Выступление на тему: «Развитие у детей художественно-конструктивных способностей через использование программы «Умелые руки».
учебно-методический материал на тему

Панарина Оксана Петровна

В программе кружка мною применяется художественное конструирование. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного  вида № 17 «Красная шапочка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

                Выступление  на тему:

«Развитие у детей художественно-конструктивных способностей через использование программы «Умелые руки».

               

Составитель:  

Воспитатель I квалификационной категории

 Панарина Оксана Петровна

2017 г.

В современных условиях стремительно происходящих изменений в социально – экономической и технологических областях жизни нашего общества, многократно возрастает роль образования как основного фактора сохранения и развития творческого потенциала личности. Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Начав работать с детьми логопатами, изучив особенности этих детей, выявила, что нарушения речевого развития влечет за собой отклонения не только речевых, но и в двигательных, психических сферах. Анализируя все это, я поняла, что нужен подход для развития детей логопатов. Для себя определила позиции в общении с детьми педагог – партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Поставила цель – помочь детям с нарушением речи через художественно-конструктивную деятельность, решить проблемы, связанные с нарушением познавательных процессов, эмоциональной сферы, сенсорики, моторики пальцев рук.

Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. 

В программе кружка мною применяется художественное конструирование. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п.

К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием.

Работа по формированию творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

- принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста);

- принцип целостности приобщения ребенка  к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);

- принцип постепенности погружения в проблему (создания проблемно – ситуативных заданий);

- принцип эмоционально – насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий - принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Программа кружковой работы составлены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс по кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого я окружаю детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем все делаем и проживаем вместе. Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждением, терпение в ожидании результата. Личностно – ориентированный поход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы стараюсь не навязывают своего мнения детям, а дети в свою очередь в совместном поиске истины, выстраивая диалог  и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей. Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а чувствуя уважение к себе, как равным постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.

Кружок «Умелые руки» в подготовительной к школе логопедической  группе, вёл свою работу с октября месяца 2016 г. по апрель 2017 г.. Посещало кружок 11 человек,1 раз в неделю. Определив направление в работе, я приступила к их реализации. Работа  велась в течение одного учебного года согласно программе кружка «Умелые руки» построенной на методиках О.В. Павловой,    О.А. Мамаевой, Г.Н. Давыдовой, Новиковой И.В., Линд Х., которые предусматривают   развитие  у  детей  изобразительных,  художественно-конструкторских  способностей, нестандартного  мышления,  творческой  индивидуальности.

В ходе ОД использовались игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В структуру каждого занятия включала двигательные минутки, которые позволяли  избежать переутомления и снимали эмоциональное напряжение у детей, что способствовало более быстрому и лучшему восприятию программного материала. Двигательные минутки проводила в форме упражнений основного вида движений, подвижной игры, игровых упражнений, пальчиковой и дыхательной гимнастики, рече-двигательной игры, двигательных заданий, сопровождающихся текстовкой, связанной или не связанной с содержанием занятия.

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Большое внимание уделялось творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

В результате освоения программы дети получили:

1.        Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.

2.        Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

3.        Стремление детей к созданию украшений для себя и близких.

4.        Укрепление физических и психологических сил детей.

5.        Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы  и изготовлении изделий.

6.        Раскрытие творческого потенциала дошкольников, повышение уровня духовности.

7.         Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

8.        Формирование способности применять теоретические знания на практике.

Достигнутые результаты: повысилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки; дети освоили технику работы с бумагой, научились выполнять разные поделки; у детей сформировались навыки планирования индивидуальной и коллективной работы. Научились  выполнять работы из бросового  материала. Познакомились с различными  способами выполнения работ из бумаги. Выполнять  работы из ватных палочек и дисков. Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки используются в качестве подарков для друзей, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников. 

Список используемой литературы:

1 .Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.

2. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26. 1.        3. Давыдова Г.Н.   Бумагопластика.  Цветочные мотивы.  - М.:  Издательство «Скрипторий  2003»,  2007.  - 32  с.

4.        Докучаева Н. «Игрушки из бумаги и картона». -  СПб.: Кристал; Валери СПб., 1997 – 224с., ил.

5.        Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития», 1998. - 192с., ил.

6.        Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов». Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг  2003. – 160 с.: ил.

7.        Линд Х. Бумажная мозаика – М.: Айрис-пресс, 2007. – 32 с.: цв. ил. вклейка 16с. – (Чудесные фантазии).

8.        Мамаева О.А. Мастерим с детьми 5-6 лет.  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.: цв. вкл.

9.        Павлова О.В. Художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия/ – изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2015 – 202с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»

Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр...

Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».

Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи детей 5 г.ж. через использование мультипликационных фильмов»

В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм как один из факторов медиа-среды оказывает на ребенка влияние, оно не всегда понятно, поскольку просмотр му...

План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи детей 5 г.ж. через использование мультипликационных фильмов»

В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм как один из факторов медиа-среды оказывает на ребенка влияние, оно не всегда понятно, поскольку просмотр му...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....