ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАНОМЕРНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ ПРОЦЕССА ИХ ТВОРЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
статья на тему

Дьяченко Галина Станиславовна
В статье автор раскрывает значение программы работы с одарёнными детьми в дошкольном учреждении при организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progamma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПЛАНОМЕРНОСТИ И СИСТЕМНОСТИ ПРОЦЕССА ИХ ТВОРЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Дьяченко Г.С.,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №143 Невского района

г. Санкт-Петербург

Одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе является создание условий для развития личности, способной легко адаптироваться в окружающем мире, поэтому основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие чего знания даются, рассчитанные на среднего ребёнка. Но уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен.

В связи с этим появляется проблема реализации новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании дошкольного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей. 

Решение этого вопроса, по нашему мнению, может осуществляться через программу работы с одарёнными детьми.

Цель такой программы состоит в создании условий для выявления  и оптимального развития творческих, интеллектуальных способностей обучающихся.

Реализации данной цели подчинены следующие задачи:

-создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;

-создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей;

-стимулировать творческую деятельность одарённых детей;

-осуществлять издательскую деятельность по проблеме, поставленной в программе.

Исходя из этого, концептуальными направлениями программы являются:

-развитие у одарённых детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

-формирование гуманитарного стиля мышления;

-формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-утверждение здорового образа жизни дошкольника;

-развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

При определении стратегии предлагаемой программы за основу взято следующее содержание понятия «одарённость».

Во-первых, психофизиологические особенности, что подразумевает наличие природных особенностей к активному и целостному мировосприятию, природообусловленную потребность к умственному труду, стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности, интуитивность.

Во-вторых, интеллектуальные способности, что обозначает познавательный интерес, информационную эрудицию, высокий уровень интеллектуального развития, нестандартность мышления, способность к абстрагированию, диалектическое мировоззрение.

В-третьих, творческий (креативный) потенциал, что представляет оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов, инициативность, целенаправленность в выборе видов деятельности, неординарность подходов, интенсивность умственного  труда.

И в-четвёртых, мировоззренческие ценности. А именно:

-высокий уровень сознательности и культуры;

-инициативно-активная ответственность, активность;

-высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.

Немаловажным в реализации программы с одарёнными детьми является её организационное и функциональное обеспечение, осуществляемое через

-права и функции заведующего;

-функции заместителя заведующего по методической работе;

-функции методического совета;

-функциональные обязанности воспитателей, работающих с одарёнными детьми;

-функции педагога-психолога.

Любая деятельность требует мониторинг её реализации. В нашем случае предлагаются такие формы его проведения:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа педагога-психолога (анкетирование, тестирование, беседа);

- конференции достижений дошкольников;

- недели, декады;

-творческие отчёты воспитателей из опыта работы с одарёнными детьми;

-творческие отчёты кружков, студий и спортивных секций;

-тематические конкурсы и выставки;

-НОУ;

-рейтинг «Наше участие».

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы можно определить:

-банк данных по одарённости детей в разных областях;

-количество одарённых детей дошкольного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня;

-количество конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий разного уровня, проведённых для выявления одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Хочется отметить важность наличия определённой нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность со способными детьми (положения о работе с одарёнными детьми, о предметном кружке, НОУ, научно-практической конференции, о портфолио, предметном портфеле и т.д.).

Опыт работы показывает, что программа работы с одарёнными детьми не только обеспечивает планомерность и системность процесса их творческого и интеллектуального развития, но и выявляет ряд недостатков, противоречий, без устранения которых могут возникнуть некоторые риски потери эффективности данной деятельности. Очевидным становится внедрение в практику новых подходов, новых стратегий с опорой на современные педагогические изыскания. Требуется внесение изменений в содержание, методы и средства, формы обучения, выход на проектирование образовательной среды учреждения как средства становления и развития одарённости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа предоставлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Программа работа с одарёнными детьми 6-7 лет "Маленький математик"

Программа работа с одарёнными детьми 6-7 лет "Маленький математик"...

Программ работы с одарёнными детьми «5 -6 лет «Семицветик»

Программа работы с одарёнными детьми «5 -6 лет «Семицветик»...

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...

«Одарённый ребёнок» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;Одарённый ребёнок»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...