Сенсорный уголок для малышей
статья на тему

Описание игр в сенсорном уголке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорный уголок для малышей

    Нашу группу посещают дети от 1г. 6мес. до 3-х лет. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до 3-х лет является предметная игра.  Создавая сенсорный уголок, мы пытались решить следующие задачи:

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности;

- формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве);

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

 -Развивать умение группировать предметы;

-Развивать координацию движений рук, мелкую моторику;

-Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

-Воспитывать интерес к окружающему миру.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

    Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

   Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

    От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

    В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

   Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

   Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия.

  Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. По средствам различных дидактических игр ребенок наиболее легко все усваивает.

         Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: 
- является основой для интеллектуального развития; 
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; 
- развивает наблюдательность; 
- готовит к реальной жизни; 
- позитивно влияет на эстетическое чувство; 
- является основой для развития воображения; 
- развивает внимание; 
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; 
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; 
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; 
- влияет на расширение словарного запаса ребенка; 
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

         Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в мешочке? », «Догадайся, что за предмет».

     Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:

- Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую) .

 - Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат? », «Подбери фигуру» (детям раздают карты с вырезанными контурами фигуры). Педагог показывает фигуру, просит назвать ее, какого она цвета, у кого есть такая на карточке, и так далее пока дети не закроют все карточки, «Прятки».

 - Игры по формированию представлений о цвете предметов:

«Сделаем куклам бусы» Оборудование: Плоскостное изображение кукол, одетых в одинаковые платья разных цветов. Мелкие кружочки – бусы, таких же цветов что и платья.

Ход игры: Предложить детям выбрать кукол. Надо помочь куклам сделать бусы. Дети выкладывают бусы такого же цвета что и платье.

«Подбери чашку к блюдцам»

Ход игры: показывают детям кашку предложить найти такого же цвета блюдце.

«Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

   Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение : «Такой же шарик. Предметы одинаковые. Цветочки разные. » Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета «В какую коробочку», «Чудесный мешочек», «Разноцветные капли», «Сложи узор», «Назови какой», «Кто вышел погулять»).

Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.

    Предлагать детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Для самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери пазл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие. Дети проявляют интерес так же к наборам для завинчивания к мозаике.

       Игры с водой

В какие игры с использованием воды можно играть с маленьким ребенок, какие проводить эксперименты, как делать выводы. Изучение воды и ее свойств помогут осуществить знакомство с планетой Земля. И темой знакомства, как раз и стала вода!

 Игра на развитие моторики. Как известно, дети любят теребить все в руках. Делаем игрушку для тренировки пальчиков.

Необходимые материалы:

  Мягкая ткань (шелк)

  Прозрачная клеенка или пленка (главное, чтобы она была мягкая)

  Небольшие фигурки, мелкие детальки.

Ход работы:

Выкроить из ткани 2 прямоугольника (10*15). В одном из них вырезать окошко и прикрепить к нему прозрачную пленку (пришить на машинке). Сшить 2 прямоугольника с изнаночной стороны (лучше сделать по 2 шва) с трех сторон, на одной из сторон оставить небольшое отверстие, через которое можно вывернуть изделие на лицевую сторону. Через отверстие насыпать в «мешочек» риса и положить заготовленные фигурки. Зашить оставшееся отверстие.

Принцип игры:

  Малыш может просто теребить мешочек в руках, тренируя пальчики

  Можно просить его найти определенные фигурки, спрятавшиеся в мешочке. Перебирая пальчиками рис, через прозрачную пленку ребенок ищет обозначенные фигурки.

Можно делать теметические мешочки: новый год,  день рождения, звери, игрушки и т.д. или мешочки разной формы.

Развиваем тактильные ощущения. Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое занчение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит очень много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся. Недавно я сделала новую игру для развития тактильных ощущений, которой бы и хотела поделиться с вами.

Материал:

  крышечки из-под пюре или сока

  разнофактурные тряпочки и бумажки

  клей

Ход работы:

  вырезать из различных лоскуточков кружочки такого же размера, как и крышечки и приклеить их

Так как крышечек у меня было не очень много, то и вариантов лоскутков пока получилось мало. Но с появлением новых крышек, будут появляться новые фактуры.

Как играть:

  Положить все крыщечки в непрозрачный мешочек и просить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой (кожа), пушистой (мех), шершавой (бархат), ребристой (вильвет) и т.д.

  Можно искать пары одинковых фактур

  Можно искать противоположные фактуры (не похожие), например, мех и кожа.

  Еще можно сшить коврик из разных тканей и искать крышечку с такой же тканью, как и на коврике (на ощупь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок во второй младшей группе"

Данная статья предназначается воспитателям МБДОУ. Руководствуясь данным материалом воспитатели могут оформить сенсорный уголок второй младшей группы, правильно организовать предметно- развивающую сред...

Сенсорный уголок "Домик"

Сенсорный уголок "Домик" Цель: развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12497853","attributes":{"alt":"","class":"media-im...

Театральный уголок для малышей

Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…Театрализация ценна тем, что включает работу п...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

сенсорный уголок в младших группах

материал знакомит с оборудованием сенсорного уголка в младших группах...

Сенсорный уголок в ДОУ

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.Сенсомоторный уголок в группе предназначен:Для ст...