«Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
материал (подготовительная группа)

Муравлёва Надежда Геннадьевна

План по самообразованию по теме: "Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_v_2022_-_23_uch_godu_muravleva.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка» г. Аркадак, Саратовской области

План по самообразованию.

тема: «Развитие основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»»

Воспитатель: Муравлёва Н. Г.

2022 – 2023 учебный год

Актуальность:

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. С изменением социально – экономических условий в стране необходимо воспитывать человека, который будет грамотным в экономических основах. В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Поэтому экономическое воспитание и образование нужно начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, именно, через игру ребенок осваивает и познает мир. Следовательно, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания старших дошкольников. На основании вышесказанного, был разработан план работы по самообразованию, в данном направлении. При его разработке учитывалось несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям и детям по данной теме.

Цель: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях: «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»; - развитие экономического мышления у дошкольников.

Задачи:

-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Задачи для родителей:

Развитие компетентностей родителей по вопросам экономического воспитания детей.

Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по экономическому воспитанию детей.   Мотивировать родителей к совместной деятельности. 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Изучение методической литературы

В течение года

Организация и обогащение предметно – развивающей среды.

Работа с детьми

  1. Финансовая азбука

октябрь

Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»

Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»

Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи)    Д/И «Моя семья»

«Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка) СРИ «Семейный Магнит» (Прил.№2) Детская мастерская «Изготовление подарков и товара общего спроса».

«Труд»

ноябрь

Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда);

Занятие «Сколько заработал, столько и купил» (Прил.№2)

Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)

Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.(Создать книжку - копилку)

Путешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?» (Прил. №2)

«Всякому делу надо учиться»

декабрь

Беседа «Зачем всему надо учиться?»

Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)

Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» Рисование «Моя будущая профессия»

«Результаты труда человека. Товар»

январь

Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)

Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»

Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины) (Прил.№2)

«Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя – первичное представление о рекламе товара)

«Деньги. Семейный бюджет»

февраль

 Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)

Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)        

Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая)

«Играю – бизнес развиваю»

март

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»; (Прил. №2)

Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик»;

Игровое занятие «Магазин «Детский мир»

апрель

Игровое занятие «Деньги всякие нужны»; Игровое занятие «Деньги всякие нужны»;

Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»;

май

Просмотр – анализ экономических отношений по сюжету мультфильма «Как мужик корову продавал»;

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

Мониторинг полученных знаний.

Работа с семьями

сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Экономическое воспитание в семье»

октябрь

Консультация: «Экономическое развитие дошкольников"

ноябрь

Сочиняем сказку о «Денежке». Конкурсное задание.

декабрь

Изготовление товара для ярмарки.

февраль

Советы родителям по экономическому воспитанию детей

март

Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

апрель

Фотовыставка: «Мамины помощники»

Самореализация

Май

Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на родительском собрании (с презентацией). Выступить с отчетом на итоговом педсовете.


Предполагаемые результаты по завершению реализации плановых мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью

Используемая литература.

  1. Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.
  2. «Зачем нужны деньги» Ц. А. Рубе, Е.С. Шабельник.
  3. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.
  5. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 88 с. 
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001. 130 с.
  7. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
  8. Шнайдер Л. Конни и карманные деньги; пер.с нем.-М: Альпина Паблишер, 2020 9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Статья "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Развитие понятий «полезная» и «вредная» еда у дошкольников как основы правильного питания. Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании.Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только...

Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность

Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность...