желаем

С праздником поздравляем!

Воспитатель:

Посидим, отдохнём, про старину разговор заведём.

Проходите ребята и устраивайтесь поудобнее на скамейках.

Воспитатель: Мы продолжим сегодня разговор про праздник старинный русский Троицу или Зелёные святки. Что за праздник Троица? (ответы детей)

Троицу праздновали в воскресенье. Провожали весну, встречали лето. Прославляли берёзку, завивали её. Что это значит? Наряжали её лентами, бусами.

Воспитатель: Давайте, ребята, украсим нашу березку.
Игра «Завяжи ленты».
Дети делятся на две команды. У каждого в руках — ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. 

Воспитатель: Украшали дома берёзовыми ветками. Наряжались в нарядные сарафаны, рубахи, плели венки, водили хороводы.

Закличка (проговаривают все дети)
Пусть вьется ленточка-полоска
У солнца в ласковом тепле.
Соединись с землей, березка,
Дай силу травам и земле!
Воспитатель: Вы ребята ленточки вяжите, да добра и здоровья просите.
Ребенок:
Березку наряжали,
Березку прославляли:
Белая березонька, 
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть.

Ребенок: Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!
Под тобой, березонька, все не мак цветет.
Под тобой, березонька, не огонь горит - 
Красны девицы в хороводе стоят,
Для тебя, березонька, все песни поют. 
Исполняется р. н. песня  «Во поле берёзонька стояла», дети водят хоровод.

Воспитатель: Перед Троицей в субботу, - лес именинник, нельзя деревья ломать, дрова рубить. На Троицу вода именинница. Нельзя бельё стирать, полы мыть. В понедельник после Троицы - Духов день. По нему предсказывали погоду на целый месяц. В Духов день земля именинница. Нельзя ямы, огороды копать. На Троицу обходили поля и огороды с молодыми берёзками. Считалось, что берёза спасает от засухи и отдаёт свою силу молодым растениям.

Ребёнок:    

За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая

 Всё в краю родном наполнено

Красотою небывалою

Ребёнок:    

Пролетают гуси – лебеди

Над бескрайними просторами:

Над лугами, над дубравами

 И над синими озёрами.

Воспитатель: Ребята! Птицы к нам прилетают, и играть приглашают.  Я буду вам петь прибаутку о летающих птицах, и насекомых, а вы все должны говорить слова: «Летят, летят!» и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры (поет).
Игра: «Летят - не летят!» 
1.Грачи летят, на всю Русь кричат:
Угу-угу – угу – гу, мы несем весну! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят! 
2. Журавли летят, на всю Русь кричат:
Угу - гу – гу, не догнать нас никому! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят! 
3.Пчелы летят, гудят: жу - жу - жу, медовую несу росу! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят! 
4.Поросята летят, полосатые визжат: хрю - хрю - хрю! Летят!
(дети не поднимают руки) 
5. Воробьи летят на всю Русь кричат: Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят! 
6. Комары летят, звенят, пищат: зы - зы - зы, наточим мы носы! Летят!
(дети поднимают руки) Летят! Летят!
7. Медвежата летят, толстопятые рычат: ру - ру -ру, надоело нам в лесу! Летят!
(дети не поднимают руки) 
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились. А какие вы быстрые, мы сейчас увидим.

Игра «Ворон».
Игроки встают в круг, в середине один ребенок – ворон, у него в руках дудочка.

Дети идут по кругу, приговаривая: «Ворон, ворон, воронок – красный, шитый сапожок. Ты нам дудочку отдай, вместе с нами поиграй».

Ворон: «А кому ее отдать?»

Дети: «Это трудно отгадать».

Ворон встает между двумя детьми и говорит: «Чьи быстрее ножки бегут по дорожке?». Дети бегут по кругу в разные стороны, кто первый возьмет дудочку, тот становится вороном.
Воспитатель: А ещё люди на Троицу угощались пирогами да яичницей. С ними шли в лес. Участники трапез, проходивших около берез, устраивали ритуальное "кормление" дерева.

Приглашаю вас ребятушки за наш импровизированный стол. Угощайтесь соком, да русским хлебом. Принято было отламывать кусочек хлеба и вкушали простую пищу все вместе желая добра и здоровья.

Радуйтесь, березы,
Радуйтесь зеленые!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут. 
Угощение расставляют вокруг берёзки. Дети проходят на полянку накрытую скатертью и усаживаются на одеяла вокруг угощения. Под русскую народную музыку все угощаются.

Воспитатель: Ветки березы использовали наши предки в качестве оберега от нечистых духов. Ими украшали церкви, дома и хозяйственные постройки. Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду Троицких венков. А мы сегодня проведём конкур веночков у девочек и букетов у мальчиков. Давайте полюбуемся красотой природы и труда человека.

Девочки демонстрируют свои веночки, а мальчики свои букеты.

Воспитатель: Очень красивые получились ваши работы. В старину веночки и цветы дарили рекам и озерам. Так люди просили дождя у природы, чтобы все хорошо росло. У нас с вами река находится далеко и поэтому, мы украсим эти березки своими венками и букетами.

Ведущая:
Прощай, березонька белая!
Прощай, березонька кудрявая!
Вместе: Прощай, Троица да зеленая!
Ведущая:
Празднику честному Троице – злат венец, а вам дорогие гости - здоровья и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»

Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.Осно...

ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»

Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.Осно...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам....

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: "Вифлеемская звезда" (к празднику Рождества Христова)

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно — нравственного воспитания ребёнка строится через прио...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками»

В проектной работе с детьми 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с православными праздниками» представлена актуальность, значение, возможности и ус...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: дидактическая игра «Чемоданчик знаний Россия».

Привить любовь к Родине. Вызвать патриотические чувства. Закрепить знания детей о стране, в которой они живут. Пополнить словарный запас дошкольников....