ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»
проект по теме

Хузягалиева Газима Миннегалиевна

Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.

Основная идея программы - воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего и любящего свою Родину, свой народ, традиции национальной культуры, активно участвующего в ее возрождении.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_o_rip_._huzyagalieva.docx398.73 КБ
Microsoft Office document icon proekt._duhovno-nravstvennoe_vosp.doc172 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 25»

 

 

   

ПРОЕКТ

на тему:  « Духовно – нравственное воспитание  дошкольников в процессе

ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»

Старший воспитатель:

Хузягалиева Газима Миннегалиевна.

Воспитатель:

Гильмутдинова Лилия Разифовна

 

Краткое описание инновационного проекта (программы)

Направление инновационной деятельности в сфере образования

Разработка, апробация и внедрение инновационных образовательных программ.

Наименование инновационного проекта (программы)

Программа по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.

Основная идея инновационного проекта (программы)

Воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего и любящего свою Родину, свой народ, традиции национальной культуры, активно участвующего в ее возрождении.  

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

     Исследуя актуальную тему, мы опираемся на богатейший опыт традиционной педагогической и методической мысли (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский и другие) и на новейшие достижения отечественной педагогики, опыт современных учителей-новаторов, а также специалистов в области краеведения: В.Н.Иванова, А.В. Даринского, А.К. Омельчука, Г.Н. Волкова, Е.Г. Сусой, В.Н. Няруй, В.П. Петровой, Г.П. Харючи, Л.А. Пимановой, Н.В. Лукиной, В.М. Кулемзина, Л.Ф. Колмаковой, Л.Ф. Липатовой и других. Кроме того, методология исследования базировалась на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан

      Приобщение детей к истокам  культуры народов Республики Татарстан, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, на сегодняшний день становиться всеобщей идеей нашего государства и роль системы дошкольного образования возрастает, становиться наиболее актуальной. Содержанием нравственно-патриотического воспитания является тот опыт, который приобретается в детстве. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к истории и национальным истокам татарского народа. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в eё возрождении, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что с этим связано.

     Актуализация национальной системы образования является одним из существенных условий развития современного образования. Республика Татарстан объединяет на своей территории много национальностей: башкиры, удмурты, чуваши, мордва, русские, татары и другие народы.  Наш детский сад не исключение. В группах есть дети разных национальностей. Культура народов Поволжья  является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности  видеть красоту и гармонию, и, вместе с тем, способствует  развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных учебных заведениях.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Цель: разработать и апробировать программу  духов

ного -нравственного воспитания дошкольников  в процессе ознакомления с культурой  народов Республики Татарстан.

При работе по данному направлению  решались следующие задачи:

-Развивать познавательный интерес, любознательность к истории и народной культуре.

-Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи.

-Воспитать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа.

-Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно-бытовые праздники.

-Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно - образовательном процессе детского сада.

- Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как: доброта, сострадание, внимательность, сопереживание,     ответственность, уважение к старшим.

Сроки реализации инновационного проекта (программы)

Сентябрь 2015 год - август 2018 год

Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы)

Финансирование осуществляется за счет внебюджетных  средств 50 000 рублей

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

1.Созданы условия для духовно – нравственного воспитания;

2.Создана соответствующая предметно-развивающая среда;

3.Сформированы  творческие  группы единомышленников;

4.Введено в традиции ДОУ проведение народных праздников, обрядов, театрализованных представлений;

5.Сформировано сознательное и толерантное отношение к людям различных национальностей, цвета кожи и вероисповедания;

6.Разработаны  и реализуются  собственные парциальные программы и педагогические технологии;

7.Повысилась мотивация к изучению культурного наследия народов Татарстана у педагогов, воспитанников и их родителей.

Предложения по распространению и внедрению  результатов инновацион

ного проекта (программы)

-Размещение информации об инновационном опыте на сайте ДОУ;

-Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности.

-Публикация материалов об инновационной деятельности в печати.

-Создание пакета методических рекомендаций по внедрению программы в ДОУ.

-Проведение семинаров для педагогов и руководителей ДОУ НМР.

-Занесение в банк данных передового педагогического опыта Республики Татарстан.

Реквизиты документов, подтверждающих прохождения организацией предварительной экспертизы (при наличии)

нет

3. Программа реализации инновационного проекта (программы)

3.1. Исходные теоретические положения.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако в новых комплексных программах проблема духовно-нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

К тому же не все педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Некоторые  путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». ( Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей.

В раскрытии сущности духовно – патриотического воспитания  особую роль играют филосовско – гуманистические и педагогические идеи К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др.  Они считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины не отделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Одним из средств воспитания К.Д. Ушинский считал приобщение к народной культуре, с помощью которой развиваются основные качества личности и свойства национального характера. Особое место в воспитании он отводил родному языку, как части народной культуры. К. Д. Ушинский, являясь основоположником принципа народности в воспитании, считал, что у каждого народа есть собственный идеал человека и должна быть выстроена своеобразная воспитательная система, основанная на традициях народной педагогики и включающая достижения национальной культуры. Воспитание, созданное самим народом и основанное на национальных началах, имеет особую силу, которой нет в самых лучших системах, базирующихся на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное "одичание" детей и молодежи.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом   и  Мефодием.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

За последние годы в различных регионах (Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, в Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и других) накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общинности и семейной соборности.

Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи: восстановление отечественной культуры пестования малышей, создание приближенной к традиционной предметно-развивающей среды.

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют, прежде всего, духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.

3.2. Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы).

1 этап – организационный (2015-2016 г.г.)

-   разработка нормативно - правовой базы;

-   создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по программе;

-   создание модели инновационной образовательной программы;

-   подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике. 

2 этап – основной (2016 – 2017 г.г.)

-  анализ результатов реализации программы в учреждении, корректировка содержания, подведение итогов первого этапа;

-  обновление и обогащение предметно-развивающей среды в учреждении;

-  совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;

-  обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы учреждения перед родителями и общественностью.

3 этап – заключительный (2017-2018г.г.)

анализ результатов реализации программы в учреждении, корректировка содержания, подведение итогов, обобщение опыта работы педагогов;

-   трансляция педагогического опыта на районных, городских и региональных мероприятиях.

3.3. Содержание и методы реализации инновационного проекта (программы), необходимые условия организации работ.

В процессе реализации программы используются следующие методы:

  • изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме программы, нормативных и инструктивных документов;
  • теоретическое моделирование;
  • методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.);
  • использование ИКТ в организации инновационной методической работы;
  • метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.

Содержание инновационной/ экспериментальной деятельности:


п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1 этап – организационный (2015-2016 г.г.)

Разработка нормативно - правовой базы

Сентябрь-ноябрь

Заведующий   Смакова А.Т.

Старший воспитатель

Хузягалиева Г.М.

Педагог-психолог  Амирханова Лейсан Гусмановна.

Создание творческой группы из  высоко

квалифицированных и творческих специалистов для работы по разработке программы

Сентябрь

Заведующий  Смакова А.Т.

Диагностика педагогов.

Астафьева Н.С. «Оценка деятельности воспитателя». Москва. Восхождение. 2008 год.

 

Октябрь

Старший воспитатель Хузягалиева Г.М.

Создание модели инновационной образовательной программы: «Программа по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»

Ноябрь

Творческая группа

Совершенствование развивающей предметно-пространственной образовательной среды

В течение года

Заведующий   Смакова А.Т.

Старший воспитатель

Хузягалиева Г.М.

2 этап – основной (2016 – 2017 г.г.)

Разработка и реализация инновационных продуктов по теме исследования. Участие в конкурсах педагогических достижений

Декабрь - февраль

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Установление тесных связей с семейным воспитанием

В течение года

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Участие в научно-практических конференциях  различного уровня по теме

В течение года

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Организация  выставки-ярмарки проектов и методических разработок по программе «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе  ознакомления дошкольников с культурой народов Республики Татарстан»

Март

Старший воспитатель

Педагоги

3 этап – заключительный (2017-2018г.г.)

Сравнительный анализ

Май 2017года

Старший воспитатель

Педагог-психолог                              Воспитатели

Отчет об итогах инновационной деятельности ДОУ на педагогическом Совете ДОУ

Сентябрь

Старший воспитатель

Педагог-психолог                             воспитатели

Внедрение в практику работы учреждения,  при положительной динамике духовно – нравственного воспитания дошкольников, опыта экспериментальной деятельности.

В течение года

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

3.4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу.

1 этап – организационный (2015-2016 г.г.)наличие нормативно-правовой базы, ресурсов и развивающей предметно-пространственной образовательной среды для реализации программы.

2 этап – основной (2016 – 2017 г.г.) – повышение познавательной активности дошкольников, формирование патриотических чувств, расширение кругозора и толерантного отношения к культурам других народов, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление отчуждение родителей от образовательного учреждения, заинтересованность и вовлеченность родителей  в образовательный процесс учреждения, создание методической базы проекта, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

3 этап – заключительный (2017-2018г.г.) повышение рейтинга образовательного учреждения в районе и регионе, привлечение внебюджетных средств.

3.5. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

С педагогами:

  • диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ,
  • результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей,
  • комплексный анализ методической работы за год.

С  детьми:

  • наблюдение,
  • собеседование,
  • диагностика:

С родителями:

  • анкетирование,
  • тестирование.

3.6. Календарный план реализации инновационного проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов).


п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Планируемый результат

Целевая аудитория

Ответственный исполнитель

1 этап – организационный (2015-2016 г.г.)

Разработка нормативно - правовой базы

     Пересмотреть содержание воспитатель

но-образовательного процесса старших дошкольников и внести соответствующие дополнения.

    Разработать авторскую программу, направленную на формирование  интереса  к познанию истории и культуры нашего края у детей дошкольного возраста  «Түбән Кама – яшел бишек».

   Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания авторской программы «Түбән Кама – яшел бишек».

   Заключить договора с социальными партнера

ми о совместной деятельности.
  Обеспечить программ

но-методическое сопровождение.
   Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей

Сентябрь - ноябрь

Пакет нормативно правовых документов

Участники образовательного процесса

Заведующий Смакова А.Т.

Старший воспитатель

Хузягалиева Г.М.

Воспитатель Гафурова Н.В.

Воспитатель Гафурова Н.В

Заведующий Смакова А.Т.

Старший воспитатель

Хузягалиева Г.М.

Создание творческой группы из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по разработке программы

Сентябрь

Работы творческой группы по разработке программы

Педагоги

Заведующий

Ознакомление с научно-методической литературой и опытом работы регионов по теме.        

Ноябрь

Повышение компетентности педагогов в разработке авторских педагогических программ

Педагоги

Старший воспитатель

Воспитатель

Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам духовного развития дошкольников. Анкетирование педагогов

Ноябрь - декабрь

Выявление уровню готовности педагогов к внедрению инновации

Педагоги

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Проведение педагогического мониторинга участников образовательного процесса по теме исследования

Ноябрь - декабрь

Выявление уровня духовного развития детей экспериментальной и контрольной групп

Дети, родители (законные представители)

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Родительские собрания в ДОУ:

1.Ознаколмение родителей с темой инновационной деятельности.

2.Анкетирование родителей. “Нужен ли татарский язык?»

В течение года

Определить педагогические условия реализации принципа преемственности в духовном  развитии детей между родителями и ДОУ.

Педагоги

Родители

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Создание модели инновационной образовательной программы: «Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»

Декабрь

Презентация модели инновационной образовательной программы на семинаре педагогов учреждения

Педагоги

Творческая группа

Постоянно-действующий семинар для педагогов ДОУ по внедрению инновационной образовательной программы

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в реализации программы

Педагоги и специалисты

Заведующий

Старший воспитатель

 Совершенствование развивающей предметно-пространственной образовательной среды

Оснащение групповых помещений дошколь

ного учреждения предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание уголков старинного     быта народов Поволжья).

В течение года

Наличие развивающей предметно-пространственной образовательной среды для реализации программы

Участники образовательного процесса

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

2 этап – основной (2016 – 2017 г.г.)

Разработка и систематизация  инновационных продуктов по программе

Декабрь - февраль

Создание методической базы педагогов и учреждения

Педагоги

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Установление тесных связей с семейным воспитанием

-Игра-викторина "Что? Где? Когда?"

Музыкальные праздники  «Гаиләм — алтын бишегем»

-Физкультурные праздники “Слава спортсменам родного края», «Игры наших бабушек и дедушек»

-Утренники:  “Татарстан минем туган җирем”, «Нижнекамск - родной мой город », «Четыре времени года родного края»

-Досуг «Семья – семь я!»

-Выставка «родовое дерево».

В течение года

Проведение сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий и других мероприятий совместно с родителями

Дети, родители (законные представители)

Заведующий

старший воспитатель

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Педагоги

Участие в научно-практических конференциях  различного уровня по теме.

В течение года

Повышение педагогической компетентности

Педагоги

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Открытые интегрированные занятия, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, проекты

 Игра «Кукла моей бабушки». Украшение национальных костюмов для кукол

Занятия «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы родного края»

«Путешествие с Лесовичком», , «Ярмарка», «Ал кирәк, гөл кирәк”, “Зәлидә”, «Путешествие в сказку» «Забочусь о своём здоровье»( с использованием элементов фольклора)

Национальные праздники «Сөмбелә»,”Нәүрүз”, “Сабантуй”, «Ярмарка», “Масленица”и т.п.

В течение года

Конспекты занятий, презентации мероприятий с детьми, фотоотчеты по играм-путешествиям, проектам.

Педагоги

Старший воспитатель

Анализ продуктов детский деятельности (книги, стенгазеты, рисунки, поделки)

Стенды:

-«Салават күпере»,

-«Война глазами детей»

-“Туган ягым буйлап күңелле сәяхәт”.

Оформление альбомов:

--«К родным истокам»,

-«Природа родного края»,

 -«Родной свой край люби и знай»,

- «Наш дом – Татарстан»,

- «Наш любимый  Нижнекамск»,  

- «Прошлое нашего народа»

2. Разработка методических рекомендаций по приобщению детей дошкольного возраста к родным истокам.

В течение года

Выработка рекомендаций для педагогов и родителей по гармонизации детско-родительских отношений

Участники образовательного процесса

старший воспитатель

Педагог-психолог

Систематизация продуктов педагогической деятельности

Март

Организация  выставки-ярмарки проектов и методических разработок по инновационной образовательной программе в учреждении

Педагоги

старший воспитатель

Постоянно-действующий семинар для педагогов ДОУ по реализации инновационной образовательной программы

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в реализации программы

Педагоги и специалисты

Заведующий

Старший воспитатель

Групповые и индивидуальные консультации по актуальным вопросам духовно – нравственного воспитания

-«Роль народного творчества в развитии речи детей».

-«Воспитание толерантной личности в процессе поликультурного образования»

-«Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»

-«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития».

В течение года

Повышение уровня профессиональ

ной компетентности педагогов в реализации программы.

Педагоги и специалисты

Заведующий

Старший воспитатель

Практикумы для воспитателей по внедрению в практику новых технологий, форм работы с семьей

Сентябрь, ноябрь, апрель

Формирование педагогической культуры и личностно-педагогической самореализация у педагогов

Педагоги

Старший воспитатель

3 этап – заключительный (2017-2018г.г.)

Анкетирование родителей по результатам реализации инновационной программы

Май 2017

Повышение рейтинга образовательного учреждения среди родителей в поселке

Родители (законные представители)

Старший воспитатель

Педагог-психолог                             Воспитатели

Отчет об итогах инновационной деятельности ДОУ на педагогическом Совете учреждения

Сентябрь

Решение о внедрении в практику работы учреждения инновационной образовательной программы: «Программа ддуховно – нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с културой народов Республики Татарстан»

Педагоги

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог                              Воспитатели

Внедрение в практику работы учреждения, инновационной образовательной программы

В течение

года

Повышение чувств патриотизма,  гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке, кругозора и толерантного отношения к культурам других народов у детей дошкольного возраста

Педагоги

Заведующий

Старший воспитатель

                            Воспитатели

Обработка данных программы и анализ его результатов

май

Публикация материалов

Педагоги

Заведующий

Старший воспитатель

Распространение инновационного опыта на семинарах, творческих встречах, очных и заочных конференциях различного уровня (выступления, статьи, организация встреч)

В течение года

Повышение рейтинга образовательного учреждения в районе и регионе

Педагоги

Заведующий

Старший воспитатель

Воспитатели

Педагоги

3.7.Перечень научных и (или) учебно – методических разработок по теме инновационного проекта

  1. Корепанова М.В. Методические рекомендации к программе социально – личностного развития детей дошкольного возраста. –М.Баласс, 2007г.
  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
  3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.
  4. Бедиров М. На традициях народов Дагестана. // Народное образование. - 1998. - №9-10. - С.130-131.
  5. Белозерцев Е., Сороковых В. Смысл национального образования в теории культурно-исторических типов Н.Данилевского. // Almamater. – 1994. - №2. – С.3-6.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968. – 464с.
  7. Бычкова Т.А. Интернационально-патриотическое воспитание историей учащейся молодежи. - М.:Просвещение, 1989. - 23с.
  8. Владимиров В.И. Школьный музей и преподавание регионального компонента. // Преподавание истории в школе. - №2. – 2000. – С.64-66.
  9. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа, 2005, № 3. – С.54-58 .
  10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений в 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – 1983. – 368 с
  11. Мир детства: Дошкольник / В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и др. – М.: Педагогика, 1987. – 255 с.
  12. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  13. Сухомлинский В.А. Проблема воспитания всесторонне развитой личности. – Киев, 1979. – 686с.
  14. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1973. – 208с.
  15. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. – Казань: Издательство «Карпол», 2002. –230с

4.Обоснование возможности реализации   инновационного проекта (программы)

1.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.20).

2.Закон Республики Татарстан от 22.07.2013г. №68-ЗРТ «Об образовании» (ст.11).

3.Постановление №640 от 05.09.2014 года «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками».

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2013 г. № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

5.Приказ №7677/14 от 26.12. 2014 г. «Об экспертном совете при Министерстве образования и науки Республики Татарстан по инновационной работе в системе образования».

6.Положение «Об экспертном совете при Министертстве образования и науки Республики Татарстан по инновационной работе в системе образования».

5.Финансовое обоснование реализации программы

№п/п

Смета затрат

Всего по смете

Предполагаемый источник финансирования

1

Обучение педагогов

10 000 рублей

Внебюджетные средства

2

Совершенствование материальной базы для сопровождения эксперимента

20 000

Внебюджетные средства

3

Приобретение литературы по проблемам духовно – нравственного воспитания дошкольников

10 000 рублей

Внебюджетные средства

4

Участие в выездных научно – практических конференциях, семинарах

5000 рублей

Внебюджетные средства

5

Материальное стимулирование педагогов-участников эксперимента

5000 рублей

Внебюджетные средства

6.Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта

В ходе реализации программы по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан, активном использовании развивающих технологий для успешного развития дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, осуществляется полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень образования.

Система духовно-нравственного воспитания ребенка построена на и через приобщения его к культурному наследию  народа Республики Татарстан. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Данная инновационная программа позволит увеличить духовно воспитанных  детей дошкольного возраста, систематизировать и интегрировать работу по сохранению и укреплению знаний о культуре народов Республики Татарстан.

Опыт деятельности детского сада по реализации программы может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, работающих в данном направлении.

Дальнейшими направлениями реализации программы могут стать следующие:

- размещение информации о реализации  инновационной программы на сайте ДОУ, в сети Интернет;

- публикации в региональных СМИ;

- трансляция (презентация) опыта работы на республиканском уровне;

- организация региональных семинаров по внедрению инновационной программы;

- издание авторских программ,  методических пособий и сборников.

- возможность включения в федеральные инновационные проекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»

Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.Осно...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культуры народов России

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе  культуры народов России...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культуры народов России

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе  культуры народов России...

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истории, традициям и национальной культуре народов Республики Татарстан»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истории, традициям и национальной культуре народов Республики Татарстан»...

Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»

Доклад   Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...