Родина Деда Мороза
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

информация о русском Деде Морозе ,его украинских и белорусских собратьев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_dm.docx196.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дед Мороз

Дед Мороз

Ded Moroz 72.jpg

Мифология:

восточнославянский городской фольклор

Местность:

С конца 1980-х Архангельск, с 1995 года Лапландский заповедник, с 1998 года — Великий Устюг[1], в 2012 также Северный полюс[2]

Толкование имени:

зимний персонаж, олицетворяющий холод

Имя на других языках:

укр. Дід Мороз
белор. Дзед Мароз

Пол:

мужской

Связанные персонажи:

внучка Снегурочка, преемник Мальчик Новый Год

Связанные понятия:

новогодняя ёлка, подарки

Связанные события:

Новый год

Атрибуты:

посох, шуба, рукавицы, валенки, борода

В иных культурах:

см. Санта-Клаус и подобные персонажи

Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя[источник не указан 42 дня]. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка[3]. Прообразом Деда Мороза является славянское божество — повелитель зимы, холодов и морозов[4].

Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Содержание

История возникновения

Исследования

В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает[3], что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением[5], указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге[6].

Славянская мифология

Подробнее по этой теме см. Мороз (мифология).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/%D0%94%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7.jpg/170px-%D0%94%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7.jpg

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко)[7]. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай[7].

Формирование образа

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/Ded_Moroz_Snegurochka_Christmas_card.jpg/170px-Ded_Moroz_Snegurochka_Christmas_card.jpg

Дореволюционная открытка

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович»[8], в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода[5][9].

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь[5]:

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза[10]. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost)[11].

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/8/8b/Ded_Moroz_by_Solomon_Boim_1941.jpg/300px-Ded_Moroz_by_Solomon_Boim_1941.jpg

Образ Деда Мороза использовался в антинацистской пропаганде во время Великой Отечественной войны

Дед Мороз на тройке, марка СССР, 1971.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений[5].

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики[12]. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка[13]. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов[14].

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф[15].

Дед Мороз и православие

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным[5]. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий[16]: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».

В России

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/be/Residenz_von_Vaeterchen_Frost.jpg/170px-Residenz_von_Vaeterchen_Frost.jpg

Дом Деда Мороза в Великом Устюге.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/e/e2/%D0%94%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7_%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C.jpg/170px-%D0%94%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7_%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C.jpg

Летняя резиденция Деда Мороза. Тверь, 18 июня 2016.

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки[17]. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе[18]. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза»[1]. В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября[19]. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы[19].

Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг[20].

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица[21].

Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения[22]. Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября — дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем[23].

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска»[24].

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме[25].

В Белоруссии

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Ded_moroz_belarus_2.jpg/170px-Ded_moroz_belarus_2.jpg

Белорусский Дед Мороз в его осеннем наряде.

В Белоруссии Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) также имеет свою официальную резиденцию. 25 декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща» приветствовал в своей усадьбе первых гостей белорусский Дед Мороз со Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, встречает гостей[26]. За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира[27].

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой[28]. Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был Вячеслав Семаков, заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой)[29][30].

Общая площадь поместья составляет 15 гектаров[31]. Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки, Сокровищница (белор. Скарбніца), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как ошибочно[32] заявляют в национальном парке, «самая высокая в Европе» сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет[31].

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке им. Горького[31][33].

С 2011 года Белорусская железная дорога организовала праздничный вагон в поместье Деда Мороза в Беловежскую пущу, который будет курсировать с 23 декабря[34].

На Украине

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/16/Maidan_Nezalezhnosti_003.jpg/170px-Maidan_Nezalezhnosti_003.jpg

Дед Мороз на Майдане Незалежности, 2003.

На Украине Дед Мороз (укр. Дід Мороз) повсеместно известен, но своей официальной резиденции не имеет. «Конкуренцию» Дед Мороз составляет Святому Николаю, который с 2004 года имеет резиденцию в селе Пистынь в Ивано-Франковской области, где принимает местных и зарубежных гостей[35].

Некоторые журналисты считают[36], что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника Святого Николая (укр. святий Миколай)[37], который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку[38] (см. Никола Зимний). До революции в Российской империи Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка) или Щедрый вечер и имел свою атрибутику и ритуалы[36].

В ноябре 2014 года городской голова Киева Виталий Кличко подписал указ о том, что главная ёлка Украины должна переехать с Площади Независимости на одну из древнейших площадей Киева — Софийскую площадь. Празднование Нового Года будет происходить с участием Святого Николая[39]. Организаторы говорят о стремлении восстановить древние традиции празднования Нового Года[40][41].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение " Путешествие черепахи на родину Деда Мороза"

Увлекательное развлечение для детей подготовительной и старшей групп в конце года. Дети с удовольствием повторят полюбившиеся в течение года песни и танцы, послушают музыку по временам года, встретятс...

Конспект Образовательной деятельности "Великий Устюг - родина Деда Мороза"

Конспект занятия по Познавателному развитию для подготовительной к школе группы...

Презентация "Великий Устюг - родина Деда Мороза"

Презентация поможет детям совершить путешествие на родину Деда Мороза, поверить в чудеса, поможет создать предновогоднее настроение....

Великий Устюг-Родина Деда Мороза"

Занятие по познавательному развитию про Великий Устюг и про Деда Мороза....