Проект "Счастье в ладошках и солнце в глазах"
проект (старшая группа) на тему

Борисова Ксения Сергеевна

 

  Проект «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ» направлен на осуществление содействия организации совместного пространства для взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью создания благоприятного психологического климата в ДОУ.

      В рамках реализации проекта предполагается участие специалистов ДОУ: педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей групп. Предлагается планирование мероприятий с педагогами, родителями, детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_schaste.docx463.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект
«СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ

 И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»

mini_1

2017

Принят:                                                                  Утверждено:

на  педагогическом совете                                   Заведующий МБДОУ д/с №61:                                                              

МБДОУ д/с №61                                                    ______________Н.А.Калабина

протокол № __                                                       Введено в действие:

от___________20__г.                                            по МБДОУ д/с №61                                                                

                                                                                 приказ №____ ОС

                                                                                «_____»________ 20___г.                                                                                      

ПРОЕКТ  

«СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения Киселевского городского округа

детский сад №61 комбинированного вида

(МБДОУ д/с №61)

                                                                                               Составитель:

                                                                                               Борисова К.С.,

                                                                                               воспитатель

                                                                                               МБДОУ д/с  №61

                                       

                                                               

                                             

                                               

                                                                           

Киселёвский городской округ

2017

Автор-составитель: воспитатель Борисова К.С.

  Проект «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»

  Проект «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ» направлен на осуществление содействия организации совместного пространства для взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью создания благоприятного психологического климата в ДОУ.

      В рамках реализации проекта предполагается участие специалистов ДОУ: педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей групп. Предлагается планирование мероприятий с педагогами, родителями, детьми.

Содержание

 Пояснительная записка……………………………………………..........................................5

Этапы реализации проекта «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»…………......6

План мероприятий по реализации проекта «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ

И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»…………………………………………………………………..….....7

Список литературы ………………………………………………………………………..9

Приложение. ………………………………………………………………………………....10

Приложение 1 ………………………………………………………………………………..10

Приложение 2………………………………………………………………………………...11

Приложение 3 ………………………………………………………………………………..14

Приложение 4………………………………………………………………………………...15

Приложение 5 ………………………………………………………………………………..19

Приложение 6………………………………………………………………………………...21

Приложение 7………………………………………………………………………………...23

Пояснительная записка

      Как только ребенок начинает посещать детский сад, его поведение попадает под влияние сверстников. В процессе коллективной деятельности и общения дошкольники усваивают нормы взаимоотношений со сверстниками, формируются нравственные качества, складываются межличностные отношения. Ребенок стремится получать знаки поддержки и любви со стороны сверстников, и его поведение будет принимать те формы, которые ими подкрепляются.

     Однако общение со сверстниками будет положительным и развивающим только при благополучном психологическом климате в группе детского сада. Одним из основных проявлений психологического климата является самочувствие в коллективе каждого ребенка. Самочувствие ребенка в группе — это и удовлетворенность существующими взаимоотношениями (с воспитателями и детьми), степень участия в совместной деятельности (меня берут в игры, причем не на последние роли), защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

     Эмоциональное общение ребенка дошкольного возраста со взрослыми - необходимое условие его психического здоровья. Ребенок находится в детском саду восемь-десять часов. Исключая время дневного сна, это не менее шести часов активного взаимодействия с окружающим миром в лице детей и воспитателей. Поэтому важно, чтобы у ребенка на протяжении пребывания в ДОУ преобладало хорошее настроение, позитивный эмоциональный настрой.

        Проект «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»

направлен на осуществление содействия организации совместного пространства для взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью создания благоприятного психологического климата в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. Осуществлять психолого – педагогическое  просвещение всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей;
  2. Создать условия для развития инициативности, коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников, а также их умения правильно выражать свои эмоции вербально и невербально;
  3. Способствовать сплочению детского и педагогического коллектива;
  4. Формировать активную позицию педагогов и родителей по отношению к процессу воспитания детей.

 Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный.

 Координатор проекта: воспитатель Борисова К.С.

 Участники:

  • Педагоги;
  • Родители;
  • Дети.

 Возраст детей: средняя, старшая, подготовительная группы 4-7 лет.

 Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный  проект –1,5 недели.

Этапы реализации проекта «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»

Подготовительный этап:

  • Анализ запросов со стороны педагогов и родителей постановка проблемы;
  • Диагностика уровня эмоционального благополучия воспитанников (Методика цветопредпочтения, социометрическая игра «Секрет», шкала эмоционального профиля)
  • Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, подбор практического материала;
  • Разработка проекта в целом.

Основной этап - практический: Совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями. План мероприятий см. ниже.

Заключительный этап:

  • Подведение итоговой диагностики;
  • Презентация проекта на педагогическом совете;
  • Коллективная фотовыставка: «Самая смешная фотография».

Ожидаемые результаты:

Предполагаем, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей:

  • Дети получат заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение;
  • Повысится уровень психологического благополучия и комфорта детей в ДОУ;
  • Возрастет уровень общей осведомлённости педагогов и родителей в области методов психолого-педагогической работы;
  • Проект даст большой толчок для дальнейшего позитивного настроя на коррекционно-развивающую деятельность с дошкольниками.

План мероприятий по реализации проекта

 «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»

    Девиз проекта:

Подставляйте солнышку ладошки,

Собирайте лучики в карман,

А затем с любовью, понемножку,

Раздавайте близким и друзьям!

Реализация проекта запланирована на неделю. Для детей средних, старших и подготовительных групп, родителей, педагогов разработаны мероприятия, описанные ниже. В рамках реализации проекта предполагается участие специалистов ДОУ: педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей групп.

В ходе работы используются инновационные педагогические технологии:

- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия»;

- Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей»

План мероприятий:

День

недели

Название дня, его девиз

Мероприятия

Участники

Ответст

венный

Понедельник

«ДЕНЬ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ»

Девиз: «От улыбки хмурый день светлей»

 «Веселая зарядка»

Психологическая акция

 «Цвет настроения»

 Развивающее занятие

«Радость»

 Игротека «Вместе веселее»

Дети 4-7 лет Педагоги

Родители

Дети 4-7 лет

 Инструктор по физ. воспитанию

 Психолог

          Воспитатели

Вторник

        «МОЯ СЕМЬЯ»

Девиз:

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Веселая зарядка»

         Детское интервью

         «Выходной день

в моей семье…»

                    Тренинг детско-

           родительских отношений

       «Связующая нить»

         Развивающее занятие

            «Моя семья»

Дети 4-7 лет

Родители

Дети 4-7 лет

 Инструктор по физ. воспитанию

  Психолог

          Воспитатели

Среда

«ДЕНЬ ДОБРОГО СЕРДЦА»

Девиз: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

«Веселая зарядка»

Выставка детских рисунков

 «Доброе дело»

Социологический опрос

 «Если бы я был воспитателем…»

Психологическая гостиная «В гармонии с собой»

3. Мысли вслух – «Психологический забор»

Дети 4 -7 лет

Дети 5-7 лет

Родители

Педагоги

    Педагоги,                                                                                                              родители

  Инструктор по физ. воспитанию

  Психолог

Воспитатели

Четверг

«РАДУГА  ДРУЖБЫ»

Девиз: «Пусть мы разные, и что ж. Только ты меня поймешь!»

«Веселая зарядка»

Развивающее занятие

 «Мы такие разные»

Консультация

«Коммуникативная компетентность педагога»

Занятие с элементами тренинга

«Учимся слушать друг друга»

Дети 4-7лет

Педагоги

Родители

Дети

  Психолог

  Инструктор по физ. воспитанию

   Педагоги

Пятница

«Я В ЛУЧАХ СОЛНЦА»

Девиз: «Поделись улыбкою своей»

 «Веселая зарядка»

Психологическая акция «Подари улыбку»

       Педагоги, родители:

     Анкета обратной связи

 Фотовыставка

        «Самая смешная      

           фотография»

Дети 4-7 лет

Педагоги Родители

Дети

  Инструктор по физ. воспитанию

  Психолог

Воспитатели

  Муз.  

         руководитель

Список литературы:

  1. Данилина, Т.А., Зедгенидзе, В.Я., Степина, Н.М. В мире детских эмоций. [Текст]/ Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2006.- 160с.
  2. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. [Текст]/ О.Б.  Казина. – Ярославль, 2005.-140с.
  3. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.– М.: Генезис, 1999.- 208с.
  4. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций [Текст]./ Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160с.
  5.  Монина,  Г.Б Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст]: учебник / Г. Б. Монина,  Е. К. Лютова - Робертс – Санкт Петербург: Речь, 2006. – 164. -170 с.
  6. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания. [Текст]/ О.В. Москалюк, Л.В.  Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с.
  7. Лютова, Е.К., Монина, Г.В. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.В. Монина.– СПб.: Речь, 2005.- 190с.
  8. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. [Текст]/ В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2001.- 48с.
  9. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб., 2008. – 272с.
  10. Погосова,  Н.М,  Цветовой игротренинг [Текст]: учебник / Н. М. Поюсова - Санкт Петербург:  Речь, 2007.
  11. Фирилева Ж.Е. Са-Фи-Дансе: танцевально-игровая гимнастика для детей. [Текст]/ Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.- СПб.:Детство-пресс, - 2001.-352с.

Ссылки сети Internet:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические материалы для проведения мероприятий по реализации проекта «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристика цветов

Желтый        

Позитивное, яркое, солнечное настроение. Стремление к общению, мечтательность, много надежд на лучшее, но не готовность активно действовать. Склонность в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации.

Красный

Активное, энергичное настроение. Желание действовать. Символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение и некоторую агрессивность.

Зеленый

Спокойное, уверенное настроение. Символизирует настойчивость, надежду на лучшее, высокий уровень притязаний.

Серый

Безразличное настроение. Инертность, пассивное непринятие, равнодушие.

Синий цвет

Цвет душевного покоя, связан с самоанализом, символизирует спокойствие, потребность в приятном общении, мудрость.

Фиолетовый

Символизирует чувствительность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация.

Золотой

Решительное настроение, символизирует силу, власть, уверенность в неиссякаемости своих ресурсов, способности преодолеть любые препятствия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игротека «Вместе веселее»

ИГРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

        Работая с детьми, одной возрастной группы, будь это младший, средний или старший дошкольный возраст, мы наблюдаем за тем, что все дети разные: одни спокойные, тихие, замкнутые, другие, наоборот, суперактивные, подвижные, стараются постоянно находиться в зоне внимания.

     Как сделать так, чтобы дети разного темперамента, чувствовали себя одинаково комфортно в коллективе?

Для решения этой задачи в практике используются так называемые игры сотрудничества.         

    Прежде всего это игры, которые не построены на соревновании, а значит на соперничестве.

     В них нет проигравших и нет победителей. Они строятся таким образом, что все участники игры стремятся к одной общей цели. Каждый ребенок становится в поле всеобщего внимания.

«Обручи»

      Эту игру можно предложить детям, начиная с младшего возраста, так как именно на примере этой игры мы знакомим детей с идеей сотрудничества.

      Правила игры

      Каждому ребенку дается по обручу. Ребенок держит обруч в руках, сам стоит в центре обруча. Под музыку дети двигаются по залу, не выходя из своего обруча. При каждой остановки музыки дети объединяются сначала в 2,3,4,5 обручей. Это продолжается до тех пор, пока дети не соберутся вместе и не соединят свои обручи в одном круге.

     Сложность игры заключается в том, что объединяется вместе в одном направлении и с одинаковой скоростью. Вот здесь и возникает идея сотрудничества.

«Сороконожка»

       Дети более старшего возраста можно предположить игру «Сороконожка».

       Правила игры

      Дети лежат на животе, и держаться руками за ноги, лежащего впереди него ребенка, образуя сначала из 3-5 человек, скользящую по полу сороконожку, а затем из 4-8 и т.д. – пока вся группа не станет большой веселой сороконожкой.

      Сложность игры заключается в том, что дети должны двигаться, начиная с одной ноги.   Когда у них это будет хорошо получаться, игру можно усложнить, предложив например, всем вместе перевернуться на спину, проползти через мостик, под дугой, через туннель и т.д.

      Таким образом, игры сотрудничества

- помогают стать детям равными в игре;

- они не унижают и не превозносят ребенка;

- игроки в таких играх помогают друг другу, а не соперничают друг с другом;

- в конце игры появляются чувство выигрыша, а не потери (нет проигравших);

- все игроки, как одно целое, начинают и заканчивают игру вместе.

       А значит нет причин для слез и обид. И выражения «Победила Дружба!» не вызывает у детей протеста: «Как так? Какая Дружба? Победили мы – сильнейшие!», а вызывает чувство гордости, сплоченности. Ведь наша сила – сила в единстве!

       Игры сотрудничества – это не только подвижные игры, но и игры направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и речи детей.

      Рассмотрим на примере игры

«В стране вообразилии»

      Эта игра учит детей не только совместно выполнять коллективные работы, радоваться успехам других детей, но и развивать у детей мышления и воображения.

      Правила игры

       Дети садятся в один общий круг. Каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаши. Затем по команде дети начинают рисовать какую-нибудь картинку. Через одну минуту они останавливаются и передают свой рисунок своему соседу, сидящему слева, в свою очередь получая рисунок от соседа справа. Затем опять дается минута, за которую ребенок должен продолжить работу соседа. Рисунки передаются по кругу до тех пор, пока не вернуться к своему хозяину. В конце игры все рисунки вывешиваются на общий стенд, где дети могут их рассмотреть, обсудить, выявить самые интересные фрагменты из получившихся рисунков.

«Небоскреб»

       Эта игра учит детей не только работать сообща, помогая друг другу, но и развивает у них внимание.

       Правила игры

      Дети садятся в круг. Каждый ребенок берет по одной детали из строительного материала. Ведущий показывает образец постройки, нарисованный на бумаге и предлагает детям сообща, используя выбранные ими детали конструктора построить такую же постройку.

«Паутина»

       Эту игру используют при знакомстве детей друг с другом или в начале совместной работы. Причем она помогает не только сплотить группу, но и развивает память.

       Правила игры

       Для игры понадобиться клубок ниток. Дети садятся в круг. У каждого ребенка есть возможность не только сообщить свое имя, но и познакомиться друг с другом.

      Итак, первый игрок берет клубок ниток, занимает свободный конец нити крепко в руке, называет громко свое имя и кидает клубок ребенку сидящему напротив.

      Таким образом, клубок передается от одного ребенка к другому, пока все дети не окажутся частью всеобщей паутины. После этого паутину надо распутать. Последний ребенок называет свое имя и отправляет клубок тому ребенку, от которого он его получил со словами: «Мне очень приятно было Егор с тобой познакомиться» и т.д. пока игрок не окажется у первого игрока.

       Возможно, что нить будет запутываться при попытке распутать паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой:

      Эту игру можно так же порекомендовать провести и с родителями, скажем на игровом родительском собрании.

«Объятия»

      Это очень увлекательная игра, которая очень нравиться детям младшего возраста она позволяет детям физически выразить свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко сблизиться с другими детьми. Эта игра помогает объединить группу в начале рабочего дня, не зависимо от уровня их общительности.

        Правила игры

       Воспитатель обращает внимание на ребенка, который по болезни долго не посещая детский сад и сегодня первый день пришел в группу: «Как я рада видеть сегодня Леночку  у нас в группе!» подходит и крепко обнимает ее. «А кого Леночка ты рада видеть сегодня?». Лена называет имя одного из детей и вот они уже вдвоем (воспитатель и Лена) обнимают ребенка, чье имя было названо и т.д. пока вся группа не объединиться в одно общее объятия.

       Анализируя игру можно провести и с детьми старшего возраста. Только она будет служить не началом дня, а дружеским ритуалом его окончания. Эта игра учит детей видеть хорошее в каждом человеке и умение благодарить за прекрасно прожитый день.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета обратной связи

Уважаемые родители, педагоги!

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

1. Проект «СЧАСТЬЕ В ЛАДОШКАХ И СОЛНЦЕ В ГЛАЗАХ» это:

  • Интересно
  • Полезно
  • Не нужно
  • Другой вариант ответа

____________________________

____________________________

2. Больше всего мне понравилось

____________________________

____________________________

____________________________

3. Не понравилось

____________________________

____________________________

____________________________

4. Ваши замечания и пожелания (по содержанию, форме проведения и т.д.):

____________________________

____________________________

____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Занятие с элементами тренинга

  «УЧИМСЯ СЛУШАТЬ ДРУГ ДРУГА»

Задачи:

-    знакомство участников друг с другом;

— сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки;

— ознакомление участников с целями и задачами занятия;

— развитие невербальных средств общения (мимики, жестов);

— развитие умения слушать друг друга, понимать чувства собеседника;

— развитие умения согласовывать движения с ритмом, развитие внимания.

Задачи:

— сплочение детско-родительского коллектива;

— формирование позитивных способов решения конфликтных ситуаций;

— развитие желания активно взаимодействовать в совместных играх и упражнениях;

— развитие творческих способностей, самовыражения, интереса к совместной работе.

Ход занятия

Вводная часть

1. Приветствие.

     Психолог и инструктор по физическому воспитанию встречают родителей, приглашая их сесть на стулья, расставленные по кругу.

      Ведущие предлагают всем познакомиться и сделать это следующим образом: родители и педагоги оформляют карточки визитки, где указывают свое имя.

2. Представление себя в кругу.

     Родители представляют себя в кругу и говорят о том, что бы они хотели узнать. Например:

— как воспитывать ребенка, не наказывая;

— как развить физические и интеллектуальные способности ребенка, не нарушая гармонии;

— как занять свободное время ребенка с пользой для его развития и тому подобное.

З. Ознакомление участников с целями и задачами занятия. 

Педагоги знакомят родителей с целями и задачами работы.

4. Знакомство с правилами работы в группе.

Правила:

1) доверительный стиль общения. Рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.

2) Искренность в общении. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, то лучше промолчать.

З) Конфиденциальность. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.

4) Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего оценивают не участника, а только его действия и поведение.

5) Активное участие в происходящем. Активно смотрим, чувствуем себя и коллектив в целом.

1 часть

1. Мини-лекция «Приёмы активного слушания».

Педагог-психолог. Понять ребенка—значит услышать его чувства. Во многих ситуациях лучше ребенка выслушать, то есть попытаться понять, почувствовать проблему ребенка,

как свою. Активно слушать ребенка — значит улавливать то, что вам ребенок пытается сказать, что он чувствует на самом деле, и «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначить его чувства. Этот способ называют активным слушанием.

Алгоритм действий по применению техники активного слушания

1. Занять правильное положение по отношению к ребенку:

глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне. Наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

2. Повтор услышанного от ребенка. Повторить в утвердительной форме то, что вы услышали от ребенка, а потом обозначить его чувства.

З. Делать паузы между фразами. Паузы помогают ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним родитель.

4. Обозначить чувства ребенка в утвердительной форме.

2. Анализ конкретных ситуаций.

Психолог предлагает родителям разобрать конкретные ситуации. Задача: понять, какие чувства испытывает ребенок в данный момент.

Образец:

Ситуация и слова ребенка - Чувства ребенка - Ответ родителя

Ребенку сделали укол, он плачет:«Доктор плохой» - Боль, обида  - Тебе было больно, когда делали прививку, ты расстроился

    Далее предлагаются ситуации (на карточках) родителям, и они должны из нескольких высказываний выбрать то, которое можно назвать «активным слушанием».

Работа проходит в парах, родители заполняют таблицу по приведенному выше образцу.

Ситуации:

1) С ы н. Он отнял мою машинку!

М а м а. а) Ну, ничего, поиграет и отдаст.

                 б) Ты очень огорчен и рассержен на него.

2) Сын. Больше я туда не пойду!

Мам а. а) Ты больше не хочешь ходить в школу!

               б) Как это ты не пойдешь в школу?!

3) Дочь. Не буду я носить эту уродскую шапку!

Мам а. а) Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

              б) Тебе она очень не нравится.

4) Дочь. Он меня толкнул!

Мам а. а) Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась.

               б) Тебе обидно, что тебя специально толкнули.

З. Игра «Скульптор».

     Педагоги предлагают родителям разделиться на пары:

«скульптор» и «глина». Каждой паре дается карточка с обозначением какого-либо чувства: радость, страх, испуг, счастье и т. п.

«Скульпторам» предлагается вылепить из «глины» данное чувство. Во время работы разговаривать не разрешается. Пары демонстрируют скульптуры, а остальные участники отгадывают, что это за чувство.

4. Упражнение «Нарисуй эмоции».

     Каждый участник получает лист с контурами лица и обозначенными чувствами: страх, боль, радость, гнев, удивление и т. п.

     Родителям необходимо изобразить на заготовке данные эмоции.

     II часть

  1. Игра «Делай, как я»

     Инструктор по физическому воспитанию предлагает родителям вместе с детьми встать в круг и, по очереди выходя в центр, показать любое танцевальное движение или упражнение. Участники, стоящие в кругу, стараются точно его повторить (ведущими могут быть и родители, и дети).

2. Игра «Воздух, земля, вода».

     Инструктор по физическому воспитанию (ведущий) предлагает детям и родителям сесть на ковер и по сигналам:

— «воздух» — поднять руки вверх;

— «земля» — дотронуться руками до пола;

— «вода» — сделать руками волнообразные движения.

     Причем ориентироваться при этом нужно только на словесную инструкцию, так как ведущий может говорить одно, а изображать другое.

3. Упражнение «Подари улыбку соседу».

    Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог предлагает посмотреть на соседа справа и улыбнуться ему. Таким образом по кругу улыбка возвращается к ведущему.

4. Презентация карманного справочника «Мой помощник на каждый день, или Как общаться с детьми».

Педагоги дают советы родителям, используя материал буклета.

• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

• Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенком, если он не просит о помощи.

• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития.

• Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.

• Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.

• Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.

• Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, рассказывайте ему, какими способами можно решить разные конкретные проблемы.

• Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.

• Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку. Формулируйте их кратко, конкретно.

• Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.

• Используйте в общении краткие, четкие, понятные ребенку инструкции.

• Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее вас поведение ребенка.

В конце занятия каждый из родителей получает по экземпляру карманного справочника.

5. Чаепитие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Развивающее занятие «МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ»

Задачи: учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Материалы: магнитофон и диск с записью спокойной музыки.

    Ритуал приветствия

  Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие:

- Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой)

- Доброе утро, Маша! (Называются имена детей по кругу.)

- Доброе утро, Ксения Сергеевна!

- Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают.)

- Доброе утро, небо! (Аналогичные движения.)

- Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

    Основная часть

  • На сегодняшнем занятии мы поговорим о том, какие мы все разные.

Игра «Мы – разные». Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот ребенок, о котором пойдет речь, сделает шаг вперед.

Кто у нас самый высокий? ... самый маленький?

У кого самые светлые волосы? ... темные волосы?

У кого на голове есть бант?

У кого на одежде нет пуговиц?

У кого в одежде присутствует красный (синий, желтый) цвет? (После игры педагог обращает внимание детей на то, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других.)

  • Игра «Спиной друг к другу». А теперь давайте проверим, насколько

хорошо вы умеете запоминать особенности внешности друг друга. Для этого вам необходимо разбиться на пары и встать спиной друг к другу. Я разрешаю вам на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем один из пары будет описывать внешность своего партнера — какие у того волосы, глаза, нос, одежда...

     (В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды своего партнера по игре. Затем педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1—2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга.)

  • Игра «3накомство-представление».

Мы сегодня много говорили о том, какие мы разные. Вы много узнали и о себе, и о других детях. Теперь я дам вам новое задание. Разбейтесь на пары. Познакомьте нас со своим партнером, представьте его всем нам. Расскажите о нем то, что могло бы заинтересовать всех присутствующих, постарайтесь вспомнить что—то необычное, свойственное только ему... (Дети выполняют задание.)

     Надеюсь, что после нашего занятия вы поняли, какие люди разные, каждый со своими привычками, внешностью, поведением. Поэтому иногда нам так трудно бывает понять другого человека, но мы все же попробуем это сделать

    Релаксационное упражнение «ТИХОЕ ОЗЕРО»

    Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

    Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.

    А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

    Ритуал прощания

              Игра «Рукопожатие по кругу». 

Мы все встаем и беремся за руки. И каждый по очереди пожимает руку своему соседу справа. Пожимает нежно и мысленно говорит «До свидания».

    На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Развивающее занятие «РАДОСТЬ»

    Задачи: познакомить с чувством радости; развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развивать выразительность жестов; снять психоэмоциональное напряжение.

    Материалы: изображение солнечного зайчика, разрезанное на части; игрушка; бумага, карандаши; магнитофон, кассета с записью спокойной музыки; зеркало.

    Ритуал приветствия

Игра «Эхо». Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа — Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя. (Дети по очереди называют и прохлопывают свое имя сперва по одному, затем все вместе.)

       Психолог. Молодцы!

    Рефлексия прошлого занятия

- О каком чувстве мы говорили на прошлом занятии?

- Кто-нибудь из вас испытывал это чувство пока у нас не было занятий?

(если да, то расскажите в какой ситуации)

        Основная часть

  • Сегодня утром в мое окно постучался солнечный зайчик, широко

улыбнулся мне и передал для вас письмо, давайте его прочитаем.

    «Привет, ребята! Я услышал про ваши занятия, и мне очень захотелось поиграть вместе с вами. Вы согласны? Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых. А можете ли вы угадать, какое настроение пришел сегодня подарить вам я? Давайте попробуем! Я прислал вам свою фотографию, на которой изображено мое настроение. Но фотография разрезана. Для того чтобы узнать, какое настроение я хочу подарить вам, соберите ее».

    (Дети собирают фотографию и получают изображение лица с радостным и веселым выражением.)

- Как вы думаете какое у солнечного зайчика настроение?

- Как вы догадались что это радость?

- Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка.

     Молодцы.

  • Упражнение «Зеркало».  Я вам по кругу буду передавать зеркало, а вы

порадуетесь как солнечный зайчик: уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

  • Скажите, ребята, а что же такое «радость»?

«Радость — это когда у всех праздник»,

«Радость — это когда все радуются, всем весело»,

«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек»,

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это, когда у одного человека, а большая когда у всех»,

«Радость — это когда нет войны»,

«Радость — это когда все здоровы»,

«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

  • Давайте поиграем в игру «Эстафета движений».

Под музыку каждый из вас по очереди будет показывать движение, а все остальные повторять. Это движение и выражение лица обязательно должны быть радостными!

Отлично!

- А когда вам бывает весело и радостно?

- Когда радуются ваши мамы?

- Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?

 - На что похоже ваше настроение? 

  • Разыгрывание этюда «Новые игрушки»

    Психолог предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже — новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

    Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.

  • Давайте пошлем солнечному зайчику свои фотографии с нашим

настроением  (Дети рисуют, идет обсуждение рисунков.)

    Молодцы!   

           Релаксационное упражнение «Волны».

      Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное потому, что в море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны (включается музыка). Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнышке. Попробуем двигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они накатываются на камушки на берегу. Я предлагаю вам по очереди «искупаться» в море. «Купающийся» становится в центр, «волны по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают по одному ласковому словечку. (Дети выполняют задание. Необходимо, чтобы в роли «купающегося» побывал каждый ребенок. После игры можно спросить у детей, что они чувствовали, когда были «волнами» и что — когда «купальщиками».)

    Ритуал прощания

           Игра «Рукопожатие по кругу». 

Мы все встаем и беремся за руки. И каждый по очереди пожимает руку своему соседу справа. Пожимает нежно и мысленно говорит «До свидания».

    На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо. До свидания!

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Упражнение на релаксацию «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

(Используется в рамках проведения психологической гостиной «В гармонии с собой»)

    Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Воздух чист и прозрачен. Густая трава поднимается до колен, лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов.  

    Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Представьте каким они цветом, какие на них узоры. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх-вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Представьте что это за цветок, какого он цвета? Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... сделайте глубокий вдох… выдох, вдох… выдох.

    А теперь бабочка взлетает и медленно порхая крыльями возвращается на то место откуда началось наше путешествие, отпустите ее, посмотрите ей вслед. Вы уходите от нее все дальше и дальше и возвращаетесь в эту комнату…..

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Счастье в ладошках и солнце в глазах»

Тема недели: «Счастье в ладошках и солнце в глазах»Девиз недели: «Жизнь не те дни, что прошли, а те, что запомнились»Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала детей, приобщение к психо...

Конспект НОД "Солнце в ладошках"

Развитие речи детей посредством игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук....

Декада психологии: «Счастье в ладошках и солнце в глазах»

Декада психологииПедагог-психолог Солохина Т.М.Тема декады психологии: «Счастье в ладошках и солнце в глазах»Цель: создание благоприятного психологического климата в ДОУ.Задачи:‒ повысить ...

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ «Счастье в ладошках и солнце в глазах»

Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников  и педагогов ДОУ, повышение интереса родителей к психоэмоциональному здоровью детей, создание благоприятного психологического...

«Счастье в ладошках и солнце в глазах»

laquo;Счастье в ладошках и солнце в глазах»Цель:повышение психолого-педагогического взаимодействия педагогов и родителей, создание благоприятного климата в ДОУ для детей.С 20 по 24 ноября у нас...