«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Рябова Ольга Александровна

     В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хозяйства, особенности домашней экономики, ценностные ориентации.     Остановимся на некоторых направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию  дошколь­ников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lyambir_ekonomika.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

     В течение первых лет жизни семья является психологической микросредой, где проходит экономическая социализация ребенка, ведь каждой семье присущи свои принципы ведения домашнего хозяйства, особенности домашней экономики, ценностные ориентации. Именно в семье дети усваивают азы семейной экономики, пытаясь помогать родителям в домашних делах. При этом они всегда ориентируются на поступки родителей, их отношение к семейному бюджету, вещам, другим материальным ценностям. Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников.

    Остановимся на некоторых направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию  дошкольников. Это прежде всего информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье. Так на  родительском собрании необходимо воспитателям раскрыть цели и задачи экономического воспитания детей. Показать необходимость работы по данной проблеме, рассказать о том, что вкладывается в понятие «экономика», экономическое воспитание, т.к. сама проблема вызывает у  родителей опасение, настороженность, поскольку экономика (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Необходимо раскрыть родителям, почему выбраны для изучения именно такие социальные явления, как труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность.

  Ещё одним направлением совместной деятельности детского сада и семьи является участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).
Ещё одно направление -  взаимодействие воспитателей и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. При ознакомлении детей с разными профессиями нужно разъяснить родителям, что показать детям значение труда можно только при условии их непосредственного участия и помощи. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.

    Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Дети с интересом знакомятся с таким социально-экономическим явлением , как деньги , и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают. Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Мама может предложить вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку, обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.

 У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т. д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

  Стоит затронуть и тему карманных денег. Нужно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально – с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!

   Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В материале дается консультация родителям о начальном представлении детям .что такое финансовая грамотность....

«Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»

План по самообразованию по теме: "Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...