Доклад на тему: «Модульное планирование воспитательно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сухомлинова Ольга Александровна

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Модульное планирование воспитательно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»

Подготовила: воспитатель

разновозрастной 2 младшей группы

 Сухомлинова О.А.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

Планирование это определение системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на достижение поставленной цели, четко и конкретно сформулированной с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея комплексности  содержания  образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время становится объединяющей. Тематика  определяется на основе содержания программы, а также сочетания темообразующих факторов  в числе которых:

реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (природные явления, общественные события, праздники);

воображаемые события, взятые из художественных текстов при их прочтении детям;

события, специально «смоделированные» воспитателем  (исходя из развивающих задач - внесение в группы необычных предметов, незнакомых детям, вызывающих интерес, исследовательскую активность или стимулирующих созидательную деятельность);

события, происходящие в жизни группы, «заражающие» детей, корни которых лежат в средствах массовой коммуникации, игрушечной индустрии.

Все эти события могут послужить отправным моментом для подбора конкретного содержания детской деятельности, в которое как бы упаковываются развивающие задачи. То или иное событие может определить тематику всех видов деятельности на какой-то момент времени, а возможен вариант,  когда они будут независимы по тематике.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное, модульное.

Основными принципами модульного планирования являются:

комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Структурными компонентами модульного проектирования образовательного процесса  могут выступать три взаимосвязанных модуля.

Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы»  (Игровая деятельность, Образовательные области:  «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Модуль  2.  «Взаимодействия педагога с детьми»

2.1.                Непосредственно-образовательная деятельность.

2.2.                Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах.

Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей» (организация условий для самостоятельной деятельности детей, т.е. создания развивающей предметно – пространственной среды, позволяющей ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного,   реализовать  свое право на свободу выбора деятельности, применить знания, полученные в ходе общения и взаимодействия со взрослым в самостоятельной деятельности и реализующегося  через предметное наполнение развивающих  центров).

3.1.                Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.2.                Детская инициатива в различных видах деятельности (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь»)

Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников» (педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, психолого – педагогическая поддержка семьи повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей) 

При планировании содержания образовательной деятельности необходимо учитывать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, общение, коммуникативная и т.д.), ориентироваться на тему и задачи, которые сформулировали исходя из основного содержания образовательной программы дошкольной организации.

Модуль 1. «Основные направления реализации образовательных областей программы». В нем формулируются задачи по реализации образовательных областей Программы, решение которых   позволит в рамках выбранной темы достичь предполагаемых результатов.

Модуль 2. «Взаимодействия педагога с детьми» включает в себя 2 раздела: 2.1. «Непосредственно-образовательная деятельность» и 2.2. «Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах». В разделе 2.1 планируется деятельность детей в соответствии с учебным планом. 

При планировании развивающей образовательной ситуации необходимо учитывать ее логику в реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса, взаимосвязь с предшествующей деятельностью и перспективой, отраженных в разделе 2.2..

Требование к выбору сюжета развивающей образовательной ситуации – наличие общей ориентировки детей в предлагаемом им содержании, в способах практических и умственных действий.

«Коммуникативная деятельность» - реализация образовательной области «Речевое развитие». Планируется деятельность,  направленная на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

«Познавательная и исследовательская деятельность» - включает деятельность способствующую развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становление сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.  Для возникновения интереса детей к познанию необходимо, чтобы систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни,   давались им в доступной форме.

Познавательно-исследовательская деятельность планируется в трех направлениях: исследование объектов живой и неживой природы, познание предметного и социального мира, математическое и cенсорное  развитие.

 «Изобразительная деятельность» - планируется как организация  продуктивной деятельности, добровольной, строящейся на партнерстве с включенным в нее взрослым..

«Чтение художественной литературы» - благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и культурные практики  эта неформализованная деятельность,  занимающая  большую часть времени, которое проводит ребенок в дошкольной образовательной организации,  Это игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика. Эта деятельность может быть организована не со всей группой, а с частью детей, но с таким расчетом, чтобы дети, участвующие в деятельности могли рассказать и научить впоследствии других детей

Модуль 3. «Самостоятельная деятельность детей»

3.1.        Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В разделе размещается перечень предметного оснащения развивающих центров в соответствии с реализуемой темой. Предполагается,  что в центрах царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Развивающая предметно-пространственная среда формируется в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями по основным направлениям детской деятельности. Включает игровые и учебные материалы, достаточные для самостоятельных, подгрупповых и групповых занятий. В свободном доступе должны быть неоформленные открытые мероприятия, стимулирующие  приобретение навыков предпочтения, письма, сотрудничества (кооперации), проявление фантазии, воображения, способствующие созданию атмосферы приключений, открытий.

Содержательный компонент развивающей предметно-пространственной среды  изменяется в процессе и вследствие реализации темы. Целесообразно внесение  в план  оснащение прогулки.

3.2.        «Детская инициатива в различных видах деятельности» (способы направления и поддержки детской инициативы «недирективная помощь») -  планируется деятельность обеспечивающая помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, в самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей и проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, творческой деятельности. Полноценно этот раздел может быть спланирован, при использовании технологии «План-дело-анализ», при которой дети участвуют в планировании, имеют возможность самостоятельно добывать знания, работая в центрах активности, презентуют результаты своей деятельности по ее окончании  На данном этапе это могут быть следующие мероприятия: НОД по предложению детей,  детские мини-проекты, обсуждение - подведение итогов самостоятельной деятельности, организация помощи малышам, проведение тематических дней.

Модуль 4. «Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников»

Педагогический мониторинг- изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи, выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании детей, удовлетворенности деятельностью педагогов, анкетирование, беседы, диагностические игры.

Педагогическая поддержка (мероприятия, способствующие сплочению родительского коллектива, детей  родителями, совместная деятельность на темы совместных путешествий, увлечений, творческой деятельности, формирование традиций группы)

Педагогическое образование (удовлетворение образовательных  запросов родителей, семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, родительские клубы)

Совместная деятельность педагогов и родителей (совместные праздники и досуги, детские дни рождения, формирование групповых традиций, совместные с детьми формы деятельности)

Представленные компоненты модульного проектирования образовательного процесса способствуют построению образовательного процесса  в контексте  современных требований.