Воинская слава Кубанских казаков
план-конспект занятия по теме

Калашникова Татьяна Викторовна

Данное занятие разработано для детей 6-7 лет и может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений и педагогами дополнительного образования в течение года. Оно знакомит ребят с историей их малой Родины, с жизнью и бытом Кубанского казачества, с традициями наших предков, с особенностями военной службы в те времена. На занятии дети узнают о том,  как воспитывали мальчиков – казаков, чем занимался глава семьи и какие обязанности были у женщин – казачек. Современные дети недостаточно информированы об истории своей страны и мало знают о своих предках. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, знакомой улицы, города. Прикосновение к истории Кубани на занятии будит мысль ребёнка, заставляет эмоционально сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazaki.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

ПЛАН - КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ   ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

“Воинская слава Кубанских  казаков“

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ   ДЕТСКОГО   ТВОРЧЕСТВА     “СОЗВЕЗДИЕ“

Педагог дополнительного   образования

Калашникова Т.В.

   Пояснительная записка: Данное занятие разработано для детей 6-7 лет и может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений и педагогами дополнительного образования в течение года. Оно знакомит ребят с историей их малой Родины, с жизнью и бытом Кубанского казачества, с традициями наших предков, с особенностями военной службы в те времена. На занятии дети узнают о том,  как воспитывали мальчиков – казаков, чем занимался глава семьи и какие обязанности были у женщин – казачек. Современные дети недостаточно информированы об истории своей страны и мало знают о своих предках. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, знакомой улицы, города. Прикосновение к истории Кубани на занятии будит мысль ребёнка, заставляет эмоционально сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

   Цель:  Познакомить  детей  с  жизнью, бытом  и  культурой  Кубанского казачества. 

   Задачи:  

                              Обучающие 

  • Обобщить  и  расширить  знания  детей  об  истории земли  кубанской, Краснодарского  края  и  города  Краснодара.
  • Продолжать учить песни  и  стихи  о  Кубани, Краснодарском  крае, городе  Краснодаре.
  • Познакомить  детей  с  некоторыми боевыми,  трудовыми, культурными   традициями казачества.

                       Воспитательные

  • Воспитывать  уважение  к  защитникам  Кубани,  вызывать  желание  быть  похожими  на  них.
  • Формировать  чувство  гордости  за  героев  Отечества,  за  свой  народ,  за  свою  страну.
  • Способствовать пробуждению у детей чувства  любви  к  малой  Родине, к  родному  краю.
  • Пробудить  интерес  к  истории  своего народа, своего  края,  своей  страны,  желание  лучше  узнать  её.
  • Воспитать  умение  сотрудничать,  соблюдать  правила  игры  в  группе,  в  коллективе.

                         Развивающие

  • Расширять  кругозор  и  обогащать  словарный  запас  детей.
  • Развивать  зрительную  и  слуховую  память,  произвольное  внимание,  пространственные  представления.
  • Способствовать  развитию  познавательного  интереса,  наблюдательности,  любознательности  и  самостоятельности.  
  • Совершенствовать   навыки   физической   культуры.  Развивать  ловкость,  быстроту,  смелость,  выносливость.

 Тип  занятия:  Комбинированный

 Вид  занятия:  Практическое  занятие

 Формы  работы:  Групповая          

 Методы:  Словесный

                   Практический

                   Наглядный

                   Игровой

Технологии: Элементы  личностно – ориентированной, игровой, здоровье – сберегающей, информационно – коммуникационной.

                   

 Оборудование: компьютер,  мультимедийный  плеер, презентация  “Воинская  слава  Кубанских  казаков”,  магнитофон, казачьи   костюмы  для  мальчиков  и  девочек,  уголок, убранный  предметами  казачьего быта, ленточки  для  танца,  две лошадки  на  палочке, предметы для полосы препятствий,  вареники, ложки,  посуда, диск с записью песен в исполнении Кубанского казачьего хора.

                 

  Предварительная   работа:

    Знакомство  с   государственными символами  России и символами Краснодарского  края.  Беседы  с  детьми,  чтение  стихов и  разучивание  песен о Кубани и  казачьих  пословиц.

Литература:

  1. Мовчан А.С.  “Казаки” (быт и традиции), Ростов-на-Дону, Гефест, 2004г.
  2. Шумов В.В. “История казачества”, Ростов-на-Дону, КСС, 2005 г.
  3. Кубанская азбука для детей и их родителей. Сост. О.Хамцова, Краснодар, Перспективы образования, 2007 г.
  4. Борисов В.И. “Занимательное краеведение”, Краснодар, ККИ, 2005 г.

                                    План  проведения

 

I.Вводная  часть.

Вход  в  зал под музыку.

Организационный  момент.

Приветствие.

II.Основная  часть.

Просмотр  слайдов  мультимедийной презентации.

Рассказы  педагогов по теме.

Игры и конкурсы.

  • Смелый  всадник
  • Варенички
  • Плетень

Чтение  стихов.

Исполнение песен.

III. Заключительная  часть.

Подведение  итогов  занятия.

Контроль усвоения полученной информации.

Прощание  с  детьми.

Ход   занятия

  Дети в казачьих костюмах  входят  в  зал  под музыку  песни  “Ехали казаченьки”  в исполнении Кубанского казачьего хора.

  Педагог:  Здравствуйте, ребята! Кто может сказать , почему так необычно начинается  наше занятие? Звучит народная музыка?  Вы в красивых костюмах?

  Предполагаемые ответы детей: Это казачьи костюмы. Казаков можно увидеть в нашем городе Краснодаре. Казаки раньше жили  в  нашем крае и охраняли его от врагов.

  Педагог: У  каждого  человека есть своя малая Родина. Это место, где он родился и живёт. Дом и улица, которую  он любит. Сегодня  мы  с  вами  будем  говорить о нашей малой Родине,  прекрасном и  благодатном Краснодарском крае, в  котором мы живём. Наше занятие проходит в преддверии  Дня защитника Отечества и мы посвящаем его защитникам нашей родной Кубани – казакам.

1-ый ребёнок:

  Родимый   край, простор   полей  безбрежный,

  Хлеба   стеной   кругом,  куда  ни  глянь.

  Мы   землю  эту  преданно и нежно

  Зовём   певучим  именем  Кубань.

2-ой ребёнок:

  Степь   в  хлебах,  над  степью  соколы,

  Да   сады,   отрада  глаз…

  Быть   кубанцем   честь  высокая,

  Край   особенный  у  нас.

3-ий ребёнок:  

  Пока  жива  людская  память

  И  каждый  день  прошедший  свят –

  Жива  история  Кубани!

  Кубань – цветущий  вечно  сад!

4-ый ребёнок:

  Могучие  горы,  степные  просторы,

  Приморского  берега  грань,

  Леса  и  поляны,  сады  и  лиманы –

  Всё  это  родная  Кубань!

5-ый ребёнок:

  Родные  станицы,  разливы  пшеницы,

  Плывёт  за  комбайном  комбайн.

  Огни  городские,  гудки  заводские –

  Всё  это  родная  Кубань!

6-ой ребёнок

  Дары  свои  щедро  открыли  нам  недра,

  Морями  разлились  хлеба.

  Здесь  труд  величавый  сроднился  со  славой –

  Всё  это  родная  Кубань!

7-ой ребёнок

  Весёлые  песни  летят  в  поднебесье,

  Просторная  высь  голуба.

  И  нету  красивее  края  России,

Все дети вместе:

  Чем  наша  родная  Кубань!

Слайд  Кубань – река

  Педагог: Почему  край,  в  котором  мы живём, называется  Кубань?  Наша родная  земля  называется  так, потому  что  по  ней  протекает река Кубань. Берёт она своё  начало  далеко, у горы Эльбрус. В  длину  достигает  почти  сто тысяч километров. В  своём  течении меняет  характер. В  верхней  горной  части течение быстрое,  нрав буйный! А затем  она  замедляет  свой бег, становится  более  спокойной. В нашем городе река Кубань судоходная, по ней ходят катера, пароходы, баржи, лодки. В реке водится рыба, вода используется  для полива растений.  Без  воды нет жизни!

Исполнение песни “Моя Кубань”

  Педагог: История нашего города начинается  с  его основания в 1793 году запорожскими казаками.

Слайд  Екатерина Вторая и запорожские казаки

  Екатерина  Вторая – царица

  Матушкой  в  песне  казачьей  зовётся.

  Здесь  разрешила  она  поселиться

  Преданным  ей  казакам – черноморцам.

  И  в  благодарной кубанской  столице

  Высится  памятник мудрой царице.

Слайд  памятник Екатерине Второй

  Царица Екатерина Вторая подарила Черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья реки Лабы за их ратные заслуги перед Отечеством. Казакам поручалось охранять южные границы России.  Переселившись  на  Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой  “войсковой  град” именем Екатерины. Вплоть до 1920 года Краснодар называли Екатеринодаром.

 

  Педагог: В  наши  дни,  когда  идёт  возрождение  казачества  всей  России,  возрождается  доброе  имя  тружеников  и  воинов,  защитников  Отечества, мы  хотим  поговорить  и  подумать  о  том,  в  чём  сила,  тайна  казачества.  А  это    верность  Родине  и  любовь  к  земле,    сила  богатырская  и  удаль,  православие  и стихийная  жажда  вольности,  беспрекословное  подчинение  старшим.

  Что  такое  казачество?  Просто  так,  в  один  миг  не  расскажешь.  

Слайд   Казаки  на  конях

  Казак  в  переводе с  тюркского  означает вольный  человек,  удалой,  то есть  никому  не  принадлежащий. Селились  казаки  на  берегах  рек:  Волги, Дона,  Терека,  Урала,  Кубани. Где  вода, там  и  жизнь!  А  жизнь  казака  была  не лёгкой. Если  начиналась  война – садился  казак  на  коня,  брал  шашку в руки  и  воевать  был  обязан  до  победы. Жизнь  казака  была  полна  опасностей,  так  как  враги  нападали  часто,  а  казаки любили свою  Родину  и  готовы  были  в  любой  момент  встать  на  её  защиту. Военная  служба  для  казака – это  его  жизнь,  его  честь,  гордость  и  святыня. Казаки  участвовали  во  всех  войнах,  которые  вела  Россия,  восхищая  даже  врагов  своим  мужеством  и  отвагой. Ловкие  наездники,  умелые  мореходы,    казаки  были  прирождёнными  воинами.  Как же  растили  и  воспитывали  таких  ловких,  храбрых,  смелых  людей  с  железным  характером,  со  стальными  мускулами и несгибаемой  волей?

Слайд  Казачья  семья

  Каждый  мальчик  в  казачьей  станице  чувствовал  себя  мужчиной  уже  в  семь лет.  Он  знал,  что  ответственен  за  свою  семью,  за  мать,  за  земельный  надел,  за  свою  станицу.

  Мальчика в семье  воспитывали  гораздо  строже,  чем  девочку. И  жизнь  его  с  раннего  возраста  была  заполнена трудом  и  обучением. С  пяти  лет  мальчики  работали  с  родителями  в  поле: погоняли  волов  на  пахоте,  пасли  овец  и  другой  скот. В  семь  лет  мальчонку  стригли  наголо.  Бритоголовым  он  шёл  в  баню  с  мужчинами,  а  затем  к  первой  церковной  исповеди.  Дома,  после  праздничного  обеда,  за  которым  он  в  последний  раз  ел  детские  сладости,  мальчик  собирал  свою  постель и  переходил  из  детской  в  комнату  старших  братьев. Братья  придирчиво  осматривали  его  одежонку  и  немилосердно  выбрасывали  всё,  что  считали  излишне  тёплым  или  мягким.  “Всё! – говорили  они, - ты  теперь  не  дитё,  а  пол-казака!”

 С  этой  минуты  мальчика  могли  наказывать  только  мужчины.  Женщины  не  имели  права  вмешиваться  в  процесс  воспитания. А  когда  старшие  уезжали  из  дома,  он  оставался  за  хозяина. “Смотри, - говорил  отец, - на  тебе  дом  и  женщины.

Доглядай  хозяйство!”

  С  восьми  лет  казачонка  переселяли  в  мужскую  половину  куреня.  С  этого  же  времени  он  учился  владеть  нагайкой. Основным  моментом  в  этот  период  воспитания  являлось  обучение  справляться  с  собственным  страхом  в  любых  его  проявлениях.  “Не  бойся! Ничего  не  бойся!”,  “Терпи! Атаманом  будешь!”  В  двенадцать  лет  процесс физического  обучения  в  основном  завершался.  Именно  обучения,  но  не  развития. С  этих  пор  казачонка  приучали  к  боевому  оружию – шашке,  кинжалу и  умению  ездить  на  лошадях. Давайте  вспомним  казачьи  пословицы  о  коне?

  Дети:  Казак  без  коня,  что  солдат  без  ружья.

             Казак  сам  не  поест,  а  коня  накормит.

              Казак  с  пелёнок  на  лошади.

              Сам  погибай,  а  коня  выручай.

              Учи  лебедя  плавать,  а  казачьего  сына  на  коня  садиться.

              Казаку  конь – отец  родной  и  товарищ  дорогой.

1-ый мальчик:

  Мы  кубанские  казачата мудрых  прадедов  внучата,

   С  острой  шашкой  и  конём,  мы  в  бою  не  подведём!

2-ой мальчик:

   Нам  дано  такое  право,  сохранить  былую  славу

   Наших  дедов  и  отцов,  Кубани  славных  молодцов!

3-ий мальчик:

  Шашка,  пика,  верный  конь,  рой  наездников  любимых –

  С  ними  мы  неотразимы,  мчимся  в  воду  и  огонь!

Игра “Смелый  всадник”

  Атрибуты: две  лошадки  на  палочке,  предметы  для  полосы  препятствий.         Мальчики  делятся  на  две  команды,  каждый  садится  на  лошадь  по  очереди,  преодолевает  полосу  препятствий.  Выигрывает  та  команда,  участники  которой быстрее  справились  с  заданием. Игра проводится под музыку песни “Распрягайте, хлопцы, коней!”  в исполнении Кубанского казачьего хора.

  Педагог: Совсем  недавно  каждый  из  вас  рассказывал  о  своей  семье,  о  родителях,  дедушках  и  бабушках,  братьях  и  сестрах.  Они  для  вас  самые  дорогие,  близкие,  родные  люди.  Как  мы  называем  близких  нам  людей?

  Дети: Родственники,  родня,  наши  предки.

  Педагог:  Правильно.   Мама  и  папа,  дедушка  и  бабушка – это  близкие  предки,  а  дальние  предки – это  те  родственники,  которые  жили  задолго  до  них.

Время,  время,  остановись!  К  нашим  предкам  повернись!

Слайд  Казачья хата

  И вот мы видим хату наших дальних – дальних родственников – предков, хату,  в  которой  живёт  старинная  казачья  семья.  Глава семьи – казак.  Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое  главное – охраняет  границу  от  врагов. Давайте   посмотрим, какой красивый костюм носит казак.  На голове папаха, на ногах сапоги. На себя казак надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя  рядами  газырей – для  хранения  патронов. Зимой на плечи накидывают тёплую  бурку.  

  Его жена, казачка,  занимается  дома  по  хозяйству.  С утра  ей  надо  сходить к колодцу, принести  воды,  чтобы  можно  было  постирать  грязную  одежду,  приготовить  еду. Особое, трепетное  отношение  сложилось  у  казаков к женщине, матери, хранительнице домашнего очага. Душа  казака  всегда  стремилась домой, туда, где его ждут мать, жена, дети, к родной земле. А казачки  старались  украсить  одежду вышивкой, кружевом, стремились содержать  дом  в  чистоте и накормить  любимых  мужчин повкуснее.

Игра “Варенички”

  Девочки  делятся  на  две  команды и под музыку песни “Варенички” в исполнении Кубанского казачьего хора большой  ложкой  переносят  по  одному  варенику из чугунка  в  миску,  которую  держит казак. Побеждает  та команда, девочки которой быстрее перенесут  все вареники.

  Педагог: Умели казаки веселиться. Не зря гласят казачьи пословицы:

                  Хороши привалы, где казаки запевалы.

                  Где казачья песня ведётся, там весело живётся.

                  Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать.

И мы повеселимся и поиграем как  играли наши предки в кубанских станицах.

Игра “Плетень”

 Дети разделились на две команды.

 Мы плели           (Поднимаем и опускаем переплетённые руки) 1-ая команда

 Плели  плетень  (Поднимаем и опускаем переплетённые руки) 2-ая команда

 Любовались        (Поднимаем и опускаем переплетённые руки) 1-ая команда

  Целый день        (Поднимаем и опускаем переплетённые руки) 2-ая команда

  Расплетались      (Обе  команды расцепили руки, поворачиваются направо

                                И кладут руки на плечи впереди стоящему)

  Очень  долго       (Поворачиваются в левую сторону, то же самое)

  Только                  (Быстро стать шеренгой, сплести руки, поднять их вверх)

  Никакого толка    (Кто быстрее!)

  Педагог: Живут на Кубани добрые, весёлые, трудолюбивые, гостеприимные люди. Наша Кубань – многонациональный регион, в котором проживает более ста национальностей: русские, немцы, армяне, дагестанцы, украинцы, греки, цыгане, адыги, татары. И мы не забываем, что наш край – это часть огромной страны России.

Исполнение песни “Моя Россия”

  Педагог: Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

                   Какая информация запомнилась?

                   Что понравилось больше всего?

                    Как называется край, в котором мы живём?

                    Что такое Кубань?

                    Кто подарил казакам эти земли?

                    За что,  для чего?

                    Как раньше назывался наш город?

  Пора прощаться. До свиданья. Любите наш родной  край, берегите природные богатства, интересуйтесь его историей. Сегодня мы соприкоснулись нашими сердцами и душами  с людьми, отдалёнными  от  нас многими годами, проложили мостик духовного единства между прошлым, настоящим и будущим. Не забывайте своих предков, думайте  о  них!

 Под песню “Ой, да Краснодарский край” дети выходят из зала.

                     

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и быт кубанских казаков

Любовь к малой родине...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Конспект занятия НОД по развитию речи «Воинская слава казаков – Никто не забыт, ничто не забыто.»

Программное содержание:Продолжать учить детей внимательно слушать, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Упражнять детей в согласовании слов в предложении, помогать правильно ...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...

Народные игры по кубанскому региональному компоненту « В гостях у Кубанских казаков»

Цель: Создать максимально благоприятные условия  для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития детей. Донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальн...