Главные вкладки

    Конспект занятия НОД по развитию речи «Воинская слава казаков – Никто не забыт, ничто не забыто.»
    методическая разработка (старшая группа)

    Анжела Николаевна Тыртышникова

    Программное содержание:

    1. Продолжать учить детей внимательно слушать, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
    2. Упражнять детей в согласовании слов в предложении, помогать правильно строить предложения.
    3. Читать наизусть стихи, пословицы, поговорки.
    4. Расширять представления детей об истории казачества.
    5. Углублять и расширять представления о Родине, России.
    6. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину в тяжелые для нее времена. 

    Материал:

    1. Иллюстрации с изображением донских казаков, презентация.

    2. Флаг, герб донских казаков.

     

    Предварительная работа:

    - Просмотр презентации,

    - Чтение стихотворений о донских казаках,

    - Заучивание пословиц и поговорок.

    - Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов о донских казаках- воинах.

    - Прослушивание песен Донского края

     

     

    Ход мероприятия:

     Звучит отрывок из песни «Дон-Батюшка»

     

    Ребенок 1:

    Казачий край! Во тьму веков

    Смотрю я, твой потомок дальний.

    Я вижу славу казаков,

    Казачек слышу плач печальный…

     

    Ребенок 2:

    Святую память славы той

    От молодого поколенья

    Давно уж кроет пеленой

    Туман холодного забвенья…

     

    Ребенок 3:

    Да будут славны в наши дни,

    Кто возвращает память краю.

    Мы перед ними до земли

    В поклоне голову склоняем.

     

    Воспитатель: Добрый день! Наше занятие посвящено Дню памяти воинской казачьей славы.

    18 октября – День памяти войсковой казачьей славы.

    Эта памятная дата отмечается в России ежегодно, начиная с 2000 года, по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». И сейчас мы с вами немного окунемся в историю этого праздника……. Впервые донское казачество появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!

    В Отечественной войне 1812 г. казаки принимали самое непосредственное участие. Их подвиги в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность. В память битвы под Лейпцигом 4 октября 1813 г Николай 1 повелел установить этот день храмовым праздником Лейб-гвардейского полка и Черноморской гвардейской сотни. И с тех пор эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину до 1920года.

    Территория, на которой располагалось Донское казачье войско, называлась Областью Войска Донского и занимала часть современных Ростовской, Волгоградской областей и республики Калмыкия Российской Федерации. Кроме этого, к Донскому войску исторически относились Луганская и часть Донецкой области Украины.  Во главе войска находился войсковой наказной Атаман, который назначался центральной властью.

    Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков.

     

     Звучит отрывок из песни «Всколыхнулся, взволновался, православный Тихий Дон..."»

    Ребенок 1:

    Ой, да по-над Доном, батюшкой Доном

    Небо загоралось алою зарей.

    Шли казаки рысью, шли по эскадрону,

    Зорко охраняя свой походный строй.

     

    Ребенок 2:

    И плыла над Доном свежим ветром песня,

    Вслед ей, подпевая, вторила волна:

    Славу боевую принесем мы честно,

    Чтоб гордилась нашим подвигом страна.

     

    Ребенок 3:

    Ой, да разгуляйся, Дон, река степная,

    Силушкой тряхни-ка всем врагам назло.

    Мы — твои казаки, мать, земля родная,

    Солнце нашей славы высоко взошло.

     

    Ребенок 4:

    Служим мы достойно Родине, народу

    И казачьей честью дорожим сполна,

    Жизни не жалеем за свою свободу.

    За родную землю, за тебя, страна.

     

     

    Воспитатель: Главной обязанностью казака была военная служба, на которую они являлись на своих собственных, часто доморощенных, казачьих конях, со своими седлами, в своем обмундировании, со своими шашками и, одно время, со своими ружьями и пиками. Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

    Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? (Дети говорят, какие они знают пословицы и поговорки)

    Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

    Казак сам голодает, а конь его сыт.

    Казак без коня – что солдат без оружия.

    Казак без коня – как соловей без песни.

    Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

    - Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.

    Народная забава «Всадники» (В руках детей палки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников) Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление) : «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

     

    Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами познакомимся со знаменитыми донскими казаками…..

    1.  Самый известный донской войсковой атаман граф Матвей Иванович Платов, природный казак войска Донского, отличался храбростью и умом сначала в схватках с горцами, а затем в войнах с европейскими народами. Особенно выдался он вперед между русскими полководцами в Отечественную войну. Казаки особого корпуса генерала Платова участвовали в знаменитой битве под Лейпцигом. Преследуя неприятеля, взяли в плен более 15 тысяч человек. Казакам-гвардейцам были пожалованы 22 серебряные трубы с надписью: «За отличия против неприятеля в минувшую кампанию 1813 года», а также Георгиевский штандарт с Андреевской юбилейной лентой. За боевые подвиги в массе дел с французами он возведен в графское Российской империи достоинство.
    2. Один из славных героев Отечественной войны с французами в 1812 году, донской казак Василий Васильевич Орлов, впоследствии граф Орлов-Денисов. Сын Войскового Атамана Василия Петровича Орлова, и будущий герой Дона. Сердца Василий Васильевич был доброго, духом мужественен и весьма решителен. Казаков любил „восторженно" и гордился своим казачьим званием более всего на свете. Этот удивительный человек, лихой командир казаков лейб-гвардии, фактический телохранитель императора Александра 1-го, граф Орлов-Денисов неоднократно проявлял в сражениях не только великую храбрость и отвагу, но и выдающиеся полководческие способности, зачастую решавшие исход битвы. В Тарутинском сражении он первый подал мысль обойти левое неприятельское крыло. Атака была так внезапна и стремительна, что французы не успели даже стать в ружье и бежали за Рязановский овраг, оставив в добычу казакам 38 орудий и весь лагерь на правом берегу реки Чернишны. Это было первое сражение с наполеоновскими войсками, в котором русские отбили такое большое число орудий Победа при Тарутине имела огромное значение: она подняла боевой   дух армии и показала Наполеону боеготовность российских войск, что сыграло определенную роль в решении французского императора уйти из Москвы. Граф Орлов-Денисов за эту победу был награжден орденом святого Георгия 3-й степени
    1. Генерал Бакланов был одним из популярнейших героев эпохи Кавказских войн, живой легендой Русской армии. Он оставил яркий след в сознании донских казаков, возродив в донцах прежний, боевой казачий дух. О его силе, мужестве и воинском умении слагали песни и устные предания.

    «Честь и слава атаманов.
    Богатырь, боец лихой!
    Здравствуй, храбрый наш герой,
    Разудалый наш Бакланов!»

    Известный историограф Кавказской войны, генерал-лейтенант В.А.Потто, заканчивает биографический очерк генерала Бакланова такими словами: «Кто не знает, с каким чувством вспоминается имя знаменитого Кавказского героя на Дону. С гордостью будет произноситься это славное имя каждым Донским казаком и теплым задушевным словом помянут его сослуживцы, свидетели его беззаветной удали и честного исполнения долга» 

    Ребенок 5. С Днем памяти казачьей славы,
                     С днем доблести и славы войсковой,
                     Хранит Господь и церкви златоглавые,
                     Всех казаков с ядреною душой!

    Ребенок 6. .Желаем быть защитниками дальше,

                       Хранить традиции и дух свой боевой,

                       За это кланяемся вам нижайше,
                       Желаем быть хранимыми судьбой.

    Ребенок 7. Слава казацкая – добрая слава,

                       Стойкая, мудрая вера!
                       Ну, и конечно, признание по праву,
                       Доблесть, отвага без меры!

    Ребенок 8. Желаю, чтобы дух, задорный, казацкий
                      Совсем никуда не девался,
                      А по наследству, как следует, братцы,
                       По крови передавался!


    Ребенок 9.  Мы не забудем о казачьей славе,
                       О подвигах военных их вовек!
                       И помнить никогда не перестанем
                       О них, героях численных побед!

     

    Воспитатель: Мир краю нашему !Живи и процветай, Донской край!
    Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!

    На этом наше праздничное мероприятие окончено. Спасибо всем за внимание!

    Звучит фонограмма песня «Марш верных казаков»

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация на тему: «Воинская слава казаков – Никто не забыт, ничто не забыто.» Воспитатель – Тыртышникова А.Н., МБДОУ № 220, г. Ростов-на-Дону

    Слайд 6

    Последний слайд Напишите здесь свои выводы или заключение

    Слайд 7

    Выдающиеся борцы за гражданские права Это пример

    Слайд 9

    Последний слайд Напишите здесь свои выводы или заключение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто...»

    Цель. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.Задачи.- ...

    Конспект занятия по развитию речи « Рассматривание картинки с изображением зимних забав».

    Конспект занятия по развитию речи:« Рассматривание картинки с изображением зимних забав»....

    «Экскурсия в Мини-музей воинской славы «Никто - не забыт, ничто - не забыто!»

    Цель: Углубление знаний о мужестве солдат в ходе Великой Отечественной Войны. Обучающие задачи: - формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Вели...

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Никто не забыт, ничто не забыто». (с использованием современных образовательных технолгий: проектной деятельности, мультимедиапрезентации)

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе   «Никто не забыт, ничто не забыто».(с использованием современных образовательных технолгий: проектной деятельност...

    Конспект НОД во 2 разновозрастной группе на тему "Никто не забыт, ничто не забыто!"

    Данная НОД посвящена 75-летию Победы в Великой отечественной войне для детей старшей и подготовительной групп....

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Никто не забыт, ничто не забыто». (с использованием современных образовательных технолгий: проектной деятельности, мультимедиапрезентации)

    Цели: расширять представление детей о Великой Отечественной войне и ее героях; закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа; развивать любознательно...