Азбука общения
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_obshcheniya.docx703.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего занятия «Азбука общения»

Цель: развитие коммуникативных способностей детей

Задачи:

- расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;

- дать дополнительные сведения о важности и значимости жестов, движений, органов чувств, эмоций в процессе общения;

- сформировать позитивное отношение к сверстникам;

- учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам.

Ожидаемый результат:

- обучение невербальным способам общения;

- развитие внимательности и саморегуляции;

- обучение сотрудничеству.

Материально-техническое обеспечение: магнитофон и запись лёгкой, приятной музыки; карточки из развивающей игры «Театр настроения» (рис. 1); карточки к игре «Говорящая рука» (рис. 2, 3)

Ход занятия:

1. Упражнение «Подарим друг другу улыбку»

Дети встают в круг. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

2.  Беседа о способах общения

Психолог задаёт вопрос: «Ребята, скажите, с помощью чего мы общаемся с другими людьми?». (Дети отвечают: с помощью слов, речи). «А представьте себе, что люди вдруг разучились говорить. Как бы они тогда общались между собой и передавали информацию?». (Дети отвечают: с помощью жестов, движений, рисунков и т.д.).

В конце беседы делается вывод, что информацию можно передать не только с помощью слов, но и с помощью невербальных средств.

3.  Игра «Через стекло».

Дети делятся на пары. Каждая пара по очереди представляет, что между ними стекло, через которое не проникают звуки, и пытается объяснить что-то друг другу без слов, с помощью жестов.

Можно предложить детям следующие темы:

- «Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поем и выйду»;

- «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю, где стакан»;

- «Надень шапку, на улице холодно» - «Я не буду надевать, я не замёрзну» и т.п.

4. Игра «Волшебный карман»

Психолог говорит: «Ребята, закройте глаза. Представьте себе какой-либо предмет, рассмотрите его получше, вспомните, как с ним нужно обращаться. Откройте глаза. Мысленно положите свой предмет в карман; он у вас волшебный и может вместить даже большой предмет. А теперь пусть первый ребёнок – водящий достанет из кармана свой воображаемый предмет и выполнит с ним какие-либо характерные для этого предмета действия. Тот, кто первым угадает этот предмет, сам станет водящим».

Дети выполняют задание.

5. Упражнение «Берёзки»

Психолог: «Встаньте там, где хотите. Представьте, что вы превратились в берёзки и все вместе образуете берёзовую рощу».

Включается лёгкая музыка; дети изображают деревья в разное время года, следуя словам-подсказкам ведущего:

«Лето: берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень: облетают листья на берёзках. Всё чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону, заставляет дрожать их ветки.

Зима: веточки на берёзках дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна: снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки».

6. Игра «Угадай эмоцию»

Каждый участник по очереди берёт карточку с изображением настроений (из игры «Театр настроения», рис. 1), не показывая её остальным. Задача играющего – по картинке узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, жестов и движений. Остальные дети должны угадать, какое настроение изображает водящий.

D:\РАБОТА\Самообразование\для проекта\фото проект\Фото1037.jpg

Рисунок 1. Карточки из игры «Театр настроения»

7. Упражнение «Говорящая рука»

Психолог: «Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы научились понимать другого человека по движению его рук. (Предъявляются карточки к игре «Говорящая рука», рис. 2, 3). Как вы думаете, что хочет сказать нам каждая рука?».

Ответы детей.

D:\РАБОТА\Самообразование\для проекта\фото проект\1.jpg

Рисунок 2. Карточки к игре «Говорящая рука»

D:\РАБОТА\Самообразование\для проекта\фото проект\2.jpg

Рисунок 3. Карточки к игре «Говорящая рука»

8. Упражнение «Расскажи стихи руками»

Выбирается стихотворение и дети придумывают к нему движения. Затем стихотворение «рассказывается» без слов.

Пример стихотворения:  

Есть в лесу под ёлкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый

Просит: «Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Мёду, рыбки из пруда».

«Баю-баю, надо спать», -

Напевает сыну мать.

«Ты уснёшь, и сон придёт –

Всё в корзинке принесёт».

(П. Воронько)

9. Рефлексия

Дети делятся с психологом своими впечатлениями, рассказывают, что им больше понравилось на занятии, что вызывало трудности, чему они научились.

Литература:

  1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М., 2003.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2007.
  3. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб., 2010.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др.

Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой)   Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)...

Азбука общения с детьми.

Советы для родителей....

Картотека музыкально дидактических игр по программе «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» Щипицына Л.М., Защиринская О.В.

Программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др.Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой) Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)...

Серия занятий по программе "Азбука общения"

АЗБУКА ОБЩЕНИЯВоспитывать культуру поведения — одна из важнейших задач нравственного воспитания. Программа «Азбука общения» поможет вам дать детям представление о различных формах вежливого общения м...

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у Винни-Пуха"

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "Путешествие в Снежландию"

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....